Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)

МЛАЭ 2015

Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)


С 25 февраля по 15 мая 2015 года под флагом Русского географического общества пройдет Морская ледовая автомобильная экспедиция из США в Россию через Берингов пролив и далее вдоль арктического побережья в Дудинку.

Успешно проведены пять этапов поекта, практически все в соответствии с заявленными графиками, поставленные перед каждым этапом задачи выполнены, травм и обморожений у участников не было, отснят богатый фото- и видеоматериал.

Заключительный переход через Берингов пролив весной 2015 года, по общему мнению, является одним из самых непредсказуемых, что обусловлено невероятно высокой степенью подвижности дрейфующих льдов в этой акватории. Успешное его преодоление с последующим пробегом вдоль практически всей азиатской части арктического побережья России будет весомым подтверждением передовых позиций России в области не только освоения высоких широт, но и заботы о сохранности легко ранимой природы Арктики

Планируется выпустить книгу-альбом, а также создание фильма, который сведёт воедино все этапы этого уникального кругосветного похода не только в контексте спортивных достижений и технической подготовленности автомобилей и команды, но также и истории освоения Арктики, зачастую такой драматичной.

Основные участники экспедиции:



1) Елагин В.И., руководитель, главный конструктор, геолог;

2) Обиход В.Н., главный механик;

3) Шкрабкин А.А., водитель-механик;

4) Козлов Николай Николаевич, механик

5) Скляров Виктор Васильевич, IT-специалист, связь, навигация

6) Ушаков А.Н., фотограф, водитель

http://www.yemelya.ru

+++

Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)

www.yemelya.ru

Север


25 февраля 2015 г. 18:00 UTC-9, Анкоридж, ул. Рэббит Крик (Кроличий ручей), дом Брайена Риипа.


Приходим в себя после 20 часов чистого лёту, закупаем продукты под мудрым руководством жены Брайена Лены. Из окон дома, стоящего на склоне холма открывается красивый вид на море, Анкоридж, вдалеке виднеется красавица Мак-Кинли. Вчера нам везло, над Гренландией было чистое небо и мы насладились созерцанием величественной панорамы. Потом везение продолжилось, и, невзирая на мрачные предсказания консульских офицеров и моего старшего брата, мы провели в очереди на границе не обещанные 2 часа, а всего 15-20 минут, ввоз оружия оформили ещё за 10, не довелось нам испытать себя и стоянием в знаменитых Нью-Йоркских пробках. Зато удалось вдалеке разглядеть небезызвестную огромную тётку из бронзы. Всё хорошо, только спать уж очень хочется, как американцы живут в этом времени, понять нормальному человеку не представляется возможным. Вон, пожалуйста, у нас время и часовые пояса тусуют начальники как хотят, и народ счастлив. Погода в Анкоридже тёплая, мерзость всеобщего потепления докатилась и сюда, старт знаменитой тысячемильной гонки на собачьих упряжках перенесён в Фэйрбэнкс, чувствительно севернее. В Барроу тепло, но уже на арктический манер, не 30, а только 15 градусов мороза. Вылетаем в Барроу 27-го, груз колёс и остальной мелочёвки уже там, так что теперь дело за нами. Всем привет и до связи.

В. Елагин.

Комментарии участника: Анатолий (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 31 )
  
#31 | Анатолий | 22.11.2015 13:06
  
1
Экипаж автомобилей «Емеля» – среди номинантов «Хрустального пика» в номинации «Outdoor-проект года».



Хрустальный пик. Outdoor-проекты. МЛАЭ-2015





6 мая 2015 года руководитель Морской ледовой автомобильной экспедиции Василий Елагин сообщил: «Мы в Дудинке. Арктическая кругосветка длиной более 16 тысяч километров завершена».
Проект продолжительностью 4 года (с учетом паузы на год) позади! И теперь экипаж автомобилей «Емеля» – среди номинантов «Хрустального пика» в номинации «Outdoor-проект года».



Информация о проекте

Его продолжительность – 4 года – связана с коротким сезоном, когда можно двигаться по дрейфующим льдам. Начинать двигаться можно, когда устанавливается хотя бы 6-7 часовой полярный день, т.е. в начале марта, а заканчивается всё, когда становится тепло и усиливаются подвижки льда, т.е. в начале мая.

В этом году участники экспедиции предприняли финальный этап: Василий Елагин и его команда преодолели более 6000 км на вездеходах «Емеля» от города Барроу (Аляска, США) до российской Дудинки (Красноярский край).

До этой четырёхлетней полярной кругосветки был ещё один поход до Северного полюса на первой инкарнации машин Емеля. Всего пройдено 24000км, из них по дрейфующим льдам более 7000 км.

МЛАЭ -2015. Из Барроу через Берингов пролив на Чукотку (с. Энурмино) и далее вдоль северного побережья России в СЛО до Таймыра и далее по р. Хатанга до Норильска и Дудинки.
Период проведения 4-го этапа: 04.03.2015 - 06.05.2015. Протяженность этапа более 6000 км. Из них 1180 км по дрейфующим льдам.
Участники экспедиции: В.И. Елагин - организатор и руководитель всех этапов МЛАЭ, В.Н. Обиход, А.А. Шкрабкин, Н.Н. Козлов, А.Н. Ушаков, В.В. Скляров.

МЛАЭ-2014. Из п. Резольют до Барроу с 12.03.2014 по 19.04.2014 Общая протяжённость этапа 3650 км.
Участники: В.В. Елагин - руководитель экспедиции, В.Н. Обиход, А.А. Шкрабкин, Н.Н. Козлов,
В.Ю. Купцов.

МЛАЭ-2013. От полярной станции на острове Голомянный (Северная земля) через Северный полюс до п. Резольют (Канада) с 01.03.2013 по 08.05.2013 Общая протяжённость этапа 4000 км. Этап полностью автономный (Unsupported).
Участники: В.В. Елагин - руководитель экспедиции, А.В. Маковнев, В.Н. Обиход, А.А. Шкрабкин, Н.Н. Козлов, А.П. Ваньков, С.В. Исаев.

В 2012 году экспедиция не состоялась по причинам не подвластным простому жителю России. Спонсоров не было, а перелёт на Сев. Землю с вертолётами, летящими на выборы, заблокировал Центризбирком.

МЛАЭ-2011. Старт МЛАЭ. От п. Ново-заполярный в Тазовском р-не через Карское море до о. Голомянный в архипелаге Северная земля с 04.03.2011 по 17.04.2011. Общая протяжённость этапа более 2800 км.
Участники: В.В. Елагин - руководитель экспедиции, А.В. Маковнев, В.Н. Обиход, А.П. Ваньков,
А.А. Зайцев, В.И. Яночкин, С.В. Исаев.

На вопросы Риск.ру отвечают Василий Елагин, Виктор Скляров и Алексей Ушаков



- Как вообще родилась идея этого проекта? Понимаю, что это чаще всего задаваемый вопрос, и все-таки! Тем более, что это один из немногих неальпинистских проектов, хорошо известных альпинистскому сообществу ввиду состава организаторов и участников.

Василий Елагин: Идея переехать из России (Чукотка) в Америку (Аляска) появилась у меня в далёком 1992 году. В 1993 мы с Сенаторовым ездили на Чукотку, я летал на вертолёте вдоль границы территориальных вод, смотрел состояние льда, впервые увидел торосы.
Деньги на экспедицию в ту пору найти не удалось, к арктической теме вернулся в 2002 году в качестве механика в экспедиции Чукова. После участия в четырёх им организованных экспедициях, понял – надо строить свою машину, что и было исполнено к 2008 году.

В 2008 году съездили на Северную Землю к мысу Арктическому, вернулись в Москву.
Провели модернизацию машин и в 2009 году поехали на полюс. Это был самый трудный поход из всего цикла экспедиций на «Емелях», всё для нас было внове, учились многому по ходу пьесы, много ломали машины, учились находить проходы в торосах, преодолевать полыньи. Машины на полюсе, до которого добрались в последние минуты до принудительной нас эвакуации, пришлось оставить, народ даже слезу пустил при расставании.

Главное, тем не менее, было сделано, мы добрались до полюса! Снова построили две машины, с учётом приобретённого опыта. Внешне они похожи на предшественников, а внутренности подверглись более чем серьёзной модернизации.


- Почему именно кругосветка, почему именно на «Емелях»?

Василий Елагин: Почему кругосветка? Это естественным образом продолжает идею создания сверхпроходимых, экологически правильных автомобилей, соединённую с честолюбивыми планами оставить за командой красивый русский след в истории освоения Арктики, что и удалось сделать. Путь по дрейфующим льдам океана протяжённостью 2600 км был преодолён за 55 дней и без поддержки извне.

Берингов пролив был последним серьёзным испытанием для техники и команды в этой кругосветке.

Почему на «Емелях»? Да потому что на других машинах этого не пути не одолеть, это раз, а во-вторых, это же наши машины.



- Четыре года - это маленькая жизнь. Конечно, кроме ежегодной экспедиции в течение года есть чем заняться, и тем не менее, когда точно знаешь, где каждую весну будешь, это накладывает определенный отпечаток на жизнь и заставляет планировать с учетом этого. Стал ли этот проект эмоциональным испытанием для его участников?


Виктор Скляров: Я только однократно участвовал в экспедиции. Для этого мне пришлось два года не брать официальный отпуск. Но очень хотелось. Однако эмоциональная нагрузка была каждый год, поскольку я создавал и поддерживал сайт экспедиции, а также осуществлял информационную поддержку экспедиции. Особенно запомнился поход 2009 года к полюсу на машинах Емеля 1 и 2. Василий Елагин в плане распространения информации о планах и задачах очень суеверный человек. Вдруг напишешь, а потом всё не получится. Поэтому об отбытии МЛАЭ-2009 к полюсу я узнал только, когда экспедиция была уже на Северной земле. Для начала меня попросили сделать сайт, а когда экспедиция упёрлась в первую километровую полынью, меня попросили организовать получение информации о состоянии льда по снимкам со спутников.

Пришлось связаться с Питерским ААНИ. Там оказались очень чуткие люди. В результате я каждое утро получал снимок ледовой поверхности с указанием точки нахождения экспедиции. Поскольку Елагин не очень любит всякие компьютерные штучки, то передать снимок на борт Емели возможности не было. И вот я распечатывал снимок на принтере, делал поправку на дрейф и перемещался на работе с папочкой с распечаткой. Как только звонил Елагин, а позвонить он мог в любое время, я доставал снимок и начинал ему рассказывать на словах, где по отношению к их положению расположены большие разводья и как их объехать.



В. Е.: По эмоциональной нагрузке (не только в отрицательном смысле), эти экспедиции не уступают гималайским, а, возможно, и превосходят. В силу того, что в альпинизме принципиально всё уже сделано, от маршрута к маршруту меняются только сложность и скорость прохождения, командой, в двойке или соло, а здесь всё было как у Хиллари с Тенцингом – волрос: возможно это в принципе или нет.

На Эвересте к 2009 году побывало около 4000 человек, а на северный полюс своим ходом, пусть даже и с поддержкой с воздуха, мы добрались 222-228-ми. Разница? А если сосчитать тех, кто без поддержки, то окажется человек 50, не больше.


- Считаете ли вы эту экспедицию на 100% успешной?

В. Е.: Считаю весь проект удавшимся, более того, исполненным в хорошем стиле.

В. С.: Более чем успешная экспедиция. Попытки конкурирующих проектов (например, Полярное кольцо В. Чукова) сделать хоть малость из того, что сделано на Емелях, потерпели полный крах. Нет сейчас не только в России, но и в мире ни техники, ни команд, способных повторить это достижение.

Алексей Ушаков: Однозначно успешная экспедиция. И реализация и, что не менее важно, масштаб задуманного, масштаб мечты руководителя. Ведь большинство даже и мечтать не будут о таких «нереальных» проектах.



- Особенности жизни в «Емелях» – поделитесь, пожалуйста.

В. С.: Жизнь в «Емелях» проста и незамысловата. Подъём с рассветом, прогреть вибастой машину, прогреть двигатель, приготовить горячую воду для завтрака, подкачать колёса и вперёд, с пешнёй наперевес, искать и прокладывать дорогу в торосах. Изумительно, если удаётся проехать 50-60 км в день. Но были дни, когда 5 км – уже счастье. А «рекорд» 500 м. Это ежедневная работа на морозе, а вечерами все собирались на совместный ужин со строганиной, горячим супом, чаем. Потом в спальник. В машине холодно, как и за бортом, но спальники тёплые. И опять утром нужно собрать волю в кулак и быстренько вылезти из спальника в замёрзшую действительность.

А. У.: Вполне комфортная жизнь, настолько, насколько может быть комфортным длительное пребывание в ограниченном пространстве небольшой группы людей. Самое главное, «Емели» в любое время давали ощущение дома, надёжного дома.



- А в целом что нужно учитывать во время подготовки подобной экспедиции?

В. Е.: Своей победой как конструктора и руководителя считаю правильный набор запчастей и инструментов: взято было с собой всё, что понадобилось, и почти ничего лишнего. Остальное участники и сами знали, что брать.

Спасибо альпинизму, друзей с правильной подготовкой к такому походу оказалось достаточно.
Остальные требования к участникам серьёзных экспедиций кратко сформулировал когда-то ещё Тур Хейердал: «чтобы обладали чувством юмора», остальное подразумевается само собой.

В. С.: Конечно, подготовленная техника – это очень большой козырь. Но, пожалуй, слаженная работа команды важнее. А ещё, конечно, это ряд технических приёмов, наработанных с 2008 года. Без них даже не знаю, удалось бы преодолеть дрейфующие льды или нет. И конечно огромную роль сыграло то, что в каждой экспедиции были люди, имеющие бесценный опыт предыдущих походов и могущих обучить новых членов экспедиции.


- От этапа к этапу состав команды отчасти менялся. Во всех четырех этапах участвовали самые стойкие?:)) Чем вас так зацепил север?

В. С.: У всех есть жизненные обязательства, семьи. Далеко не все могут себе позволить уехать на 2-3 месяца и пожертвовать очень многим на большой Земле.
Я попал в полярную кругосветку, имея за плечами достаточно большой альпинистский опыт. Никакие морозы, неудобства, ежедневная работа меня не пугали. В силу жизненных реалий я давненько не был в длительной экспедиции. Не считать же таковыми походы выходного дня на Эльбрус. И Север зацепил. Эти бесконечные просторы, нетронутая красота природы. Ты ощущаешь себя песчинкой в этом бескрайнем ледовом хаосе. Однако проходит день, другой, третий и ты вдруг понимаешь, что все твои усилия не напрасны. Север очень разнообразен и красив и проникнуться его мощью и неповторимостью можно только в таких длительных походах, а никак не в однодневках с Барнео на полюс.


А. У.: Я участвовал в экспедициях 2009-го и 2015-го годов. «Самых стойких» много вокруг. Нельзя сказать, что участвовали самые-самые, но что не абы кто – это точно. Севером «болею» давно. Его простор, несуетливость, величие. Очень быстро Север ставит тебя на правильное место в «табеле о рангах». Ты песчинка на Земле. Это не унижение, просто с этим нужно считаться.


- От экспедиции к экспедиции сами Емели дорабатывались? С учетом каких факторов?

В. С.: Было две реинкарнации автомобилей. Емеля-1 и Емеля-2 на которых достигли полюса в 2008 году и которые в силу сложившихся обстоятельств были на полюсе оставлены. И Емеля-3, 4, которые были построены с учётом приобретённого опыта эксплуатации первых Емель. В процессе четырёхлетнего похода их конструкция никак не дорабатывалась. Да это и невозможно было сделать, поскольку от предыдущей экспедиции до следующей они находились очень далеко от Москвы. Слетать на выходной день на Северную землю, в Резольют или Барроу очень проблематично и накладно.

- Какие знания, умения и опыт нужны участникам такой экспедиции для ее успеха. И какой опыт вы приобрели, осуществив ее?

В. С.: Умение выживать в экстремальных ситуациях, жить и работать в условиях постоянного холода, взаимодействовать и не конфликтовать длительное время в маленьком коллективе – всему этому многие члены экспедиций МЛАЭ были обучены в предыдущей альпинистской жизни. С этим проблем не было. Для того, чтобы справиться с проблемами поломок техники в экспедициях всегда было 2-3 профессиональных механика. А вот опыт нахождения на дрейфующих льдах, преодоления полыней, вытаскивания машин с воды на лёд, поиска проходов в торосах – это всё впервые.

А. У.: Выносливость, в первую очередь психологическая. Что особенно важно в маленьком коллективе.


- Что оказалось самым сложным в этом проекте? И как решали эти вопросы?

В. С.: Похоже, что самое сложное – найти деньги на реализацию мечты. Всё остальное преодолевается легче. Например, в 2012 году не нашли спонсоров, готовых оплатить перелёт на вертолётах из Дудинки на Северную землю (машины стояли на Северной земле после экспедиции 2011г.) Это был год выборов в думу. Договорились с Центризбиркомом о том, что когда вертолёты с урнами для голосования полетят на Северную землю, то забросят и членов экспедиции. Однако разрешение на это господин Чуров прислал через полчаса после того, как вертолёты улетели. Поэтому в 2012г. экспедиция не состоялась.

А. У.: Не скажу на счёт самого сложного, не знаю. Но наступал момент, когда нужно было ехать в непрерывном режиме. И не день-два, а неделями. Иногда из-за хронического недосыпа ловил себя на некотором «пофигизме».


- Объективно и субъективно была ли эта экспедиция опасной? Какие опасности были основными? И что было предусмотрено на случай непредвиденных ситуаций?

В. Е.: Про опасности. Основная опасность для команды зашифрована в национальном коде участников. Попробуйте найти европейца, отравляющегося преодолевать 300-метровую полынью, затянутую тоненькой корочкой льда под которой вода температурой -2*С, на дворе -30*C, без спасжилета? Если вывернется из маленькой лодочки такой джентльмен, единственное, что можно гарантировать, так это отсутствие долгих мучений перед отбытием в лучший из миров. Ружьё в зонах с большим количеством медведей переставали таскать с собой на второй день. Опасно ходить в одиночку в поисках проходов по тонкому льду, вовсе не факт, что удастся выбраться снова на лёд. Воистину, мы (русские) всё-таки отличаемся от остального человечества – бессмысленным отсутствием страха перед преждевременным и совершенно необязательным отбытием ТУДА.

В. С.: Конечно же, самыми опасными были ситуации, когда приходилось преодолевать полыньи при сильном торошении. Самое страшное при этом – потерять машину. В советской зоне Арктики была договорённость о подстраховке вертолётами погранслужбы. В районе полюса подстраховка была вертолётами с Барнео. Ледовая обстановка практически ежедневно предоставлялась нам специалистами ААНИ Ю. Быченковым и В. Смольяницким. В Канадской Арктике действует Канадская служба спасения. Мы с ними очень плотно общались и постоянно получали снимки ледового покрова, прогнозы подвижек льда и рекомендации по движению. Самая главная страховка – это два автомобиля, постоянно работающие при преодолении преград в тандеме.


А. У.: Замёрзший океан – не место для беспечных прогулок. Беспечность — самая большая опасность. «Гуляя» среди торосов в поисках проезда, можно встретить медведя. Чтобы себя хоть как-то обезопасить, брали ружьё (хотя оно и мешает), и далеко в одиночку не уходили. Из-за беспечности можно провалиться на тонком льду, а если рядом никого — это опасно


- Проект завершился – какие воспоминания и ощущения после себя он оставил? Что приходит в голову в первую очередь? А во вторую?:)

В. Е.: Что осталось после похода? Печаль, что красивый проект завершился, и, если двигаться дальше, надо изобрести что-нибудь ещё более заковыристое, что непросто, во всяком случае, на поверхности не лежит.

В. С.: Я ещё молод и живу, раз мне удалось увидеть что-то новое в моей жизни, чего я никогда не видел. Грусть, Вряд ли когда то ещё раз удастся попасть в высокие широты с такими прекрасными людьми.


А. У.: Это уникальный проект. Воспоминания о нём ценны сами по себе. Это пусть небольшая, но всё-таки часть моей жизни с огромной эмоциональной амплитудой. Радость и печаль, отчаянье и надежда, и конечно мгновенья счастья. Это именно мгновенья, они коротки, они как вспышки, но они сделали мою жизнь богаче.

Источник: http://www.risk.ru/blog/206445
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU