Пик Гермогенова.

2
20 августа 2013 в 22:43 8000 просмотров
Записки инструктора Дидоры Сергея . 28 июля 2013 года, ущелье Адыл су. Фото А. Тюрина (2013 год).
Желание сходить 3 А на этот пик было давно. Но нормальных описаний, «раскладок» не было. «Тройка» эта почти единственная комбинированная в этом районе. «Клетки» и разряды здесь не причём. Мы могли «выбрать» более гламурный вариант. Просто маршрут на этот красивый пик (со сложным подходом и микстовым лазанием) был необходим группе наших второразрядников.


Те «горы», которые пошли в «клетки» граф второго разряда были несколько другой направленности (типа 3 Б на Казбек, участие в спас работах, скальные кавказкие и крымские тройки и др.). Не хватало настоящей «комбинашки».

Очень хотелось выйти на подход с «турьих» ночёвок. Это одни из лучших и красивых ночёвок на Кавказе. Были люди и инструктора, которые ходили на подход с них и так же есть «линия» в книге Наумова.


Группа на "Турьих" ночёвках.

Прямо с морены ледника я повёл группу в широкий кулуар с участками снега вверху. Подойдя к этому снегу, стало ясно, что нужна страховка. А значит верёвка, беседка, станции. Пришлось всё доставать на опасном и крутом осыпном и снежном склоне, в центре кулуара. А ведь надо «одевать» всё на себя сразу (а не думать, что каски достаточно). Четыре верёвки – такой «маленький маршрут», и мы на СЗ гребне. Ну, всё! Теперь вперёд! Ясно, что на «начало» мы не вышли т.к. нет ни петель, ни следов альпинистской деятельности. По рассказам тех, кто ходил – всё должно обходиться справа. По простым скалам прошли один жандарм. Обходов мало. Появился второй – ну, наверно за ним… На седьмом жандарме впечатляющий 45 м вертикальный дюльфер (исполнялся впервые). Конечно, это уже была вторая половина дня. Мы знали, что идём «не там». Мы вышли на СЗ. гр значительно раньше, чем начало маршрута, и никто здесь не ходил никогда! Всего 15 верёвок гребня и долгожданная петля! Здесь были люди! Уже веселей! Но и вечер рядом. Надо ночевать. Площадку сделали – опыт цейских «строительных» работ имелся. Подводим итоги. Один рабочий день уже прошёл! В преодолении не нужного, не маршрутного, скального гребня 3 й к.тр (да ещё в тумане и мелком периодическом дожде). Кто виноват? Руководитель группы – в данном случае он же инструктор, который завёл «не туда». Что делать?! Есть два варианта: 1 й – Спускаться; 2 й – Подыматься. 1 й . Спускаться опасно тем, что не знаем, что там…? И не хочется. Ведь дошли к началу маршрута. 2 й – Подыматься - хотим, но планировали только одну ночёвку. А она уже «случилась». Выбираем вперёд!


В кулуаре "на подходе".

"Не нужная" ночёвка на не хоженом гребне.

Утром сборы палатки и своих вещей. После ночёвки, лазание по сырым скалам С.гр. (уже маршрута) напряжено и медленно. Радуют петли спусковые, площадки под палатку. Где и сколько запоминаем. Восемь верёвок и скальный «динозавр» закончился узкой, не более 2 х метров снежно – ледовой перемычкой. Дальше сн. – ледовый склон и бастион (на глаз – верёвок 10). Время 13 10. Солнце активно и между тучами ласкает бастион и СЗ гребень (левая часть бастиона). Последний расчленён кулуарами со льдом и скальными блоками, гребешками. Видно, что очень разрушен (на отдельных участках). Предлагаю не идти во второй половине дня из за опасности камнепада и «влажного» льда в кулуаре. Все согласны. Но! Вторая ночёвка! И так рано! Пока совещались – время 13 30. Что делать? Спускаться? Так вершина уже рядом. Красивая и комбинированная, «страшная» для глаза и опасная во второй половине дня. Ладно – становимся на ночёвку! Площадка уже есть. Она на узкой перемычке скального гребня не более 2,5 м в длину и столько же в ширину. Выложена предшественниками. Уклон не идеальный. В течение нескольких часов делаем коррективы, перестройку и модернизацию. Всё это время «загораем» и наблюдаем как к 16 – 17 часам начинают падать камни со скал бастиона, и льётся вода по стенам, стекает под снежник. Кушать будем «остатки» (всё что есть) – ведь завтра утром «последний и решительный бой». Чая нет – выпили. Ребята предлагают заварить цветы ромашки, которые растут на гребне. Очень ароматно и полезно. Все довольны.

Обрабатывали - но я принял предложение "обойти".

На радиосвязи излагаем свои «опасения» и «обоснования» ночёвки. Руководство сборов и так «напугано» и предлагает нам «обойти» бастион по крутому сн.ледовому склону в сторону западного гребня. Конечно, хотелось и надо бы идти по маршруту Старостина. Мы настроены. Хочется быть волевым и целеустремлённым. Но! Как инструктор я прекрасно понимаю безопасность предложенного нам пути и возможность ледово – снежной альпинистской работы в группе. Долго думаю, но безопасность для меня важнее.


Утром обходим бастион справа. Крутой снег, лёд – 350 м. Все поработали вдоволь. Научились страховаться, делать станции на снегу, фирну и льду. Холод страшный. Ранее утро. Возле З. гребня ветер «передувает» с юга на север. Мы «стынем» и вытираем «мокрые» носы. Я «счастлив», что одел поверх полара винблоковую куртку.

Сейчас выйдем на западный гребень – это 2 Б – и вперёд! Вышли. Хода нет! Острый гребень обрывается на юг отрицательными стенами. Только обход в ледовый кулуар с двумя 10 метровыми камнями – пробками. Скрипя зубами, посылаю туда лидера группы. Сразу находит крюк, оттяжку с карабинами и на стене (в стороне от кулуара) станцию и кусок 8 метровой верёвки вмёрзшей в лёд склона. Всё как в суровых альпинистских фильмах про такие же суровые восхождения. Пять метров сложного лазания (в кошках) на камень – пробку, перила, удивление сложностями у всей группы. Мы в кулуаре.

Конец верёвки вмёрзшей в лёд в левом нижнем углу.

Впереди следующая «пробка» - прохода не видно. Поэтому выходим на гребень. Хорошая, сложная верёвка и мы на южной стороне предвершины пика Гермогенова. Вторую «пробку» обошли. Здесь тепло, ветра нет. Куда идти?! Находим рукавички, банки и «тропы», которые приводят нас к жандарму. Он не обходиться. На его верху видим, что выше ничего нет. В 12 30 мы стоим на вершине. Это действительно пик и наша «четвёрка» едва может на нём разместиться. Записка трёхлетней давности. Не часто посещается. Почему? Нам частично понятно.

Куда спускаться? Туда, откуда пришли. Находим петлю. Дюльфер. А дальше? Решили искать спуск на СЗ. гребне. Спускаемся лазанием и проходим по гребню ниже. Видны петли. Дюльферяем к ним. Везде требуются свои репшнуры. Всё ветхое и не надёжное. Спускаемся по крутому кулуару. На третьем «дюльфере» верёвка «перебивается камнем (ровно в её середине). Связываем её узлом. При продёргивании «застряёт». Приходится подниматься на зажиме. Минута к минуте и уже 18 00. Оптимистично верим в быстрый спуск до темноты. Но ещё два дюльфера занимают остатки светлого времени. Виден снежник (склон) и спуск 25 м на него. Если по скалам, то ещё два дюльфера. Решаем! На снег. Забиваю крюк. Петля. Проверяем. Спускаемся на снег за три верёвки от перемычки. Под ногами слышен шум воды. На отдельном участке(10 -12 м) это просто поток воды. Речка под снегом. Проваливаемся «по пояс». Спускаемся ниже. Хорошо, что есть возможность »докопаться» до льда (глубина снега до 1 м) и закрутить ледобур. А вдруг «унесёт течением» вниз! Становится темно и появляется туман. В кромешной темноте, по скалам, приходим к палатке, когда перевалило к полуночи. Все мокрые, усталые и вынужденные ночевать на маршруте в третий раз. Пьём «любимый « нами чай с ромашки. К нашей радости «нашлись» аж ЧЕТЫРЕ! сладких батончика (которые оставляли на случай голодной смерти – как заначку). Смерть отступает – а «наши» наступают.

Утром солнце с южной перемычки между Чегет карой и п. Гермогенова согрело вещи, нас, палатку. Поспавшие и осознавшие, что Гора «дарит» нам на спуск хорошую погоду, мы начинаем спуск по «динозавру» к спусковой перемычке. Заранее решив спускаться в сторону ночёвок «на рыжих камнях». И вот уже в 14 00 мы на пустых, безжизненных ночёвках возле ледника Бжедух. Всё! Можно снять беседки и раздеться. Можно думать, что через два часа каждый будет в «Очаге», под перевалом ВЦСПС. Там друзья, там душ, еда, уют и конец этой «экспедиции».

Пик Гермогенова научил нас (надеюсь каждого) относится к альпинизму более серьёзно. Ведь нами пройдено не менее 40 верёвок вверх и 15 дюльферов вниз. Всё это было более чем в реальных условиях. Все наши ошибки (каждого) и тактические и технические, наше неумение ориентироваться, правильно и быстро принимать решение приводили к дополнительным ночёвкам, стрессу, усталости и раздражительности. Те действия, приобретённые знания и умения (в том числе и впервые), взаимопомощь на этом «длинном» восхождении, чрезвычайно полезны каждому. Возможно сама Гора так «захотела», чтобы посмотреть, как эти мелкие муравьи будут вести себя в создаваемой (самими же) ситуации. И в то же время – Гора была к нам благосклонна.


В альпинизме важен результат. Хороший результат – это успешный и безаварийный подъём и спуск с Горы. Поэтому, открывая свою книжку альпиниста, я буду обращать внимание на запись этого восхождения на пик Гермогенова. Оно было для нас не простым – но оно состоялось. Для каждого из нас и для Горы. Ей такое же спасибо, как и участникам восхождения.

Для тех, кто решиться пойти на пик Гермогенова выход на гребень в нижней его части (на фото самая нижняя часть левого гребня). Вид со стороны ночёвок на "рыжих".

Восхождение совершено группой разрядников секции «КривбассАльп» на альпиниаде Днепропетровской области в ущелье Адыл су с 22 по 26 июля 2013 года.

Инструктор Дидора Сергей;

Участники Тюрин Александр;

Зенич Ростислав;

Асваров Максим.


Виден весь маршрут (это снято с севера). Виден даже гребень который "стоил" нам одного рабочего дня и следующих "приключений".


http://alpkr.pp.ua/content/kak-pik-germogenova-uchil-nas-alpinizmu

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU