8 февраля 2013 года
состоялось подписание лицензионного соглашения между Русским географическим обществом и Русским центром арктических исследований о передаче Морской ледовой автомобильной экспедиции флага РГО. Завтра участники экспедиции выезжают на Северную Землю, на остров Средний, где на полярной станции "Остров Голомянный" займутся подготовкой к старту двух экспедиционных автомобилей ЕМЕЛЯ−3 и ЕМЕЛЯ−4. Экспедиция должна будет сначала повторить свой, уже пройденный в 2009 году, маршрут до Северного полюса, а затем взять курс на канадский остров Элсмир и далее на поселок Резолют. До полюса машины будут двигаться более одного месяца и проедут 2000 км по торосам, полыньям и полям тонкого льда. После полюса маршрут не станет легче, хотя направление движения будет южным. Следите за продвижением команды ЕМЕЛИ на сайте РГО rgo.ru, на сайте экспедиции yemelya.ru, на Фэйсбуке facebook.com/mlae2013.
На фото: исполнительный директор РГО Геннадий Олейник и генеральный директор РЦАИ Афанасий Маковнев
+++
9 февраля 2013
Одна из сложнейших экспедиций XXI века тихо стартовала с перрона Ярославского вокзала г. Москвы. На фото: команда “МЛАЭ-2013". Все семь участников будущей Морской ледовой автомобильной экспедиции: Маковнев Афанасий, Елагин Василий, Ваньков Андрей, Обиход Владимир, Шкрабкин Алексей, Козлов Николай, Исаев Сергей.
Участники экспедиции:
Елагин Василий Игоревич
Родился 20 февраля 1953 года в Москве. Руководитель и организатор экспедиции МЛАЭ, главный конструктор «Емели». По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса по альпинизму, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж–Дакар, организатор ралли Париж–Москва–Пекин. Проехал около 1000 км по побережью Чукотского моря на «Буране». Был участником нескольких автомобильных арктических экспедиций «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. В марте 2008 года его автомобиль «ЕМЕЛЯ» стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического. В марте-апреле 2009 года под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях Емеля-1 и Емеля-2, стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. Руководитель и организатор экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.
Маковнев Афанасий Владимирович
Родился 24 марта 1962 года в Москве. Заместитель руководителя экспедиции МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009. По образованию конструктор микроэлектронной вычислительной аппаратуры (МАИ), по призванию фотограф и кинооператор, по профессии – организатор этнографических путешествий на собаках и кожаных эскимосских байдарах на Чукотке и Аляске. На Чукотке несколько лет возглавлял бригаду эскимосских охотников на моржей и китов. Ледовый опыт: семнадцать весенних сезонов провел на плавучем льду в Беринговом, Чукотском, Карском морях, в море Лаптевых. В его активе: горные восхождения, сплавы по рекам, спуски в пещеры, морские парусные путешествия на каяках и байдарах через Берингов пролив и вокруг Берингова моря и в одиночку на лодке вокруг Чукотского полуострова, полярные снегоходные и автомобильные экспедиции на Чукотке, Таймыре, Ямале, Полярном Урале, в Якутии. Зимой 1989/90 года в Америке в гонке на собаках John Beargrease SledDog Marathon выиграл приз Sportsmanship Award и кубок Hans Engelson Award, после чего получил предложение от компании Fiat возглавить экспедицию по льду через Берингов пролив на машине. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.
Обиход Владимир Николаевич
Родился 2 сентября 1955 года в г. Коростень Житомирской области. В 2008 году водитель-механик в экспедиции МЛАЭ. По образованию инженер-механик (МВТУ им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Работает инженером в НИИ. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011
Шкрабкин Алексей Аркадьевич
Родился 23 сентября 1957 года в Москве. Инструктор по альпинизму. Стаж 10 лет. Восхождения на Эльбрус, Шхару (Верхняя Сванетия), Киргиз-Ата. Спортивные разряды по авторалли, альпинизму, горным лыжам, водному туризму. Любимые места путешествий: плато Путорана, Шантарские острова в Охотском море на катамаранах. Участник экспедиции МЛАЭ-2009.
Ваньков Андрей Павлович
Родился 17 июня 1979 года в г. Миассе. Учился в Миасском автомеханическом техникуме, служил в армии, с августа 2005 года участвует в строительстве и конструировании автомобиля «Емеля». Участник экспедиции МЛАЭ-2011.
Исаев Сергей Владимирович
Родился 3 апреля 1957 года в Москве. Учился в Московском геолого-разведочном институте, служил в армии, работал в «Аэрогеологии», спелеолог. Мастер спорта международного класса по альпинизму, восходил на все семитысячники СССР, Южную стену Аннапурны, исследовал пещеру Снежная, пересек Австралию на автомобиле. Работает в компании «Альпиндустрия», профессиональный гид на Эльбрусе. Участник МЛАЭ-2011.
Козлов Николай Николаевич
Родился 1 сентября 1983 года в пос. Дугна Калужской области. После школы учился на столяра-плотника и водителя, служил в армии, затем обучался сварке металла, токарному и фрезерному делу, механике у мастеров – профессионалов своего дела. Водитель большегрузных автомобилей, трелевочных тракторов, экскаваторов. Занимается заготовкой леса для своего пилорамного производства. С 2008 по 2012 год работал сезонным водителем в геологических экспедициях в Западной Сибири.
+++
Цель Морской ледовой автомобильной экспедиции 2013 года
00.45 (UTC-4) 77° 16,751N, 095° 22,887W. За сутки прошли 300 км, до Резолюта по прямой 310 км, но на деле это выйдет километров 400 (надо огибать остров Девон). Погода хорошая, тепло, сегодня ветрено (ССВ). Весь день дымка, к вечеру видимость улучшилась. Так что не исключено, что в Резолюте окажемся 8-го мая. Всем привет.
P.S. Время выезда и остановки не указано, значит, едем посменно.
В. Елагин
Мы едем по льду Норвежского залива по ровному снежному покрову с мелкими застругами. Средняя скорость - 18 км/час, за сутки проезжаем около 200 км. За шесть майских дней проехали по Канаде уже 945 км. До Резолюта остается меньше 400 км. Двое за рулями, остальные отсыпаются и встают на смену. Мысли у всех механиков о Резолюте и как там законсервировать машины на год, какие запчасти привезти. У меня мысли о том, как завершить съемки, записать интервью каждого участника, какие задать вопросы. Если есть предложения по вопросам - пишите!
В День радио с 12:30 мы работали в эфире с радиолюбителями на частоте 14 289 КГц, связь была прямо во время движения. Недалеко от Spit (Kate) Island машина провалилась правой стороной в воду под снегом и накренилась на правый борт. Дверь прижало к снегу, экипаж выходил через люк в крыше рядом с излучателем антенны Atas-120, поэтому работу на передачу пришлось прекратить. Под снегом была трещина, пересекающая весь пролив Penny Strait. Трещина оказалась коварной - на вытаскивание машины ушло два часа.
В трёхстах метрах от нас эту же трещину использовало семейство молодых моржей. Они мирно лежали и грелись на солнышке, хотя их и обдувал крепкий северный ветерок при -20 °С. Я отправился к ним выполнять свои прямые обязанности в экспедиции – снимать кино. Медленно подполз к моржам на 27 шагов и, пока они меня терпели, принимая за тюленя, лежал рядом и вел киносъёмку. Потом один из моржей с краю стал пробиваться к воде по телам других, всех разбудил, я встал и вёл съемку стоя до тех пор, пока они все не занырнули в воду. Тут подъехали машины. Но моржи больше не показывались. Видимо, дышали где-то в трещине под снегом, ожидая, когда мы уедем.
Афанасий
7 мая 2013 года.
Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY0/RK0BWW/P, координаты N76° 53,080’ W097° 18,770’
Hornby Island, near Grinell Peninsula of the Devon Island (IOTA NA009).
Поздравляем всех радиолюбителей с Днем радио! Сегодня от Виктора RW0BG пришло сообщение, что заявка о временной работе с территории Канады позывным VY0/RK0BWW/P принята и разрешение получено, официальные бумаги посланы обычной почтой.
C 12:28 до 13:10 во время движения на частоте 14 289 КГц состоялись QSO:
76°28,206N, 097°19,602W, Одометр 3737 км, до деревни Резолют по прямой 230 км. Погода солнечная -15°, ветер крепкий, СЗ, дымка, западный берег пролива едва виден.
Едем уже трое суток посменно, рельеф позволяет бодрствовать в машине одному человеку, торосы, периодически гряды которых встречаются на пути, несложные, работы пешнёй не требующие. Народ торопится в деревню, в основном из гастрономических соображений: рацион наш в силу безалаберно-хищнического пользования оскудел безобразно. Сало есть, а сухарей к нему нет, чай есть, а сладкое к нему отсутствует. Некоторым из нас просто снится сгущёнка, другим что-то более изысканное, но менее сладкое.
Два с половиной месяца в дороге, они, знаете ли, выводят человека на чистую воду. Зато есть очень много, я бы сказал, нескончаемо много туалетной бумаги ужасного качества. Это Сыктывкар производит такой ужас, но и его применить некуда.
Очень, конечно, интересна культура эскимосов-инуитов. Меня, в частности, она особенно интересует в части обхождения с рыбой и морепродуктами. Дорога наша пролегает по местам очень красивым, с гористыми берегами, некоторые вершины прямо достойны кисти Рериха, да и освещение невероятное, цвета очень нежные, несмотря на отсутствие восходов-закатов. Из зверей видели полярного волка-красавца, медведицу с малышом, моржей куча валялась на льду около большой лунки. Наш оператор А. Маковнев подполз к ним на неприлично близкое расстояние и вдоволь насладился, вращая ручку своего аппарата.
Мы же в это время были заняты очередным извлечением машины из ледовой трещины. Канадцы, особенно в сильный ветер, мастерски научились маскировать их от пришельцев, и мы с завидной регулярностью в эти волчьи ямы (в отличие от волков) попадаем. Ничего не поделаешь, нас сюда ехать никто не заставлял, разве что гипертрофированный патриотизм: доказать всему миру не знаю что. Но … до Резолюта 280 км, а не световых лет, и это внушает надежды на благополучное завершение отпуска некоторых представителей российских трудящихся. О чём сразу и доложу.
С утра пройдено 101 км., в ночную заступает Влад. Николаич Обиход (зеленая машина), он у нас ударник и скромной «соточкой» не ограничивается. Ход сдерживают заструги и волчьи ямы (см. предыдущий опус). Видели три раза медведей. А потом случилось несчастье (нет-нет, все живы): любопытный медведь долго прилаживался, заходил на нас, как учили, против ветра, потом осмелел и, подойдя к капоту, стал заглядывать внутрь красной кибитки. В этот момент кто-то затаив дыхание снимал из машины, кто-то из зелёной приладил длинный объектив, чтобы дать «крупняк», а кто-то нажал на сигнал, и всё - фотосессия не состоялась. Нервы … Такое бывает только раз. Потом были ещё медведи, мамаша с подростком, но все они шарахались от нас, как … от ладана.
Ещё 200 км до цели, так что, может, и снимем что-нибудь. Машины едут, задний мост отключён, дифференциалы свободны, расход с тремя прицепами, теперь уже лёгкими, по средней паршивости местности примерно 23-25 л. 100 км, так что солярки хватает. Начали рваться ленты на колёсах, 4000 км - это их расчётный ресурс, запасные есть. Еды тоже много, но она вся в пакетиках, сами понимаете, большого воодушевления не вызывает. Тем приятнее будет потом приобщиться к местной культуре, особенно в части еды. Всем привет.
С 12:28 до 13:40 UTC состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4» на частотах 14 289 КГц 14 303 КГц, трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P, координаты N75° 06’ W96° 42’ McDougall Sound, 4 km from Cornwallis Island
С 12:28 UTC на частоте 14 289 КГц состоялись QSO:
RO9O Александр (Новосибирск) - net control
R1NA Александр (Сортавала) - net control
С 12:30 UTC перешли на частоту 14 289 КГц, состоялись QSO: