Каждая Большая Гора забирает от альпиниста абсолютно все силы. Если кто-то утверждает обратное, то, скорее всего он имеет в виду то, что человек, может, достаточно быстро восстановиться после Горы. Не более. Но тот факт, что человек отдаст все свои силы на, действительно Большой Горе – тут уж пусть не кривят душой. Что бы найти хоть что-то в этой, образовавшейся после большого восхождения внутренней пустоте нужно время. Много времени. За что-то нужно зацепиться. А то лежишь на диване, пытаешься уже пятый день нащупать что-то внутри себя.… Не сильно-то получается. Так хотелось начать тренировки сразу по приезду.… Но даже на утреннюю разминку мотивации не хватает. Цена, которую платишь осознано, когда идёшь на 8000+.
Команда Red Fox Asia. Андрей Пучинин и Сергей Селивёрстов
Это рассказ об экспедиции нашей команды Red Fox Asia на шестую по высоте вершину Планеты – пик Чо Ойю – 8201 метр над уровнем моря.
В тексте не ищите эпитетов, которые, обычно, сопровождают эту Гору в интернете: - «самый простой…», «самая лёгкая…», «типа нашего пика Ленина, только выше», ну и прочих. Мы ехали напичканные, именно такими данными и установками. Ума, не верить совсем уж на слово всему, что написано, Слава Богу, хватило. И это, в основном благодаря тому, что консультировали нас люди, шарящие в высотном альпинизме многое больше нашего: Дима Греков, Лёша Распопов и Максут Жумаев. Картина, которая складывалась из их консультаций и описаний, не вполне вписывалась в общий, интернетовский, мажорный контекст: «Гора, сама по себе не такая простая, АВС на очень большой высоте – так что осторожнее с акклёмой», ну и прочие нестыковки. А тут ещё и условия подкачали. Кто в курсе, кто не в курсе – снега в сезоне весны 2012 в районе было мало. Сдуло. С одной стороны это плюс – очень малая лавиноопастность. С другой же… Маршрут мы долго не хотели узнавать. Вершинная башня выглядела как стена Кореи летом. Снега нет, так что оголились все возможные скалы и лёд. Да и фирн блестел там, где по описаниям нужно было топтать снежок сантиметров в десять. По началу, расстроились. Ну да ладно. Разбираться пришлось «по ходу».
Итак, я же обещал хроники. Их есть у меня… Постараюсь писать подробнее, в расчёте на ту аудиторию, которая собирается, или может собраться на эту Гору. Потому что, несмотря на описания, полученные нами предварительно, некоторые вопросы мы проясняли уже на маршруте.
Наша маленькая команда приехала на Гору самой последней среди кучи разно-национальных команд и залезла в числе первых в день, когда на вершину поднялось в общей сложности первых в этом сезоне 17 восходителей. Главным отличием нашей команды от остальных спортсменов стало то, что мы не использовали (единственные) искусственный кислород, закреплённые шерпами верёвки, да и помощь шерпов в заброске наверх груза. Ведь в последние годы на вершины высотой свыше 8000 метров люди восходят в основном с помощью представителей коренной национальности Непала, платя им за это огромные деньги. И, честно говоря, на наши с Сергеем усилия, когда мы тащили на Гору здоровенные рюкзаки с палатками, спальниками и прочим, большинство альпинистов (причём как клиентов тур фирм, так и шерпа) смотрели с лёгким, мягко говоря, недоумением. Напарника, прошедшего со мной весь этот путь, я выбрал не случайно. Давно вместе. Со мной он начинал заниматься альпинизмом. Потом тренировался сам. Сейчас Сергей Селивёрстов сильный и опытный высотник, заслуживший неформальное звание «Снежный барс». Он постоянный член нашей команды и главный претендент на участие в этой экспедиции.
Экспедиция началась в Непале, но классический маршрут подъёма на Чо Ойю проходит со стороны китайского Тибета. Это не просто две разные Страны. Тут, по-другому, думаешь и чувствуешь. В обеих странах скрыто больше, чем лежит на поверхности и можно увидеть глазами. Гораздо большее. Объяснить трудно. Может и невозможно нормальным языком. Слишком глубоко. Если вербально, то для меня, лично, Непал, это запахи, Тибет, это звуки. Это первое, что ощущаешь, попав сюда. В Катманду, сразу попадаешь в гамму запахов – тут и благовония, и растения, и цветы и просто запах места. Очень узнаваемо.
Уже вечереет, но нам хочется попасть к огромной буддийской ступе в, так называемом храме обезьян. Добраться в сумерках, в трёх-миллионном Катманду, с его супер-узкими и кишишими людьми улочками по карте не считаем приемлемым, поэтому нанимаем велорикшу. Он в курсе.
Уже в темняках, добираемся к началу лестницы, уходящей в ночное небо. Лезем вверх и поднимаемся к подножью ступы. Ещё полчаса крутим барабаны, обходя ступу по окружности. Под ногами ночное Катманду. И обезьяны.
На следующий день центр Катманду. Офис Игогря Кулешова – нашего принимающего начальника. Красотища неописуемая. Прямо, напротив Королевского Дворца (бывшего, естественно). У него всё быстро. Решаем все вопросы за полчаса. Быстрая смена декораций, и вот, уже граница Непала и китайского Тибета. Переехав из Непала в Тибет, чувствуешь, что попал далеко-о-о-о не в страну своих грёз. Куда-то в другое место. А не узнать Тибет трудно, даже, если ты заснул по дороге. Тебя разбудит вой ветра и шум колоколов. Колокола здесь привязаны к калиткам домов, шеям яков, собак и ко всему остальному, включая одежду. В общем, гул в ушах вы ощущаете постоянно. Отель, который заключительный по дороге к базовым лагерям Чо Ойю, Эвереста и Шиша Пангмы, расположен в странном посёлке Тингри, наполненном стаями дворовых собак и ветром. Название у него (в транскрипции местных слов озвученных латинскими буквами) мы прочитали как «Нахухотель». Это наводит.
… Да так и оказывается. Помыться там не мечтайте. По крайней мере, до середины 21-ого века. Высота посёлка 4200 метров приблизительно по альтиметру-анеройду.
Там мы и провели свою первую тренировку, взобравшись на ближайшую Гору, расположенную примерно на восток от посёлка, со ступой и буддийскими флагами. Перепад получился более 400-от метров от посёлка.
Тренировка в Тибете
Утром, на джипе нас закинули в тибетский лагерь. Высота 4800 (прибл). В материалах интернета высоту этого лагеря оценивают 5100м. По фоткам предыдущих экспедиций сходится с лагерем ВС 5100 один в один. И совершенно не сходиться с лагерем ВС 5100, который отмечен на многочисленных, продающихся в Катманду картах района Чо Ойю. Лагерь, отмеченный на этих картах как ВС, местные гиды нынче называют либо «мидл», либо вообще никак. Один Миф о Чо Ойю рухнул. Итак, тибетский лагерь- 4800. Пустыня, река и ветер. Здесь обычно экспедиции проводят несколько дней для акклёмы. Живём два дня, быстро ходим по дороге километров по 10 в день для разминки. Вечером второго дня приходят яки. Утром стартуем в сторону Горы.
Караван яков к Горе
До АВС по GPS получилось 23 км. Это расстояние разбито на два дневных (точнее полудневных) перехода. АВС. Высота 5700 метров над уровнем моря. Именно оттуда стартуют все экспедиции на пути к вершине. И именно туда спускаются на отдых. Спускаться ещё ниже – в ВС, тобишь тибетский лагерь не целесообразно, так как очень далеко- 23 километра по сыпухам. Жизнь на высоте 5700 то ещё удовольствие! На такой высоте организм человека восстанавливает свои жизненные силы далеко не полностью. Вроде бы ничего не делаешь в дни отдыха – спишь, отдыхаешь, ешь, пьёшь, а организм не приходит в боевую готовность. Как будто ты с каждым днём медленно умираешь. Но дни отдыха, всё таки, как бы засчитываются и тебе нужно выходить на следующий выход. Таких выходов у нас было три, считая штурмовой. Нас точно провожали странными взглядами, когда мы с Серёгой с довольно тяжёлыми рюкзаками карабкались вверх, обгоняя другие группы, вооружённые шерпами, несущими весь груз и, одновременно страхующими своих альпинистов. Кроме того мы старались не пристёгиваться к закреплённым верёвкам и страховали друг друга сами. Так мы установили и первый и второй лагеря. Нам хватало поставить по одной двух-местной палатке в каждом лагере. Это только в базе (в АВС) мы позволяли себе роскошь жить каждый в отдельной палатке! Дорога из АВС в лагерь 1, расположенный на высоте 6400м., на мой взгляд, один из самых лёгких и безопасных путей для достижения высоты 6400 на всех известных горах. Реально можно подняться в кроссовках, что и делают некоторые местные ребята. Мы же рекомендуем треки, но, желательно с небольшими фонариками, так как верхняя часть сыпуха. С рюкзаками в 15 кг у нас получалось добираться до Л1 за 3-40, потом три часа, а потом и вовсе Серёга прошёл весь путь за 1ч 55м, правда налегке.
Лагерь 1. 6400
Между лагерями 1 и 2 (7100) ровно 3 километра. Мы (опять же с пятнашкой) поднимались за 6, потом за 5 часов. Серия плавных, местами крутых фирновых взлётов приводит к двум ледовым ступенькам. Первая до 70-ти градусов и длиной в пару верёвок, вторая пологая (градусов 40), но лёд голый и длиннее. Ну это, конечно данные только на весну 2012. 05.05. Мы сидим на высоте 7100 метров уже два дня. Непогода не даёт нам выйти на попытку штурма, или же для установления третьего высотного лагеря на высоте 7500. Сил от такого сидения так же больше не становится. Что бы совсем не закисать, несколько раз в день вылазим по очереди из палатки и стараемся двигаться. Одновременно с нами ждут штурмовой погоды ещё несколько команд. Из тех кого помню: пятеро альпинистов из ЮАР вместе с сопровождающими их большой группой шерпов. Японец, которого ведут на вершину сразу трое шерпов, одинокая мексиканская альпинистка и российско-щвейцарская команда – наши друзья. Все остальные команды, кроме россиянина Олега и нас с Сергеем планируют использование на восхождении искусственного кислорода.
На высоте 7000 метров
Наконец-то из Швейцарии нашим друзьям пришёл хороший прогноз погоды и действительно, ночью мы увидели звёзды. Наутро все зашевелились и начали подготовку к выходу наверх. Все группы кроме нашей двойки и мексиканки, собираются выходить сегодня с целью поставить ещё один, штурмовой лагерь 3 на высоте 7500 м. Именно оттуда они выйдут в час ночи на штурм вершины. Мы решаем поберечь силы, которые мы бы потратили на переноску груза на 400 метров по высоте. Решаем выйти налегке в 2 часа ночи. Берём с собой только термоса с чаем и ледорубы. А лагерь, тем временем, постепенно пустеет. Восходители, подключив кислород, что нас не мало удивило – вроде ещё не так высоко, уходят в сторону вершинного бастиона.
Мы остаёмся почти одни. Пытаемся уснуть – подъём в полночь. Нужно успеть накипятить чаю. Уснуть не получается. Странная полудрёма с фантастическими полуснами. 07.05. В два ночи вылазим из палатки. Пока одеваем кошки, приходиться скинуть тёплые варежки и остаться в перчатках. Руки сразу прихватывает. Приходиться ещё минут несколько бешено махать руками, чтобы вернуть чувствительность в пальцах. Выходим в 2-30. Видим над головой фонарики, двигающиеся от третьего лагеря вверх, к вершине. В пять утра, с рассветом достигаем лагеря 3. Все восходители уже вышли. Только наших друзей шерпы пока не пускают вверх из-за сильного ветра. Ветер, как и всегда на рассвете очень приличный. Залазим в палатки к друзьям, пытаемся согреться. Вход не закрывается, палатка висит над склоном – видимо ставили второпях, и ветер снизу задувает с огромной силой. Согреться получается относительно. Прихожу в себя чуть раньше Серёги и решаюсь – пора двигаться. Выхожу. Ветер чуть стих. Сергей кричит сквозь ветер, что не может пока отогреть руки и выйдет через пол часа. Желает удачи. Надо двигаться. Постепенно догоняю и обгоняю нескольких альпинистов. Вот и японец с тремя шерпа, ещё кто-то – не могу понять в масках. Преодолеваю ключевой участок скал – стараюсь не трогать старые полуоборванные верёвки. Крутая часть (до 45 градусов осадочной жёлтой породы) метров 30. Потом ещё три верёвки по кулуару. Немного камнеопасно, если вверху люди.
Выхожу на фирновый склон. Фирн очень жёсткий. Двигаюсь очень аккуратно – я ни с кем не связан. Вот и заключительный скальный пояс. Спускаются ребята из ЮАР. Каждого держит на коротком «поводке» шерпа. Хоть они и с кислородом, но двигаются не быстро. Бреду по их следам. Они шли с высоты 7500м с кислородом, так что обогнать их у нас не было шансов. Да и задача так не стояла. Предвершинное плато кажется нескончаемым. Но нас об этом предупреждали. На него уходит почти час. Каждый мой шаг, это 4-6 вдохов. Вот и вершина. Она не похожа на большинство вершин в мире. Это просто плато. Огромное плато, с видом на Эверест. Правда вот, погода подкачала. Время 1-30 пополудни. Не видно не фига. Всё в тумане. Дохожу до стоящего баллона кислорода. Дальше НИЧЕГО. Плато обрывается стеной вниз, еле видимая тропа заканчивается небольшой вытоптанной площадкой. Баллон стоит на самой границе. Подхожу к комку смерзшихся буддистских флагов и делаю несколько фото.
На вершинном плато Чо Ойю
У мексиканки кончается кислород. Второго баллона у неё нет. Принимаем решение сопровождать её вниз. Она просит её не бросать. Начинаем спуск. Это не интересно описывать. Женщина идёт еле еле. Приходиться ждать. После ключевого участка продолжаю спуск один, что бы подготовить чай к приходу Серёги с мексиканкой. В лагере 2 все остались на ночёвку. Утром, собирая лагеря, валим. Ну вот и всё! Спасибо Гора, что пустила и отпустила!
Схема маршрута
Отдыхаем три дня. Ищем силы попробовать забрать свой бонус. То, что мы старались до Горы не обсуждать – держали в себе. Попытаться взойти на Чо Ойю нон-стоп. Меньше чем за сутки. Сил особо нет, но решимость ещё присутствует. Понимаю, что результат, если и будет, то не тот, на который можно было бы рассчитывать, если бы не проделанный объём работы. Думаю, что для подобных подвигов, впредь, нужно попытаться освобождать «бегуна» от работы по перетаскиванию грузов и установке лагерей – пусть только акклёмывается. А тут ещё подходит прогнозируемый циклон. Следующее погодное окно дают только на начало двадцатых чисел. Поздновато. Принимаем решение с Серёгой остановиться на достигнутом. Что бы не много унять скайраннерский зуд, делаем прикидку АВС – Л1. Расстояние 4600 метров, перепад 700 метров. Получается у Серёги лучше, чем у меня – 1 час 55 минут. Чуток успокоенные, уже в непогоду, начинаем спуск в пампасы. Всё мероприятие из Алматы в Алматы заняло 31 день. Андрей Пучинин.