8 февраля 2013 года
состоялось подписание лицензионного соглашения между Русским географическим обществом и Русским центром арктических исследований о передаче Морской ледовой автомобильной экспедиции флага РГО. Завтра участники экспедиции выезжают на Северную Землю, на остров Средний, где на полярной станции "Остров Голомянный" займутся подготовкой к старту двух экспедиционных автомобилей ЕМЕЛЯ−3 и ЕМЕЛЯ−4. Экспедиция должна будет сначала повторить свой, уже пройденный в 2009 году, маршрут до Северного полюса, а затем взять курс на канадский остров Элсмир и далее на поселок Резолют. До полюса машины будут двигаться более одного месяца и проедут 2000 км по торосам, полыньям и полям тонкого льда. После полюса маршрут не станет легче, хотя направление движения будет южным. Следите за продвижением команды ЕМЕЛИ на сайте РГО rgo.ru, на сайте экспедиции yemelya.ru, на Фэйсбуке facebook.com/mlae2013.
На фото: исполнительный директор РГО Геннадий Олейник и генеральный директор РЦАИ Афанасий Маковнев
+++
9 февраля 2013
Одна из сложнейших экспедиций XXI века тихо стартовала с перрона Ярославского вокзала г. Москвы. На фото: команда “МЛАЭ-2013". Все семь участников будущей Морской ледовой автомобильной экспедиции: Маковнев Афанасий, Елагин Василий, Ваньков Андрей, Обиход Владимир, Шкрабкин Алексей, Козлов Николай, Исаев Сергей.
Участники экспедиции:
Елагин Василий Игоревич
Родился 20 февраля 1953 года в Москве. Руководитель и организатор экспедиции МЛАЭ, главный конструктор «Емели». По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса по альпинизму, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж–Дакар, организатор ралли Париж–Москва–Пекин. Проехал около 1000 км по побережью Чукотского моря на «Буране». Был участником нескольких автомобильных арктических экспедиций «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. В марте 2008 года его автомобиль «ЕМЕЛЯ» стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического. В марте-апреле 2009 года под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях Емеля-1 и Емеля-2, стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. Руководитель и организатор экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.
Маковнев Афанасий Владимирович
Родился 24 марта 1962 года в Москве. Заместитель руководителя экспедиции МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009. По образованию конструктор микроэлектронной вычислительной аппаратуры (МАИ), по призванию фотограф и кинооператор, по профессии – организатор этнографических путешествий на собаках и кожаных эскимосских байдарах на Чукотке и Аляске. На Чукотке несколько лет возглавлял бригаду эскимосских охотников на моржей и китов. Ледовый опыт: семнадцать весенних сезонов провел на плавучем льду в Беринговом, Чукотском, Карском морях, в море Лаптевых. В его активе: горные восхождения, сплавы по рекам, спуски в пещеры, морские парусные путешествия на каяках и байдарах через Берингов пролив и вокруг Берингова моря и в одиночку на лодке вокруг Чукотского полуострова, полярные снегоходные и автомобильные экспедиции на Чукотке, Таймыре, Ямале, Полярном Урале, в Якутии. Зимой 1989/90 года в Америке в гонке на собаках John Beargrease SledDog Marathon выиграл приз Sportsmanship Award и кубок Hans Engelson Award, после чего получил предложение от компании Fiat возглавить экспедицию по льду через Берингов пролив на машине. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.
Обиход Владимир Николаевич
Родился 2 сентября 1955 года в г. Коростень Житомирской области. В 2008 году водитель-механик в экспедиции МЛАЭ. По образованию инженер-механик (МВТУ им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Работает инженером в НИИ. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011
Шкрабкин Алексей Аркадьевич
Родился 23 сентября 1957 года в Москве. Инструктор по альпинизму. Стаж 10 лет. Восхождения на Эльбрус, Шхару (Верхняя Сванетия), Киргиз-Ата. Спортивные разряды по авторалли, альпинизму, горным лыжам, водному туризму. Любимые места путешествий: плато Путорана, Шантарские острова в Охотском море на катамаранах. Участник экспедиции МЛАЭ-2009.
Ваньков Андрей Павлович
Родился 17 июня 1979 года в г. Миассе. Учился в Миасском автомеханическом техникуме, служил в армии, с августа 2005 года участвует в строительстве и конструировании автомобиля «Емеля». Участник экспедиции МЛАЭ-2011.
Исаев Сергей Владимирович
Родился 3 апреля 1957 года в Москве. Учился в Московском геолого-разведочном институте, служил в армии, работал в «Аэрогеологии», спелеолог. Мастер спорта международного класса по альпинизму, восходил на все семитысячники СССР, Южную стену Аннапурны, исследовал пещеру Снежная, пересек Австралию на автомобиле. Работает в компании «Альпиндустрия», профессиональный гид на Эльбрусе. Участник МЛАЭ-2011.
Козлов Николай Николаевич
Родился 1 сентября 1983 года в пос. Дугна Калужской области. После школы учился на столяра-плотника и водителя, служил в армии, затем обучался сварке металла, токарному и фрезерному делу, механике у мастеров – профессионалов своего дела. Водитель большегрузных автомобилей, трелевочных тракторов, экскаваторов. Занимается заготовкой леса для своего пилорамного производства. С 2008 по 2012 год работал сезонным водителем в геологических экспедициях в Западной Сибири.
+++
Цель Морской ледовой автомобильной экспедиции 2013 года
До канадского острова Элсмир не более 30 км. Его хорошо видно по всему южному горизонту – вечером сопки освещены розовым светом низкого незаходящего солнца. Торосов стало заметно больше, 4-5 баллов, если говорить языком гляциологов.
Вчера мы обратились в канадскую ледовую службу Министерства окружающей среды Канады. Нам ответили Darlene Langlois – Head of Ice Service Canada Chief Ice Forecast Operations Marine and Ice Services Meteorological Service of Canada Environment Canada и Scott Weese – Senior Ice Forecaster | Prévisionniste principal des glaces Canadian Ice Service | Services canadien des glaces. Они прислали аннотированные снимки со спутников RADARSAT-2, NOAA18, NOAA19 visible. По ним вполне можно ориентироваться и принимать решение, куда двигаться. Пока курс на юг на Ward Hunt Ice Shelf.
Афанасий
29 апреля 2013 года.
Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P, координаты N 83° 41’W 75 57’
C 12:30 до 13:30 UTC на частоте 14 120 КГц состоялись QSO:
Сегодня 33 км езды среди плотных торосов, перемежающихся короткими полями. До припая у канадского острова Элсмир остаётся не более 10 км. Перед нами развёрнута величественная панорама из заснеженных сопок высотой от 1000 до 2500 метров. Прямо на юг мы видим British Empire Range. Чуть левее к востоку – United States Range. А правее к западу – Challenger Mountains.
За день мы проехали 33 км, а по прямой 25 км, температура –17 °С, P 1025 mb, ветра нет, днём был слабый СВ. Ночуем в точке: ML130429V 21:56 UTC-4 N 83° 13,890' W 075° 52,512'.
Координаты N 83°07,945, W 075°58,878. На припай выехали в 21.20. Океан позади. Одометр - 2632 км. По дрейфующему льду 2430 км. За сегодня одолели всего 18 км, из них полезных 11. Много петляли в прибрежных торосах, по топливу k=1.62. Топлива осталось ровно 1000 литров. Истрачено 2200 литров. На дрейфующем льду, включая расход отопителей, с тяжёлыми караванами и в условиях тяжелейшего бездорожья расход составляет 42л/100км. Погода хорошая, -16°, ветра нет. Готовимся к дороге в Резольют. Ставим хабы на задние мосты для экономии топлива. Машины и люди в порядке.
Ну вот мы и в Канаде!
Океан, и одновременно самая большая пустыня в мире, позади. Состояние при выезде на ровный лёд припая было более чем невесёлым. Замечательный, захватывающий дух жизненный этап уходит в прошлое. Известно давно: достижение цели есть лишение её. Теперь впереди возращение домой и post factum-ная суета. Для рождённого кочевником есть два счастья в жизни: счастье дороги и счастье от сознания того, что тебя ждут и предвкушение встречи. А потом всё снова…
Теперь к делу. Канада оборонялась до последнего: торосы на последних 50 км пути можно сравнить только с торосами в море Лаптевых, когда мы с трудом преодолевали притяжение России. В нейтральных водах, как и положено, было вполне себе нейтрально. На полюсе было интересно созерцать «минутных» в прямом смысле слова туристов, прилетавших посмотреть на нас на вертолёте, успевавших только сделать пулемётную очередь фотокамерой и загоняемых ровно через минуту назад, в «летадло» вечно нервными вертолётчиками.
Паковые льды канадской Арктики навевали бы мысли о вечном, если бы не необъятные объёмы работы пешнёй, превращавшие нас, по основоположнику, из мечтателей опять в человеков. Дрейфораздел в зоне паковых льдов, которые не всегда могут одолеть даже атомные монстры-ледоколы, забудется не скоро. А вот медведей у них меньше. Афанасий со знанием дела утверждает, что они все свалили на ПМЖ в Гренландию. Проверить не представляется пока возможным, поэтому приходится верить. Расслабляться пока рано, до деревни Резольют даже по российским меркам не близко, 1500 км. Канадская ледовая служба, любезно обеспечившая нас спутниковыми снимками и профессиональными комментариями к ним, предупредила о возможности встречи с открытой водой и прижимами торосов к берегу. В общем, выспались, чистим машины ото льда, намёрзшего за время купаний, и в дорогу.
До связи.
В. Елагин.
P.S. Доели последнего муксуна из Воркуты, короче говоря, пора поближе к людям.
Сообщение для всех радиолюбителей. 30 апреля 2013 года в 21:21 местного времени (UTC-4) команда МЛАЭ-2013 пробилась через высокие береговые торосы и выехала на припай у берега острова Ellesmere, Canada (27 км западнее острова Ward Hunt). Северный Ледовитый океан остался позади. Координаты места выхода на припай N83°07,928’ W075°59,059’. Утром 1 мая эта новость была передана в канадское представительство ИТАР ТАСС (информационный спонсор экспедиции) и дальше распространялась по его каналам.
2 мая 2013 года состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY/RK0BWW/P, координаты N 82° 57’ W 079° 49’ Ellesmere Island (IOTA NA008).
C 12:32 до 12:40 UTC на частоте 14 120 КГц состоялись QSO:
R1NA Александр (Сортавала)
UA6HZ Валерий (Ессентуки)
RA0BM Виктория (Норильск)
12:40 до 13:30 UTC на частоте 14 289 КГц состоялись QSO:
UA9QM Валерий (Курган)
UA9SGQ Станислав (Оренбург)
RA3PCI Сергей (Узловая)
UA6HZ Валерий (Ессентуки)
UI4I Александр (Тольятти)
UA9MAF6FHO
UA1ORK
R8IA
I6FLD
П0ВИУ
ВУ9ИЛ
МЛ2ВЧ
ВД7ДП
К6НН
КФ1ЩЦ
ГФ9ЬФ
Геннадий (около Омска)
КЯ1ЩФ Виктор
НГ3Ф
ГФ0ФЩЯ
КФ4СМ Анатолий (Петров)
К8ЬС
Валерий UA6HZ поздравил нашу команду с достижением северо-американского континента.
Олег RV3DGC через коллег-радиолюбителей передавал привет руководителю МЛАЭ-2013 Василию Елагину.
Мы благодарим Александра R1NA за помощь на частоте.
30 апреля 2013 года в 21:21 местного времени (UTC-4) команда МЛАЭ-2013 пробилась через высокие береговые торосы и выехала на припай у берега острова Ellesmere, Canada (27 км западнее острова Ward Hunt). Северный Ледовитый океан остался позади. Координаты места выхода на припай N 83°07,928’ W 075°59,059’. Утром 1 мая эта новость была передана в канадское представительство ИТАР-ТАСС (информационный спонсор экспедиции) и дальше распространялась по его каналам. Все участники экспедиции здоровы, автомобили в хорошем состоянии, с прицепов обкололи лед, намёрзший после многочисленных купаний в полыньях, в бочках еще остаётся более 1000 литров солярки, которой должно хватить на дорогу длиной около 1600 км до столицы провинции Nunavut – поселка Resolut.
Координаты 81°45,866N, 91°29,475W. Одометр 2945 км, по припаю проехали 300 км на ЮЗ, до входа в пролив Нансена 30 км, скорее всего на юг двинем по нему. Канадская ледовая служба рекомендовала этот путь, хоть он и длиннее на 150 км. Погода хорошая, только сегодня поднялся ветер ЮВ, сильный, на завтрак и заправку спрятались за айсбергом. До Резольюта примерно 1000 км: по топливу вроде проходим, зависит от застругов или глубины снега.
4 мая 2013 г. состоялась радиосвязь из автомобиля «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY0/RK0BWW/P, координаты N 81° 45’ W 091° 29’ Ellesmere Island (IOTA NA008).
C 12:25 до 14:00 UTC на частоте 14 289 КГц состоялись QSO:
RA0BA Александр (Норильск)
RO9O Александр (Новосибирск) - net control
R1NA Александр (Сортавала)
UA9QM Валерий (ок. Кургана)
UA6HZ Валерий (Ессентуки)
UR3IC Виктор (Донецк)
RW4NH Александр (Киров)
RZ9DX/9 Валерий (Диксон)
UA9CUA Фёдор
RX6AKM Иван
RA0BM Виктория (Норильск)
RN1ON Алексей (Архангельск)
R9ULM Максим (Кемерово)
UA1OIZ
RA1OD Дмитрий
VE1NG (Canada)
R3AR
RW9LL
SP5IT
UA4HEJ
UA0ADX Сергей (Богучаны, на Ангаре)
OH2BGD
RP68J Валерий (Нижневартовск)
ES1BA
13:00 UTC
N8OC
N9JV
RK9UN Олег (Новокузнецк)
VK8NSB
UU2JQ
HB9BHY
UA9LP
RN0SRR Алексей (Саянск)
UX7IN Виктор (Красноармейск)
SA3ANZ
LA8DW
VE2JCW
13:18 UTC
UT5MB Александр
UA4PKX
SP8IIS
IK2QPR
UA9SGQ
RA3DAD
UA4PCM
US3IX Юрий (Донецк)
UA0ASS
RW3YC/9 Василий (Норильск)
UT7EX
HA5WG
R27UTR
UR5LCZ
13:33 UTC
OM5MF
ON6ZK
DL1EZ
OM3JW
RC9F
UA9JLL
RW4HD
13:41 UTC
OK2RU
UR7EN
ON6ZK
RA4LKW
RA4DAA Дмитрий (Саратов)
UA9UPC
7L1CYC
RV9JN Владимир
RI4LFQ
С 13:54 до 16:30 UTC состоялись QSO с движущегося курсом 215° автомобиля:
22.30 (UTC-4) Координаты 79° 01,149N, 086° 16,708W. Одометр 3311 км. Дорога пошла хорошая, только местами гряды торосов, за сутки проехали 270 км. Погода отличная, ландшафты окружают нас потрясающие. Красота! Пасха, одним словом. Всех со Светлым Христовым Воскресением!
Трансарктическая экспедиция МЛАЭ-2013 достигла берегов Канады и работает с островов Канадской Арктики!
Морская ледовая автомобильная экспедиция – МЛАЭ-2013, движущаяся на автомобилях-амфибиях «Емеля-3» и «Емеля-4» из России через Северный полюс достигла берегов Канады и продвигается вглубь Канадской Арктики до конечной точки маршрута – поселка Резолют Бей.
По маршруту движения в канадской провинции Nunavut был активирован остров Ellesmere (NA-008), а сейчас работа в эфире ведётся с Axel Heirberg Island из редких Sverdrup Islands (NA-043). Используется позывной VY0/RK0BWW/p, оператор Афанасий Маковнев, зам. руководителя экспедиции. Группа радиообеспечения в составе RA0BM, UA6HZ, RW0BG, RO9O, RA9J, R1NA и других радиолюбителей выходит на связь с экспедицией в зависимости от графика движения ~ с 12.00 до 14.00 UTC на частоте 14289 КГц (основная частота 14 120 КГц по достижении Северо-Американского континента была изменена). На маршруте используется трансивер YAESU FT-957D с автомобильной антенной ATAS-120. Экспедиция планирует, пройдя группу островов Parry Islands (NA-009), финишировать в Resolute Bay на острове Cornwallis в конце мая – июне. Следите!
73! Юрий Заруба UA9OBA, RRC#1
www.qrz.ru
МЛАЭ-2013
Морская ледовая автомобильная экспедиция 2013
www.yemelya.ru, www.facebook.com/mlae2013
6 мая 2013 года.
Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY0/RK0BWW/P, координаты N 78° 08,871’ W 088° 50,960’
Hyperite Point, Axel Heiberg Island (IOTA NA043).
C 12:30 до 16:00 UTC на частоте 14 289 КГц состоялись QSO: