На автомобилях - к Северному Полюсу и далее в Канаду. МЛАЭ-2013


Дневник экспедиции.



8 февраля 2013 года
состоялось подписание лицензионного соглашения между Русским географическим обществом и Русским центром арктических исследований о передаче Морской ледовой автомобильной экспедиции флага РГО. Завтра участники экспедиции выезжают на Северную Землю, на остров Средний, где на полярной станции "Остров Голомянный" займутся подготовкой к старту двух экспедиционных автомобилей ЕМЕЛЯ−3 и ЕМЕЛЯ−4. Экспедиция должна будет сначала повторить свой, уже пройденный в 2009 году, маршрут до Северного полюса, а затем взять курс на канадский остров Элсмир и далее на поселок Резолют. До полюса машины будут двигаться более одного месяца и проедут 2000 км по торосам, полыньям и полям тонкого льда. После полюса маршрут не станет легче, хотя направление движения будет южным. Следите за продвижением команды ЕМЕЛИ на сайте РГО rgo.ru, на сайте экспедиции yemelya.ru, на Фэйсбуке facebook.com/mlae2013.
На фото: исполнительный директор РГО Геннадий Олейник и генеральный директор РЦАИ Афанасий Маковнев

+++

9 февраля 2013
Одна из сложнейших экспедиций XXI века тихо стартовала с перрона Ярославского вокзала г. Москвы. На фото: команда “МЛАЭ-2013". Все семь участников будущей Морской ледовой автомобильной экспедиции: Маковнев Афанасий, Елагин Василий, Ваньков Андрей, Обиход Владимир, Шкрабкин Алексей, Козлов Николай, Исаев Сергей.


Участники экспедиции:


Елагин Василий Игоревич
Родился 20 февраля 1953 года в Москве. Руководитель и организатор экспедиции МЛАЭ, главный конструктор «Емели». По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса по альпинизму, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж–Дакар, организатор ралли Париж–Москва–Пекин. Проехал около 1000 км по побережью Чукотского моря на «Буране». Был участником нескольких автомобильных арктических экспедиций «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. В марте 2008 года его автомобиль «ЕМЕЛЯ» стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического. В марте-апреле 2009 года под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях Емеля-1 и Емеля-2, стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. Руководитель и организатор экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.




Маковнев Афанасий Владимирович
Родился 24 марта 1962 года в Москве. Заместитель руководителя экспедиции МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009. По образованию конструктор микроэлектронной вычислительной аппаратуры (МАИ), по призванию фотограф и кинооператор, по профессии – организатор этнографических путешествий на собаках и кожаных эскимосских байдарах на Чукотке и Аляске. На Чукотке несколько лет возглавлял бригаду эскимосских охотников на моржей и китов. Ледовый опыт: семнадцать весенних сезонов провел на плавучем льду в Беринговом, Чукотском, Карском морях, в море Лаптевых. В его активе: горные восхождения, сплавы по рекам, спуски в пещеры, морские парусные путешествия на каяках и байдарах через Берингов пролив и вокруг Берингова моря и в одиночку на лодке вокруг Чукотского полуострова, полярные снегоходные и автомобильные экспедиции на Чукотке, Таймыре, Ямале, Полярном Урале, в Якутии. Зимой 1989/90 года в Америке в гонке на собаках John Beargrease SledDog Marathon выиграл приз Sportsmanship Award и кубок Hans Engelson Award, после чего получил предложение от компании Fiat возглавить экспедицию по льду через Берингов пролив на машине. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011.




Обиход Владимир Николаевич
Родился 2 сентября 1955 года в г. Коростень Житомирской области. В 2008 году водитель-механик в экспедиции МЛАЭ. По образованию инженер-механик (МВТУ им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Работает инженером в НИИ. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011



Шкрабкин Алексей Аркадьевич
Родился 23 сентября 1957 года в Москве. Инструктор по альпинизму. Стаж 10 лет. Восхождения на Эльбрус, Шхару (Верхняя Сванетия), Киргиз-Ата. Спортивные разряды по авторалли, альпинизму, горным лыжам, водному туризму. Любимые места путешествий: плато Путорана, Шантарские острова в Охотском море на катамаранах. Участник экспедиции МЛАЭ-2009.



Ваньков Андрей Павлович
Родился 17 июня 1979 года в г. Миассе. Учился в Миасском автомеханическом техникуме, служил в армии, с августа 2005 года участвует в строительстве и конструировании автомобиля «Емеля». Участник экспедиции МЛАЭ-2011.



Исаев Сергей Владимирович
Родился 3 апреля 1957 года в Москве. Учился в Московском геолого-разведочном институте, служил в армии, работал в «Аэрогеологии», спелеолог. Мастер спорта международного класса по альпинизму, восходил на все семитысячники СССР, Южную стену Аннапурны, исследовал пещеру Снежная, пересек Австралию на автомобиле. Работает в компании «Альпиндустрия», профессиональный гид на Эльбрусе. Участник МЛАЭ-2011.



Козлов Николай Николаевич
Родился 1 сентября 1983 года в пос. Дугна Калужской области. После школы учился на столяра-плотника и водителя, служил в армии, затем обучался сварке металла, токарному и фрезерному делу, механике у мастеров – профессионалов своего дела. Водитель большегрузных автомобилей, трелевочных тракторов, экскаваторов. Занимается заготовкой леса для своего пилорамного производства. С 2008 по 2012 год работал сезонным водителем в геологических экспедициях в Западной Сибири.


+++

Цель Морской ледовой автомобильной экспедиции 2013 года





Источник: http://www.yemelya.ru/

Комментарии (35)

Всего: 35 комментариев
  
#1 | Анатолий »» | 28.03.2013 16:31
  
3
ДНЕВНИК МЛАЭ-2013. (хронология снизу вверх!)





25 марта 2013 г.

Наши координаты N8229,832 E10353,417. Погода ясная, ветра почти нет, да и рельеф вполне гуманный – можно ехать практически без остановок. Но не зря говорят, что лучшее – враг хорошего. Вот и мы попались на этот крючок, ехали-ехали себе совсем неплохо, а тут как раз свежезамёрзший разрыв в нужном нам направлении. Соблазн прокатиться по идеальной дороге был таков, что устоять невозможно. Поехали и не учли, что никогда автопоездом такой длины и веса по сомнительному льду не ездили. На полном ходу задний прицеп провалился-таки в воду. Инерцией каравана его снова вырвало на поверхность, но рывок был такой силы, что водило прицепа сломало. Ремонт – семь с лишним часов. В результате дневной результат оказался более чем скромным – 31 км, правда, почти полностью на север.
Теперь немного о вчерашних приключениях. Вчера мы плавали. Плавать мы умеем, но любим не очень, хлопотное это дело, а главное – мокрое. В этот раз решение оказалось очень своевременным: когда вторая машина только выбиралась на берег, берега на глазах стали расходиться. Река не Амазонка, конечно, но из метров 150 шириной стала превращаться в действительно серьёзную преграду. Переплывали её установленным порядком: сначала одна машина перетаскивает другую через блок, закреплённый на противоположном берегу, который попадает туда на надувной лодке вместе с двумя самыми отчаянными членами экспедиции. Эти члены назначаются отчаянными по очереди, установленной начальством. Вчера переправа заняла около двух с половиной часов, но надежда, что это время с течением времени сократится, во мне ещё угасла не окончательно: например, прицеп, провалившийся одним колесом под лёд, нам удаётся поставить на ровный киль и вытащить на твёрдый берег за несколько минут.
Что ещё новенького? До полюса по прямой всего ничего – 838 км, а там под горку, на юг дело должно пойти легче. Так и живём мечтами об этом. Вроде ничего особенного, а хочется под горку, хотя знаем, не заработали пока, но стараемся. Привет всем на суше.
С уважением, В. Елагин.


22 марта 2013 г.

Сегодня почти весь день ехали курсом 45-50 вдоль огромной полыньи шириной местами в несколько километров. Мы подъехали к ней вчера, из неё валил густой пар – свидетельство того, что лёд разорвало совсем недавно. Чуть-чуть опоздали. Вчера был первый день, когда её Величество Арктика дала нам немного передохнуть. Наконец-то пошли ледовые поля, перемежающиеся ледовыми грядами, но это не было уже зоной сплошного торошения, и мы тут же, за полдня, проскочили около пятидесяти километров. Закончилось недолгое наше счастье, как водится, серьёзной полыньёй. Но всё проходит, и это прошло: полынья завершилась эффектным полукружьем линии отрыва и, разделившись на кучу мелких трещин, дала нам возможность перебраться на северный её берег. На ночёвку остановились в начале одиннадцатого часа – не хотелось оказаться в зоне дроблёного льда и активного дрейфа.
Получили снимок от ААНИИ: на нём неплохо видно, куда нам надо стремиться, чтобы минимизировать количество разрывов. Степень торошения на снимках, к сожалению, не видно – не позволяет разрешение. Световой день всё длиннее, и при не очень сильном торошении можно будет ехать посменно. Подвахтенные могут спать на ходу, под мягкое покачивание экипажа спится гораздо лучше. Погода странная – давление по-прежнему очень высокое, при этом тепло, видимость иногда снижается до ста и меньше метров. В такие моменты вождение становится удовольствием более чем сомнительным, но ведь и это пройдёт, верно? До 82-го градуса осталось совсем немного, и хочется верить, что следующее сообщение будет отослано уже из-за этой незримой, но такой важной для нас границ.
Всем привет, и до связи.
В. Елагин.



20 марта 2013 г.
Сегодня прошли широту мыса Арктический – 8116. Температура -20C, давление 1040 мб., облачно, видимость 500 м. Остановились на ночёвку, сейчас ужинаем.
Афанасий


18 марта 2013 г.

Координаты N8110,151 E10142,670. На одометре уже больше 450 км, но это нас мало радует, к полюсу мы продвигаемся темпами более чем скромными. В море Лаптевых нас затормозили около ста километров практически непрерывных торосов, с 81-го градуса дело пошло вроде повеселее, но вскорости уперлись в полынью, протянувшуюся с востока на запад и не менее километра шириной, к тому же покрытую ниласом, вес машины который не выдержит, а мороз, бывший нашим союзником в течение последних восьми дней, возьми да ослабни до двадцати градусов, а значит, на интенсивный прирост мощности льда рассчитывать не приходится. На поднявшийся с ночи ветер надежда слабая, явных подвижек льда не заметно.
Съездили на машине без прицепов в одну, потом в другую сторону, картина безрадостная в обоих направлениях. Давление очень высокое – 1041 мб, при этом, на удивление, дымка и нет мороза. С утра сегодня (при -20С) машины сразу, без «разминки» весело тянули на третьей передаче, тогда как при 35-градусном морозе на второй поднимали обороты, вовсе не вдавливая ускорением водителя в кресло. Вывод: неграмотно подобраны ступичная смазка и трансмиссионное масло. В каждом автопоезде двенадцать ступиц и смазка в них при преодолении торосов совсем от вращения не разогревается, потому что вращения-то как раз почти и нет. Правильно кто-то сказал: «машины должны строить профессионалы». Грустно от всего этого. Расход топлива превышает пока расчётный, но не катастрофично, довольно много расходуется при сильных морозах отопителями, которые с наступлением полярного дня использоваться практически не будут из-за перехода на сменный режим работы, когда дизеля почти не будут выключаться.
Подоспел вчерашний снимок, на котором, как выразился красиво Сергей Исаев, трещин больше чем у меня волос на голове, и, хотя густотой шевелюры последние двадцать лет я при всем желании похвастаться не смогу, и этого количества более чем достаточно, чтобы как следует испортить кровь нашему славному коллективу.
Переночуем на берегу, может лёд окрепнет, может видимость улучшится, в общем как говорит один очень бывалый человек, «война план покажет». В походе 2009-года, мы смогли преодолеть одну полынью только на третьи сутки. В такой ситуации у руководителя на первый план выходит задача, как спасти замечательный коллектив от практически неизбежного разложения, ведь недаром родилась армейская поговорка: «солдат без лопаты – преступник», поэтому в такие дни он должен быть особенно и строг, и справедлив, что одномоментно совместить совсем не просто. Обещать могу только одно – стараться буду изо всех сил.
С 81-го градуса северной широты, с приветом, В. Елагин.



13 марта 2013 г.

Ясное утро, мороз -35 С, ветра нет, чего же ещё желать арктическим кочевникам? Но нет, нам хотелось бы ещё ровного льда и чтоб машины вовсе не ломались. Увы, мороза не выдерживают пыльники ШРУСов, это такие копеечные чехольчики из резины-полиуретана, но, во-первых, их в запасе немного, а во-вторых, чтобы его поменять, надо основательно повозиться. Механики – молодцы, меняют их в раллийном темпе. Машины – наша гордость, тянут, бедняжки, по три прицепа, совокупный вес которых превышает их собственный только что не вдвое. На каждом прицепе по две двухсотлитровые бочки топлива и пять-шесть пластиковых со шмотками, продуктами и запчастями. Зато внутри просторно, тепло, да просто уютно, в конце-то концов!
В этом году как назло зона торошения к северо-востоку от Северной Земли превзошла своей протяжённостью наши самые мрачные ожидания. Торосы местами совершенно жуткие, об этом я уже ставил в известность мировую общественность, но помощи от неё никакой пока не дождались. Там, где попроще, и рассказывать особенно нечего, да и читателя утомлять непрерывным описанием нашего героизма бесчеловечно.


Езда достаточно однообразная, но напряжённая, особенно для водителя лидирующей машины, которому всё время приходится сканировать взглядом бесконечные гряды торосов, «заборов» на нашем жаргоне, в поисках проходов. В конечном счёте это не приносит ничего кроме пользы суставам шейного отдела позвоночника, но, как всякая работа над собой, утомляет необычайно. Делать нечего, приходится терпеть, хотя, если очень надоест, можно остановиться, включить печки - наших запасов топлива хватит года на полтора, а там, глядишь, или попутка какая, или мировая общественность всколыхнётся. Едем-едем покамест, не волнуйтесь, родители и дети, это так, размышления под мерный рокот дизельного двигателя. Помнится, я писал о медведе в обнимку с бочкой экспедиционного сала? Так вот, на этой бочке большими буквами выведено: САЛО! И они ещё удивляются, как точно он её вычислил.
Так и живём, а если тоска по близким сжимает горло безжалостной рукой, мы принимаем успокоительного, немного, в разумных пределах и идём смотреть вас, наши дорогие, во снах. А теперь справочно, чтобы не думали, что мы тут скисли: за 12-13 марта пройдено 50 километров тяжёлого пути, координаты написания этого опуса N8041,973 E10140,584, одометр показывает 359 км от точки старта, t -35, ветра нет, работаем.
До связи. В. Елагин



11 марта 2013 г.



Пробуждение и утро были ужасными. Будильник я с вечера ставлю в сотовом телефоне, это единственная от него в этих местах польза, ну может, ещё калькулятор: запасы топлива подсчитать. Сегодня за утренней чашкой кофе кто-то из нас поинтересовался, а какое, собственно, сегодня число. Посмотрев календарь в телефоне, я с уверенностью ответил: 10-е. Некоторые сомнения у сослуживцев, тем не менее, остались. Полезли в навигатор: 11-е. В разговорах вспомнили, что В.С.Чуков когда-то рассказывал, что у него в арктических походах тоже бывало пропадали целые сутки. Объяснить перемену даты, на наш взгляд, можно только с метафизических позиций. Это мистическое явление не замедлили связать с необычайным размером и сплочённостью торосов в этом году.
Вчера (10-го всё-таки) мы целый день провели с пешнями в руках за разрушением первозданных торосов Большого Арктического заповедника. Потом по одному таскали машинами прицепы по этой четырёхсотметровой дороге жизни. В восемь вечера, обессиленные, голодные, повалились в машины спать. Ночью с дружественным визитом приходил медведь. Мы не против, но когда его застукали облокотившимся на бочку с салом, нервы у Коли Козлова не выдержали и он выстрелом в воздух прогнал бедолагу. День в торосах был таким тяжёлым, а сон настолько крепким, что большинство из нас выстрела даже не слышали.
Торосы сегодня стали пореже, но ненамного. Надежды на лёгкую дорогу пока несбыточны. Несколько раз за день отцепляли караваны, и машина протаскивала верёвкой с ровного места, настолько ужасной была дорога. Погода пока стоит хорошая –35 С, ветра, слава Богу, нет, переносится нормально и, что самое главное, есть неплохая видимость. За день, 11 марта, преодолели чуть больше 10 км, что примерно в 10 раз больше расстояния, пройденного накануне. Дрейфа почти нет, за ночь сносит на запад на 30-40 метров, но такие величины лежат в пределах погрешности наших навигационных приёмников. Это пока все заслуживающие внимания новости.
Всем привет! В. Елагин


9 марта 2013 г.

Здравствуйте! Три дня праздников. Что может быть страшнее, когда с нетерпением ждёшь снимки, спутник наматывает свои орбитальные витки, исправно фотографирует, погода ясная, а родина на три дня ушла в астрал? Но всё проходит, и это пройдёт. Пока же мы стоим в гряде торосов, больше напоминающей глубоко эшелонированную линию обороны. В ближайшие сутки гиподинамия нам точно не угрожает - весь день кололи лёд. Строишь, строишь дорогу, а проехать по ней доведётся один только раз. Обидно... С другой стороны, день-два вдохновенного труда могут оказаться пропуском на океанские просторы. Там вдали нам мерещится ровный лёд. За день три километра.
Медведи... С утра захаживал один, всем своим видом давая понять, что он просто случайно мимо проходил. Вокруг много открытой воды, и медведи охотятся тут на нерпу. От нас попахивает пятьюстами килограммами провианта, что, возможно, не даёт покоя их пытливому уму.

Теперь по порядку о пропущенных днях.
В. Елагин


8 марта 2013 г.


Этот день не предвещал неприятностей. Выехали в разумное для всех приличных людей время, часов этак в одиннадцать. Погода ясная, лёгкий бодрящий морозец, около -35С. Увы, пошли торосы, трещины разной ширины, объезды. Как учебный день по отработке мостовых переходов и вытаскивания прицепов из воды он удался необычайно, чего, к сожалению, нельзя при всём желании сказать о продвижении на север. Результат - скромные двадцать километров и бесценный опыт.

С арктическим приветом,
В. Елагин

Ледовая обстановка в районе Северной земли 08.03.2013. Снимок предоставлен центром "СЕВЕР" ФГБУ "ААНИИ"


7 марта 2013 г.

Оторвались от гостеприимных берегов Северной Земли, быстро проехали около сорока километров, потом пошли торосы, видимость ухудшилась и мы въехали в скопление айсбергов. В тумане они неожиданно и величественно возникали и снова растворялись. Один айсберг привлёк внимание своими гротами, а попросту говоря, был он какой-то дырявый. Зашли внутрь. Гроты, узкие проходы, лазы, в одном из которых благодаря чрезмерной любознательности и размерам ваш покорный слуга чуть было не остался навсегда, привели нас в восхищение. Остаётся добавить, что всё это архитектурное великолепие было щедро декорировано гроздьями снежных кристаллов различной сингонии, находившимися в состоянии абсолютно неустойчивого равновесия: дунь едва-едва и они осыпаются. Дуть было запрещено сразу же, по возможности засняли всё, затем поехали дальше курсом 90. Бивуаком раскинулись на вполне приличной и уютной льдине.
В. Елагин

Море Лаптевых, восход солнца в 9:24 Красноярского времени. Вылезать утром из спальника в холодной машине не очень-то приятно, но когда это действие уже совершено, ощущаешь, что снаружи заметно теплее, чем было вчера. Глядишь на градусник, а там –28 C, разница всего в 5 градусов, но, повторю, она очень заметна. Небо облачное, ветер северо-восточный, слабый, с поземкой. Наш курс от острова Мачтовый сегодня будет 75 градусов, прямо в море. Наконец-то экспедиция начинает оправдывать своё название! Море, конечно, покрыто льдом разной толщины, но у нас есть свежий космический снимок ледовой обстановки, где хорошо видны трещины и разводья. Снимок обработан Ю.Д. Быченковым из ААНИИ в специальной программе, с помощью которой нанесены контуры Северной Земли и координатная сетка, так что у нас есть ориентиры.
Дорога по припаю довольно ровная, машины идут со скоростью 11-12 км/час, первая остановка у огромного айсберга с дырами. Подошли посмотреть, а дыры-то оказались огромными промоинами, куда и «Емеля» может заехать. Издалека в белой мгле масштаб был непонятен. Внутри этих ледяных гротов есть комнаты с переходами и окнами наружу, на потолке кристаллы с шипами, гранями, многоугольниками. Вряд ли до нас кто-то ещё, кроме медведей, заглядывал в этот дворец королевы снегов. Окончивший МГРИ Сергей Исаев предложил такое геологическое объяснение происхождения этих промоин. Айсберг, ещё будучи частью ледника, был промыт летними ручьями и реками, а потом откололся и уплыл в море. После познавательной экскурсии поехали дальше, незаметно перескочили с припая на дрейфующий лед. Много колоть не пришлось, только одну линию торосов, после которой проехали ещё километров шесть по более или менее ровному льду. За день одолели 62 км – это хороший темп. Поломок не было. Заход солнца в 17:34. Остановились на ночлег в точке N80 14,921’ E97 27,242’ (UTC 12:38) в 20:38 Красн. времени. Ветер С, 9,4 м/с.
Афанасий


6 марта 2013 г.
N80 14,927 E097 27,217. Остров Мачтовый. Приехали сюда, спасаясь от пронизывающего С-С-В ветра, против которого даже машины выгребали с заметным трудом. Здесь, на южной оконечности острова есть замечательный уютный обрыв, под которым мы и схоронились от ветра. Завтра съездим к нашей заброске топлива 2009 года - там должно было что-то оставаться. Подберём все крохи. К полуночи вызвездило, туман-позёмка исчезли, а наутро нас ждала солнечная безветренная погода. Мороз -30 C, но в отсутствие ветра он переносится гораздо спокойнее. К заброске поехали кружным путём, мористее острова. Взорам нашим открылась завораживающая панорама: замёрзшее море, теперь уже Лаптевых, а из него вздымаются айсберги самых причудливых форм и размеров. Подъехали к одному из понравившихся. Обошли, залезли, нашли место, где медведица ковыряла снег в поисках подходящего места для берлоги – пришло время укладываться, чтобы в стороне от суеты мирской произвести на свет малышей. Когда обозревали сверху окрестности, заметили медведя, впрочем, он нас тоже. Подъехали поближе, расстояние - метров 30. Нафотографировались всласть, двинулись к заброске. Забрали топливо, вернулись на стоянку. Остаток дня провели в хлопотах и подготовке к выезду на дрейфующий лёд. К вечеру приятное сообщение: по электронной почте получили долгожданный снимок ледовой обстановки от Ю.Д. Быченкова из ААНИИ. Теперь картина стала яснее. Пора в дорогу!
До связи с этого самого дрейфующего льда. Привет всем!
В. Елагин


5 марта 2013 г.
Когда утром мы вышли на улицу, показалось, что стало намного теплее. Но впечатление оказалось обманчивым. Температура поднялась всего на 3 градуса и составила -28 С. Весь день была сильная пурга, машины ехали против ветра на второй передаче. Средняя скорость движения - 8,5 км/час. За ходовой день проехали 60 км. Преодолели пролив Красной Армии и вышли на берег моря Лаптевых. Вечером остановились с подветренной стороны в южной части острова Мачтовый. Кололи пресный лёд и пили чай, который получается намного вкуснее, чем из снега. Ночь ясная, звёздная, ветер стих, видимость хорошая. Завтра собираемся подняться на верх острова, где у нас с экспедиции 2008 года осталась бочка солярки. Остров высокий, так что будет возможность оценить ледовую обстановку. Также утром надеемся получить новые спутниковые снимки от Юрия Быченкова из ААНИИ.
Афанасий


4 марта 2013 г.
Мы сейчас в проливе Красной Армии, в самом его начале, немного южнее мыса Гусиный Нос. После хорошего ходового дня остановились на ночлег в тени (от ветра) огромного айсберга. Накололи от него льда на чай и кашу. Коля попробовал лёд на язык - и язык прилип, как в детстве к санкам. Сегодня весь день была сильная пурга, видимость 30-40 метров, но мы всё равно ехали по приборам, или, точнее сказать, по карте Генштаба масштаба 2 км в 1 см, открытой на экране компьютера Panasonic CF-31. Проезжали узкие проливы между небольшими островами, вдруг натыкались на ледяные стены айсбергов, не отмеченных, конечно, на карте, сквозь белую мглу видели 20-метровые скальные обрывы справа по борту, вдруг возникающие в просветах снежных вихрей. Движение наладилось, поломки незначительные. Например, сегодня сорвало вентилятор радиатора Емели-4 из-за того, что его просто замело снегом при боковом ветре. Замена вентилятора на запасной заняла не больше сорока минут. Движение продолжилось. Но и поломанный можно восстановить. Инженерная коллегия поломала минут пять голову и нашла решение, как это сделать.
Афанасий



3 марта 2013 г.
Координаты: 7937,207 С.Ш. 09332,104 В.Д. Одометр – 71,5 км. Третий день похода провели стоя на месте. Причин тому было две: в зелёной машине не запустились ни одна из печек; ни предпусковой подогреватель двигателя, ни отопитель салона. К тому же после вчерашнего северного сияния, невероятного по красоте, когда полыхало цветным пламенем полнеба, а контуры постоянно менялись от прожекторов гигантской дискотеки где-то на вершинах Северной Земли до сказочных контуров волшебных птиц исполинского размера с размахом крыльев в небосвод, погода ухудшилась, сделалась метель, а видимость упала до ста метров. При покладистости моего внутреннего собеседника мне легко удалось уговорить его никуда не ездить, а использовать «вынужденный» простой для профилактических работ по устранению недостатков. Загрузив таким образом молодых механиков, ветераны уселись пить чай и сочувствовать трудящимся, а мне опять пришлось думать, как жить дальше. Так прошёл день. Погода до самого вечера не унялась и, похоже, не собирается, ветер — северо-восточный до 15 м в сек. Машины и прицепы основательно занесло снегом, поэтому завтра, перед тем как пуститься в путь, придётся размяться с лопатой в руках. Мне есть ещё что сказать и написать, но обрываю себя, можно сказать, на полуслове. Жена прислала письмо, где пишет, что не надо ежедневных обращений к соотечественникам с высоты наших широт: мол, подумают, что бездельем маются, да и поскромнее надо быть. Так что до связи. В. Елагин

Сегодня мы въехали в пролив Красной Армии. Небольшие торосы быстро закончились и дорога стала ровнее. Но машины идут на второй-третьей передаче, прицепы пока ещё слишком тяжёлые. У нас всё наладилось, второй день прошел лучше первого, мы уже больше шутили друг с другом. Напряжение первых трёх недель было, конечно, запредельное, мы все сильно измотались за время подготовки на полярной станции «Голомянный» (полярникам за всё огромное спасибо, особенно за домашние щи и борщи!). Сейчас гораздо веселее. Мы пока ещё каждый вечер встаём на ночёвку. Строгаем себе на ужин муксуна, завариваем сублимированные супы и кашки от Артлайфа. Они пролежали на полярке с нашего перехода по Карскому морю в апреле 2011 и на вкус такие же, как и раньше. Ночью вдруг над нами развернулись во всей красе занавеси полярного сияния на фоне звёзд. Эти занавеси были яркие и очень быстро меняли форму, то образуя большие флаги, то, свиваясь в спирали, растворялись в чёрном небе. Снять сияние на видеокамеру Panasonic не удалось: небо слишком тёмное, а сияние слишком быстрое, но звёзды получились. Итак, сегодня за день проехали около 39 км, сейчас мы в точке N7937 E9332, температура около –35С.
Афанасий



2 марта 2013 г.
Второй день экспедиции. Сегодня я понял, почему мы поехали вчера, да чтобы дни похода было проще считать, так будет длиться до конца марта, а там что-нибудь придумаем. Теперь по существу дела. С утра, как обычно, -35, бодрящий ветерок. Будильник поставил на 7 часов, а проснулись в половине девятого, расслабились, оторвавшись от земли. Потом возились с лестницей на крыше зелёной машины и вообще, копались. Выехали в час. Пару часов проковырялись в торосах, потом лёд пошёл поровнее, поехали. Бережём перегруженные прицепы, на застругах совсем снижаем ход. Против ветра, по лёгким застругам с нашим караваном машина идёт только на второй передаче. Сказывается дополнительное сопротивление во всех ступицах, а их 12!, и главных передачах. Смазка использовалась вроде неплохая, а всё равно густеет и не разогревается из-за малых оборотов. Встали на ночь в 8.30, с тем, чтобы со светом поехать. Завтра рассчитываем въехать в зону айсбергов, поснимать. Главная новость напоследок. Собака ночью сбежала, перегрызла верёвку и была такова. Вечером Афанасий проводил с ней сеанс на манер Кашпировского, послушал сердце, дыхание, определил выраженную аритмию, и подозрение на Чейн-Стоксово дыхание. Так что, может оно и к добру, пусть пограничная стража разбирается с инвалидкой, им санрейс вызвать проще. Жалко конечно, теперь не к кому пойти, излить душу, осталась только бумага, но её слава Богу, в достатке. Так что, читайте. Всем привет. В. Елагин



1 марта 2013 г.
Экспедиция стартовала с полярной станции на острове Голомянный – N7933. Температура -23 С, ветер северный, светит солнце. Проехали заставу на острове Средний, попрощались с пограничниками. Они дали в аренду собаку по имени Герда. Выехали на лёд, где полно заструг и торосов. За день проехали около 40 км, удалились на 30 км. Машины тянут по три прицепа по 600 кг каждый. Остановились на ночёвку, настрогали муксуна, вскипятили чай. Координаты местонахождения на 20:00 по московскому времени N7932.856, E9203.619. Афанасий Маковнев



27 февраля 2013 г.
Наступило обещанное 27-е число. Юра, начальник станции, заготовил нам прощальную баню, думал, мы 28-го уедем, но мы по спокойном размышлении решили от бани не отказываться, а в путь далёкий пускаться в первый день весны. Пустячок, а приятно, знаешь, что уже весна и этот мороз в 35 градусов - совершенно дурацкая случайность. Хотя, если серьёзно, мороз - самый большой друг, холодная ясная погода даёт возможность, обозрев как следует окрестности, выбрать наилучший путь, ну и, разумеется, открытая вода затягивается льдом побыстрее. С другой стороны, при наших скоростях движения смазка в ступицах и редукторах главных передач не разогревается и на двигатели приходится дополнительная, совсем не маленькая нагрузка. Мы устали, работа проделана большая. Сегодня баня, а завтра доукомплектуем караваны, разложим личные вещи в машинах и 1 марта ранним утром на заставу, к пограничникам. Забираем обещанную собаку и постараемся уехать как можно дальше, чтобы ей не захотелось сбежать домой. Нам предстоит долгая и достаточно монотонная работа, бесконечный поиск проходов в торосах и т.д. В то же время, мне кажется, жизнь, набрав определённый ритм, станет в каком-то смысле проще, войдёт в колею. На север от острова лёд оторвало, мрачное «водяное» небо, да и наш старый советчик из ААНИИ Ю.Д. Быченков советует уйти как можно дальше на восток от выхода из пролива Красной Армии: там почти всегда дрейф не такой интенсивный, как в районе мыса Арктического. Такие дела, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Всем привет. До связи. В. Елагин



24 февраля 2013 г.
«Уж полночь близится, а Германа всё нет». Неотвратимо надвигается полнолуние – лучшее время для начала всяких дел, морозная (–35С) ясная погода, ветра почти нет, а мы всё возимся с нашей техникой. Наверное, это обратная сторона того приобретённого в предыдущих экспедициях опыта, который неумолимо твердит тебе с ехидцей: «плохо было в 11-м году в Карском море»? Я соглашаюсь: да, состояние льда, торосы, блинчатый лёд были убийственными для машин и прицепов. «Не радуйся», говорит мне тот самый опыт, «всё может быть ещё гораздо хуже», и мы опять упорно усиливаем все возможные и невозможные места потенциальных поломок. Всенародный праздник отгуляли несолидно – бутылка водки человек на десять. Позор, одним словом. Дал себе слово в полнолуние тронуться в путь. Тут же трусливо вспомнил, что полнолуние длится три дня. В общем 27-го, и никаких. Надо дать полярникам отдохнуть от нас. Добрые очень люди, но пора и честь знать. Вчера нанесли визит пограничникам, «соседям», как их называют с советских времён на полярке. Прямо говорить было не принято, вдруг кому не следует узнают, что и здесь граница на замке. Поздравили их с праздником, и они в порыве доброты согласились дать нам напрокат собачку, охранять нас, штатских, от медведей. Под честное слово, что следить за ней будем, как за собственным ребёночком, а с Барнео обратными вертолётами доставим её до дому до хаты. Так что всё по плану. Ребята – молодцы, пашут, как те самые «на галерах» и, что самое приятное, виден результат. Хорошая команда, один, правда, совсем не пьёт, что вызывает некоторые опасения, но ничего, мы-то вшестером, как-нибудь обойдётся. Так что ждать осталось недолго, скоро сообщения наши станут интереснее. Всем привет. В. Елагин



20 февраля 2013 г.
Поздравляем!!!
Руководителя экспедиции МЛАЭ-2013 Василия Елагина с Днем Рождения!!!
Удачи тебе. Желаем найти верную дорогу во льдах в темноте полярной ночи и достигнуть иных берегов! Болеем за тебя и всю команду, верим в успех. Твои друзья


Редко так случается, но сегодня у нас получился тройной праздник. Первый – праздник Солнца. Красное зарево на юге мы наблюдали каждый день, а сегодня солнце в полдень должно было показать свой верхний край над южным горизонтом. Но при рекордной пока температуре -36С была облачность и краешек солнца мы не увидели. Второй праздник – юбилей: 60 лет Василию Елагину. Его-то мы как раз наблюдали весь рабочий день, больше 12 часов, за работой в гараже и в мастерской, где мы продолжали готовить к выезду зелёного "Емелю-4". Вечером за праздничным столом поздравляли юбиляра с днём рождения, желали ему в этот завершающий десятилетие год добиться всего, к чему он стремился последние десять лет. После поздравительных тостов Василий позвонил домой и сообщил нам новость, которая и стала третьим праздником: канадское посольство в Москве выдало нам визы на въезд в Канаду. Въезд этот разрешён через посёлок Резолют Бэй. Афанасий




19 февраля 2013 г.
Здравствуйте все на далёкой Большой земле. Мы по-прежнему занимаемся машинами, бесконечно их улучшая. Искренне пытаюсь вырваться из этой зависимости, понимая, что удачный ледовый расклад гораздо важнее нашей возни, и в то же время осознаю, что мелочей в таком походе не бывает. Погода хорошая: −35С, слабый ветер, небо ясное, сегодня первый раз за три месяца над горизонтом появился краешек солнечного диска. Да здравствует приближающийся полярный день! Подготовка зелёной машины практически закончена, сегодня вечером её место в стойле займёт красная. Машины утепляем, устанавливаем новый спутниковый терминал Saylor, новые радиостанции, комплектуем караваны. Прицепы будут очень тяжёлыми из-за количества топлива. Каждая машина по плану должна тянуть три прицепа с одной тысячей тремястами литров солярки. На какое расстояние хватит этого количества, не знаю. С одной стороны, машины должны быть экономичнее предыдущих, с другой же ­ вес буксируемого груза переходит все разумные границы. Всё зависит от состояния льда, погоды (а значит, видимости) и просто от верного выбора пути. Сегодня из дома мне вместе с поздравлениями сообщили, что получены канадские визы. Народ подготавливает машины не на страх, а на совесть, а если точнее, наоборот, потому что все опытные и хорошо понимают: лучше делать здесь, в тепле, чем там, на холоде. Завтра, надеемся, у нас будут первые в этом походе спутниковые снимки от Ю.Д. Быченкова из ААНИИ в Санкт-Петербурге. Посмотрим, что день грядущий нам готовит. Такие дела... Всем привет! В. Елагин

Сообщаем ледовые условия по данным ИСЗ за 19-20 февраля 2013 г.
К северу от припая м. Арктического в направлении запад – восток между точками 81 12 с.ш./93 10 вд – 81 20 с.ш./96 30 в.д. располагаются полынья ниласовых льдов шириной 3-4 км. К северу от нее до точки 81 35с.ш./9500в.д. располагаются серые льды толщиной 10-15 см далее до точки 81 50с.ш./97 00 в.д. располагаются серо-белые льды толщиной 15-30 см. Полагаем движение от м.Арктического на север опасным. Поэтому предлагаем следующий маршрут: Голомянный – пр.Красной армии – 80 13,5 с.ш./101 42 в.д. на этом пути припай толщиной 80-120 см. Далее от 80 13,5 с.ш./101 42 в.д. двигаться на восток до точки 80 31 с.ш./104 50 в.д. – на этом пути лед 10 баллов, серпо-белый 8 серый нилас 2. далее следовать на север по льду 10 баллов, в котором однолетние льды толщиной 30-90 см составляют 8 баллов и молодые, ниласовые – 2 балла. Однолетние толстые льды толщиной более 120 см располагаются к северу от широты 85 между долготами 90-110 в.д. Многолетние льды располагаются к северу от широты 88 30 с.ш. между долготами 90-11 - в.д. Счастливого похода.
Ю.Д. Быченков

Направление дрейфа льда за последнюю неделю. Диаграмма предоставлена центром "СЕВЕР" ФГБУ "ААНИИ"



18 февраля 2013 г.
Привет всем с Северной Земли! 14 февраля с утра мы пошли смотреть машины, простоявшие два года в сарае на острове Средний на берегу Карского моря. Корпуса выглядели практически как новые, лишь кое-где облупилась краска, дюралюминиевые детали корпуса немного окислились до белого порошка на поверхности, но только в некоторых местах, всё остальное в норме. Проверили свечи на дизелях, поставили по два заряженных аккумулятора и завели моторы. Потихоньку выехали из низких ворот сарая на волю. В сарае без ветра и от работы дизелей температура поднялась аж до –26 С, а на улице ветерок 2-3 м/с и –31 С. Подъехали на заставу к погранцам, пообедали с Владимиром Николаевичем, который два года хранил наши машины. Потом двинулись на север к острову Голомянный – до него всего 11 км. Дорога идёт вдоль берега моря: слева обрывы, а справа тянутся всегда горящие огни взлётной полосы, но через три километра (такова длина полосы) они остаются позади.
С вечера 14 февраля живём на полярке «Остров Голомянный». Здесь работают семь человек: начальник станции Юра, его жена Оля, Сергей, Евгений, Анатолий и Светлана Омельченко и их младший сын Андрюша, которому пошёл четвёртый год. Старший сын Саша с двух до десяти лет рос на полярке, потом уехал в школу, но сильно скучал по Северу, сейчас он на материке учится на компьютерщика. Толя сильно заболел: вместе с нашим бортом из Норильска ему передали пакет с антибиотиками. Он следит за дизелями электростанции и топит батареи так, что в комнатах жарко, у меня форточка открыта всё время. Питаемся мы три раза в день, поварами у нас по очереди полярницы-метеорологи Оля и Светлана: готовят они очень вкусно, делают по три-четыре блюда, да ещё пирог в воскресенье. Нас на кухню не допускают. Дул южный ветер, лёд отрывало с северного берега острова. Там парило и было видно тёмное расплывчатое пятно над открытой водой, температура тогда держалась –12-15, небо было затянуто дымкой. Через пару дней ветер поменялся на северный, похолодало до –33, хорошо видно звёзды и растущую луну. День достаточно длинный, но солнца ещё нет, только в полдень наблюдается красноватое зарево. Краешек солнца здесь на широте 79 градусов 30 минут появится только 19 февраля, будем встречать.
У нас всё нормально, готовим технику, перебираем и взвешиваем запчасти, снаряжение, продукты, аптеку. У каждого своё дело, у меня − все радиостанции и новая видеокамера Panasonic AG-AC90. Надо разобраться с её возможностями по книжке, одеть её в теплую шубу АЛМИ и приладить на мою видавшую виды самодельную рамку с деревянными ручками и выносными кнопками, чтобы можно было в сильный мороз в рукавицах нажимать на «старт/стоп». Ещё у меня забота установить нужные программы в компьютер Panasonic CF-31 с внешними дисками на 8 терабайт: буду сбрасывать туда видеозаписи с SD-карт. Камеру я уже опробовал во время первой встречи с машинами при температуре –31 С. Внешняя ткань шубы на таком морозе задубела и шелестела как фанера. Чтобы добраться до кнопки пуска камеры, пришлось расстегнуть молнию – фактически камера была открыта морозу и грелась за счёт своих электронных компонентов. С кнопкой пуска возникли проблемы: она маленькая, да ещё с замочком от случайного нажатия, голым пальцем её можно сдвинуть, а в перчатке не получается. Надо будет либо приклеить на неё небольшой рычажок, либо попробовать смастерить выносную кнопку пуска, разъём такой есть и штекер имеется, а тумблер найду. Управление «стартом/стопом» записи и зумом у меня есть от Manfrotto, но и там кнопочка малюсенькая, в перчатке не нажать, не говоря уж о рукавице. Значит, займусь конструированием кнопки размером побольше.
Вирусы от полярников доставили хлопот, пришлось откатить систему назад по времени до момента приезда на полярку. Этого хватило, чтобы вирусы пропали, а потом по совету Димы Веряскина установил Касперского-2013 и проверил все диски и флэшки: тогда ещё один вирус нашёлся в реестре, однако Касперский с ним быстро расправился. Афанасий




16 февраля 2013 г.


Ледовая обстановка в районе Северной земли в ИК диапазоне. Снимок предоставлен центром "СЕВЕР" ФГБУ "ААНИИ"
Полярная станция Голомянный. Погода: -27 С, ветер ЮЮВ 10м/c. С северной стороны острова припай оторвало ветром и унесло, открытая вода. Зрелище не для слабонервных: свинцовое небо, пронзительный ветер, пар от открытой воды и клочья «сала» – местами лёд начинает схватываться. Успокаиваем себя тем, что есть ещё неделя–дней десять, придирчиво формируем караваны, отбираем запчасти, уговариваем друг друга, что жрать надо меньше, и это даже полезно в нашем возрасте. Вес надо минимизировать, всё сэкономленное будет восполнено топливом. Вы таки будете смеяться, но солнце на широте Голомянного появляется над горизонтом первый раз после полярной ночи 20-го февраля – начинается день. Пока же за окном сереть начинает после 10 утра, а в пять пополудни уже опять темно. Так что лучше поосновательней подготовиться и в конце февраля трогаться в путь. Народ работает, в команде все (за исключением Козлова) опытные, прекрасно понимают серьёзность похода, готовятся тщательно.
Запросили у Юрия Демьяновича Быченкова из Арктического и антарктического института в Санкт-Петербурге спутниковые снимки ледовой обстановки в интересующей нас части акватории.
Сегодня был банный день, помылись. Постепенно привыкаем к Красноярскому часовому поясу (+4 к Москве). Труднее всех с этим у Афанасия, встаёт к обеду, но ничего не поделаешь, творчество накладывает свой отпечаток даже на биологический ритм.
Такие дела, зовут на ужин, а это, знаете ли, как говаривал академик Павлов, «самое интимное общение человека с природой». Пойду пообщаюсь. В. Елагин




14 февраля 2013 г.
Мы на Среднем!
Это было как в сказке: вчера в 5.45 подъём, в 7.15 вылет из Воркуты, через три с половиной часа в Норильске, прямо на поле паспортный контроль и таможня, снова взлёт и через те же три с половиной часа приземлились на взлётно-посадочной полосе острова Средний архипелага Северная Земля.
Ну вот, бумажная борьба позади, теперь всё зависит от нас и воли Всевышнего.

На улице нежарко: -33 градуса, дует лёгкий освежающий ветерок.

С утра к машинам – как они там без нас? Лёгкие пассы механиков – и дизеля ровненько работают.

У нас есть шанс в течение недели всё не очень торопясь, вдумчиво подготовить, хотя бы часть из тех 62-х пунктов списка, который я, как неутомимый борец с каждой минутой свободного времени каждого члена экипажа, заботливо составил. На Голомянном перемены: Игорь Михайлович Лутченко уволился, начальником станции теперь Юрий Филипенко, а у четы старожилов Омельченко – прибавление. По коридорам станции носится трехлетний полярник Андрюша Омельченко. Семья прописана на острове, больше никого, всерьёз поговаривают о его приватизации. А что, места воздушные, да и народ перед глазами не мельтешит. Такие дела. Привет всем! Ваш В. Елагин



11 февраля 2013 г.
Воркута встретила участников экспедиции ярким солнцем и морозцем -25C. Груз получен в целости и сохранности. В поход мы берем запчасти для машин и сублимированные продукты, а для метеорологов полярной станции «Остров Голомянный» и пограничников острова Средний везём разные нужные им вещи, а также свежие овощи и фрукты.
  
#2 | Анатолий »» | 28.03.2013 17:03
  
3
Пройденный Маршрут экспедиции МЛАЭ-2013 на карте Google

  
#3 | Анатолий »» | 29.03.2013 09:47
  
3
27 марта 2013 г.

Сегодня был самый продуктивный пока день экспедиции – за день пройдено чуть больше 80 км, из них полезных 65. Всегда бы так, но с другой стороны, тогда, может статься, проходу не было бы на этих просторах. Погода ясная, ветра почти нет, рельеф простой, вот и поехали. День наш протекает следующим образом: в 5.30 звонит будильник, и джентльмен, лежащий с краю, вытягивая руку до вывиха в суставе (ещё один дефект конструкции), включает отопитель. Через полчаса, под вторую трель он поднимается, заводит примус и к моменту раздачи кипятка экипаж уже сидит полуодетым и заваривает кофе. Следом, по настоятельной рекомендации докторов, поглощается каша: ведь возраст большинства участников пробега далеко не детский, а чернослив в дефиците. В 8.00 выезд, машины нехотя разминают застывшую смазку в суставах – процесс пошёл. Дальше всё зависит от рельефа – часто выходить из ведущей машины подправить дорогу или созерцать красоту неспешно проплывающих за окном пейзажей. Путём социального опроса самым красивым и ласкающим взор первопроходца признан пейзаж с минимальным количеством выступающих элементов. Башни, замки и прочие архитектурные изыски Природы-матери радуют по первости, а после нескольких часов активной работы пешнёй взгляд на красоты ледяных форм меняется коренным образом в сторону примитивистско-плоскостных. Так что налёт цивилизации – вещь весьма эфемерная. Продолжаем наблюдения за собой. Интересно, какими нас найдут после похода друзья и близкие.

С полярным приветом, В. Елагин.
  
#4 | Анатолий »» | 31.03.2013 18:21
  
1
30 марта 2013 г.

Координаты N84°12,035 E105°56,880. Погода ясная, ветра почти нет, мороз -25 °C. Выехали в 8.00, пару часов пробирались в полях дроблёного льда. Нилас был достаточно прочным для езды наших вездеходов, но нервы истрепали частые трещины-разрывы: то петляем между ними как зайцы, сжигая лишнее топливо, то бегаем как пожарные с лестницами-мостиками, только без сверкающих на солнце медных касок. Потом, к счастью, рельеф «прослабило», закончилась зона трещин, и мы поехали. К моменту пересечения полыньи мы прибыли в уверенности, что состояние молодого льда позволит беспрепятственно проехать по нему. Короче говоря, ничто не предвещало беды.
Но… Зелёная машина с караваном проваливается, красная переезжает без прицепов, и мы начинаем извлекать автомобиль на тонкий лёд. Край обламывается, наконец красная машина тягой через блок вытаскивает на лёд зелёную, потом прицепы, следом тянем через всю полынью длинной верёвкой прицепы красного каравана. Тянем их быстро: ведь целостность льда в этом месте сильно нарушена. На всём ходу вереница прицепов всё-таки проваливается. Ещё час извлекаем их на надёжный лёд. Два дышла погнуты, одно из них треснуло. Через час езды ухудшается видимость. Встаём на ночёвку, совмещая вечернюю праздность с активным ремонтом прицепов на свежем воздухе. Отбой в 01.30. Вот краткое описание того, как проходят трудовые будни людей, желающих сэкономить на авиабилетах до Канады. С полярным приветом, В. Елагин.
  
#5 | Анатолий »» | 01.04.2013 22:41
  
1
31 марта 2013 г.

Успешный день. Ясное утро, –25°C, без ветра. Выехали в 8.00 и по ледовым полям с грядами низкорослых торосов, не требующих для их преодоления хирургического вмешательства, проехали чуть больше ста километров. Во второй половине дня пересекли зону трещин и приличных торосов, к счастью непродолжительную. Проехать целиком один широтный градус помешала досадная поломка. Сдавая караван задним ходом, ваш покорный слуга свернул шею сцепному устройству, и ушедший на ремонт час подсёк вдохновенный полёт к полюсу нашей «птицы-тройки». Ничего страшного, будет к чему стремиться. А сейчас, в 23.20, в одной машине готовится ужин, в другой механики Андрей и Николай заняты профилактическим ремонтом механизма отключения привода заднего моста под пристальным и немигающим оком видеокамеры Афанасия, остальные по хозяйству. Работают молча, не исключено, что обдумывают, как удачнее подшутить над коллегами завтра. Интересно, у кого веселее получится. Всем привет с 85-го градуса.

В. Елагин.
  
#6 | Анатолий »» | 05.04.2013 18:28
  
1
03 апреля 2013 г.

Здравствуйте все, кто нас читает. Ну вот началась и на нашем фронте, по выражению одной моей хорошей знакомой, лёгкая «движуха». За последние четыре дня наш табор проскакал на север около пятисот километров. Состояние льда хорошее. Видно, Её Величество Арктика решила, что мы своим пигмейским упорством в начале похода заслужили право любоваться этой недоступной взору непосвящённых красотой. Совершенная форма одной ледовой трещины, её изгибы выглядели изысканно-аристократическим росчерком высочайшего пера на пропуске нам в святая святых.
Писать о последних двух сутках, честно говоря, нечего. Массовых проявлений героизма не наблюдалось. Была усталость от бесконечной рулёжки, неожиданное наступление полярного дня (очень быстро поднимались по широте) и открытие, что курсом на север здесь в полночь лучше не ездить: ночное солнце слепит глаза, совершенно не видно дороги. Радует техника, машины просто едут день за днём. Порыв «даёшь полюс!» был таким, что на 88-м градусе, уже за ним, мне не без труда удалось притушить пожар энтузиазма в груди полярников, и то лишь потому, что сегодня у Сергея Исаева день рожденья, а такое событие не терпит суеты. Тут же обнаружилась масса дел, требующих незамедлительного исполнения. И вообще, в ритме Дакара можно выдержать две недели, а три месяца нашего похода – это «две большие разницы», как говорят в одном замечательном городе. По машинам: разбиты сцепные устройства перегруженными караванами, не протянули вовремя крепления самых нагруженных узлов, например главных передач. Результат: поломанный кронштейн крепления и, как следствие, семичасовой ремонт.
В момент написания этих строк я сижу в передвижной мастерской шиномонтажа, в которую превращена зелёная машина, а Обиход с Козловым ремонтируют шины. Погода отличная, ветер несильный, лёд мы уже давно воспринимаем как земную твердь, и трудно вообразить, сидя за столом в уютной кают-компании, что мы в середине океана, в нейтральных водах, за тысячи километров от земли и людей. Пора спать, до полюса ещё почти двести километров и расслабляться рано: сюрпризов любого свойства может нас поджидать сколь угодно много.
Всем привет, В. Елагин.

Источник: http://www.yemelya.ru
  
#7 | Анатолий »» | 07.04.2013 07:50
  
1
Морская ледовая автомобильная экспедиция 06 апреля 2013г 04:30 МСК
Географический Северный полюс N 90° 00,000'


Во второй раз в истории мирового автомобилестроения автомобили доехали от ближайшей земли до Северного полюса. И это опять, как и четыре года назад, автомобили "Емеля" конструкции Василия Елагина. В этот раз для достижения полюса от Северной земли понадобилось 37 дней, что всего лишь на один день меньше чем в 2009 году. В команде МЛАЭ семь человек: Василий Елагин, Афанасий Маковнев, Владимир Обиход, Алексей Шкрабкин, Андрей Ваньков, Сергей Исаев, Николай Козлов. Сегодня и завтра команда отдыхает и приводит в порядок себя и машины. Предстоит второй, не менее трудный этап похода - доехать до канадского поселка Резолют на 74 градусе северной широты, и сделать это, используя топливо, взятое на старте сразу на весь маршрут.
С уважением, Афанасий Маковнев.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU