Этим летом мы командой побывали в Каракоруме в формате горного похода. Обзорный маршрут по району растянулся на 38 дней и чуть больше чем на 400 км. В нитке маршрута у нас были и высокие вершины, и сложные перевалы, но главным было посмотреть район, его разные горные узлы, увидеть легендарные вершины, о которых читали в книгах и разглядывали фотографии в интернете.
Турклуб МАИ. Каракорум 2024
Одной из спортивных целей было восхождение на вершину высотой 8000+ метров, в качестве которой выбрали Гашербрум 2 из-за логичности и относительной безопасности маршрута. Но стоимость пермитов и высотных экспедиций с каждым годом только растет. Платить большие деньги за одну гору лично мне жалко, но обзорное “путешествие мечты“, дающее несравнимо больше впечатлений, стоит того.
Каракорумские горы впечатлили. Сразу бросилось в глаза, что они очень острые и крутые. Таких масштабов, перепадов, отвесных скальных стен в окружении грандиозных ледников и ледопадов я не видел ни на Памире, ни на Тянь-Шане, где много ходил.
Наш маршрут предполагал как бы 4 акклиматизационные ступени с подъемом на новую высоту на каждой из них и с финальным восхождением на 8000к. Каждая из таких ступеней включала в себя радиальные выходы и сквозное прохождение перевалов. Стартовали в западной части маршрута из поселка Бизил. Совсем рядом находится деревушка Аранду, откуда начинаются экспедиции на Спантик – самый популярный 7000к района.
До нас туристы-горники посещали пакистанский Каракорум два раза – группы Александра Зотова из Турклуба МГУ в 2014 и 2018 годах прошли в районе ледников Биафо и Хиспар два похода 5 к.с. Анализ этих маршрутов показал, что много препятствий планировать в здешних горах не стоит. Поэтому вместо изначально планировавшейся активной акклиматизации с множеством перевалов, остановились на варианте подъема к слиянию ледников Solu и Sokha и радиальных выходов в окрестные цирки и на седловины. Район очень перспективен для альпинизма и в нем почти никто не был. На 6й день маршрута перевалили пер. Sokha La высотой 5200 м и начали линейную часть маршрута.
Поход оказался сложным в плане выполнения задуманных планов. Каждое новое препятствие приходилось буквально выцарапывать у сложной погоды и различных обстоятельств. На основной технический участок нитки нас не пустила пакистанская армия. Пришлось вести долгие и сложные переговоры с офицером связи и нашим туроператором и в итоге отпроситься под расписку немного погулять в район вершин Транго и Круксум. За этот отрезок успели пройти два перевала 3Б – классическую снежно-ледовую седловину и сложный разорванный ледопад.
На маршруте произошло два серьезных ЧП, казалось бы, “на ровном месте”. Сначала при подъеме на новый перевал 5500 в хребте Баинтха Бракк по снежно-ледовому склону сбоку отвалился гигантский кусок скалы. Но попав на наш склон, он рассыпался на отдельные крупные камни и спровоцировал большую лавину. Чудом никто не пострадал. Затем, после восхождения на вершину Скил Брум (7410 м) на площадку с палаткой упал отколовшийся кусок, на наш первый взгляд, ровного и безопасного ледосброса, образующего перевальный гребень. Мы избежали серьезных травм, но лишились части снаряжения. Провели ночь без палатки на высоте 6500 и утром были вынуждены спускаться с перевального взлета и ледопада уровня 3А-3Б с 3,5 парами кошек и 5-ю системами на 8 человек. Я оба эти происшествия связываю с особенностями района. Во-первых, Каракорум – это большие, крутые и снежные горы. Здесь регулярно переметает лавинами и ледовыми обвалами даже классические и условно многолюдные маршруты. Во вторых, выдался очень теплый год. Снег по ночам не смерзался даже на большой высоте. Оба происшествия случились в спокойных и на вид безопасных местах.
Сложно было собраться для дальнейшего восхождения на Гашербрум 2. Но нашлись ребята, которые заявили, что это отдельная гора и нужно постараться забыть о происшествии на Скил Брум, докупить недостающую снарягу и пробовать подняться. К ним присоединился и я. После этого группа разделилась. Уставшие и травмированные ребята пошли вниз, а вторая 4ка наверх.
Помимо Гашербрума 2 (8035 м) мы сходили на вершину Скил Брум (7410 м). Есть ощущение, что после первовосхождения австрийцев в 1957 году на вершине никого не было. По крайней мере, информация о восхождениях в интернете отсутствует. Маршрут с седловины 6500 м технически не сложен, но физически очень трудоемкий. Нас ждала жесткая тропежка до самой вершины, когда в сыпучем снегу не формируются ступени, и ты вязнешь и проваливаешься по колено, а то и по пояс. До восхождения из-за изменения планов по решению армии и плохой погоды в первой половине июля мы не имели полноценной акклиматизации, в предыдущий выход на плато Круксум только пару раз переночевав на 5800 и так и не сходив с него нужную нам вершину. В текущих условиях участники проявили себя большими молодцами, затропив наверх вопреки условиям.
В походе удалось сходить на Гашербрум 2 – вершину высотой за 8000 м. Кто-то говорит, что мы сделали это первыми в спортивном походе. Но это не так важно и условно. Есть информация о двух итальянцах, прошедших трек по китайскому Каракоруму и совершивших траверс Гашербрума 2 в альпийском стиле. Чем не поход? В спортивном туризме мне известно 2 попытки сходить на 8000. В 2006 году Гашербрум 2 со стороны Китая заявляла группа Андрея Лебедева, но развернулась на высоте 6600 м формально из-за лавины. В 2018-2019 годах (с датой могу ошибиться) на Дхаулагири пытались сходить киевские туристы, но после 3х дневной отсидки под вершиной вынуждены были начать спуск.
Вообще тема 8000, как “зоны смерти”, мне кажется, несколько раздута. Да, на этой высоте любые проблемы со здоровьем могут прогрессировать и развиваться очень быстро. В связи с этим есть определенные риски. Но при достаточной акклиматизации мы какого-то порога не заметили. Все то же самое, что и на более низких высотах. Процесс подъема не сложнее финиша суточной мультигонки или быстрого марафона, когда приходится потерпеть. Тропишь потихоньку или идешь за кем-то и вот уже вершина. Само восхождение технически не простое. Для подъема к месту лагеря С1 нужно пройти относительно сложный ледопад. По информации, поступающей в июле, проход не могли найти аж 2 недели. На деле ледопад - может тур. 3Б, но довольно простая и логичная с очевидными вариантами выбора пути. Выше маршрут идет по снежно-ледовому ребру с выходами скал (так называемый banana ridge). Для подъема до отметки 7500 необходимо пройти порядка 25 веревок перил. Выше пешком, но с тропежкой. Нам повезло оказаться на горе совершенно одним.
Основная сложность большой горы в походе это суметь попасть в погодное окно. У туристов нет времени на то, чтобы остановить маршрут и ждать хорошего прогноза в базе. Вот и мы сразу после спуска со Скил Брум получили прогноз, говорящий о том, что через 6 дней хороший день для восхождения, дальше начнутся снегопады. Получился график, не предусматривающий отдых после предыдущего восхождения на 7400 и сложного спуска без снаряжения. В этот график мы вписались, но усталость чувствовалась. Поэтому и дойти до вершины успели только 3 человека из 4ки.
Помимо гор и природы на меня произвели впечатление жизнь и работа балтистанских портеров. Труд у них тяжелый и низкооплачиваемый. Трек вдоль Балторо большой проходной двор. Постоянно вверх-вниз ходят портеры, трекеры и караваны мулов. Но он подарил нам новые знакомства. В лагерях на леднике Слава устраивал гитарные концерты. Параллельно с нами поднималась компания из Франции, где девушка отправилась в трек до Броуд пика, чтобы встретить своего мужа после восхождения. Завели знакомство с пакистанским архитектором Али, позже показавшим нам Исламабад. Душевно пообщались с двойкой Ливингстон-Чесен, собиравшейся на G3.
Каракорум – это те горы, в которые хочется возвращаться!
Больше информации и впечатлений постараюсь передать на лекции в Спорт-Марафоне, которую запланируем на сентябрь. Ниже смотрите большой фотоальбом.