Дельфинов в яркой зеленоватой воде становилось всё больше. Уже около 200.

1
Администратор
27 ноября 2022 в 23:48 980 просмотров
Суровым штормом встретила Атлантика на подходе к побережью Огненной Земли кругосветную экспедицию Томского отделения Русского географического общества. Сквозь леденящий ветер и мощные волны экипажу удалось миновать Магелланов пролив, однако ненастье пока закрыло дальнейший путь на юг. Тримаран сорвало с якоря, начало сносить в сторону Африки, но героические усилия команды позволили добраться до суши и укрыть судно в гавани аргентинского города Рио-Гранде. Здесь Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский намерены переждать плохую погоду, привести в порядок потрёпанный такелаж, восполнить потери и набраться сил перед броском к мысу Горн.

Дельфины, солнце и радость
Поначалу переход из Комодоро-Ривадавии в Рио-Гранде дарил лишь положительные эмоции. 20 ноября во второй половине дня к судну подошла большая стая чёрно-белых дельфинов. Около часа они играли с тримараном, возможно, приняв его за большого кита.

Дельфины носились взад и вперёд, слева, справа, под тримараном, впереди. Выпрыгивали из воды по одному, по трое, по пятеро. Я бегал с камерой с борта на борт, с кормы на нос. Пытался снимать под водой, но это оказалось слишком сложно, рассказал Евгений Ковалевский.

А дельфинов в яркой зеленоватой воде становилось всё больше, словно весть о странном ките, на котором плывут люди, стремительно облетела все окрестные воды.

Вот их, наверное, уже около 200. В такие минуты я счастлив. Ведь это минуты нашего единства с природой, единения с океаном. Он наш отец, и мы все его дети. Дельфины, завидев человека на борту, концентрируются вблизи. Если опустить руки поближе к воде, можно даже потрогать этот дружественный "дельфиний вихрь", проносящийся под руками. Дельфины понимают, что мы одной крови, они подпрыгивают и тычутся носами в руку. Они улыбаются, смеются, радуются не менее нас кратковременному объединению в один экипаж. А может быть, это мы ненадолго вливаемся в их дельфинью стаю, добавил Ковалевский.

Однако с заходом солнца плавание становится менее комфортным. Начинается не просто холод, а настоящий мороз. Кругосветчикам приходится спать в спальниках не раздеваясь по двум причинам. Во-первых, в одежде просто теплее. Во-вторых, в кромешной тьме собраться на вахту весьма непросто. Проще уже быть одетым.

Когда в 3:45 будят на вахту, остаётся добавить немного. Надеваю вторые штормовые штаны ещё одни, и термобельё уже на мне. Синтепоновую безрукавку добавляю к тельняшке, двум флисовым курткам и толстовке, которые уже на мне. Сверху непродуваемая штормовая куртка, спасжилет. На голове балаклава, шапочка, на шее шарф, на лбу фонарь. Готов к несению вахты, описал снаряжение Ковалевский.

В 4 часа утра светлеет, а солнце прорезается из-за горизонта сразу после пяти. Робкие лучи золотят поверхность волн, бросают сверкающую дорожку к тримарану. Светило словно обращается к мореплавателям: "Держите мой огонь, вот вам моё тепло!"

А я немею от восхищения красотой небесного огня, его щедростью и благостью. Земля, океан и все мы, обитатели планеты, при появлении солнца как будто просыпаемся, оживаем заново, чувствуем величие Вселенной и свою принадлежность к ней, признался Ковалевский.

Радость, принесённая солнечным светом, дополняется хорошим ветром скоростью в 6 7 узлов, утренним кофе, который удаётся сварить в турке, и тем, что пока нет обещанного прогнозом шторма.

21 ноября проходит спокойно. Роман Стручков из Калининграда, ставший на этом этапе членом экипажа, пытается ловить рыбу. Солнце светит ярко, ветер северо-западный, тримаран идёт курсом бакштаг со скоростью 5 6 узлов.

Иногда ветер усиливается, прикручиваем стаксель, уменьшая его площадь. Грот на первом рифе. Холод вынуждает быть всё время в штормовой экипировке, рассказывает Ковалевский.

Экипаж даже задумывается, не пойти ли напрямую в Ушуайю, но надо прикинуть, хватит ли воды. Оказывается, что есть 70 л, а в день уходит не менее 10 л. Значит, придётся всё-таки зайти в другой город и пополнить запасы. Также нужен бензин, поскольку при встречном ветре без мотора не обойтись. До Пуэрто-Сан-Хулиана остаётся около 50 миль, это первый вариант. Второй уже после Магелланова пролива зайти в Рио-Гранде.

Вдоль этих берегов проходили все наши русские кругосветчики XIX века Крузенштерн, Беллинсгаузен, Литке, Коцебу, Головнин, Врангель. Но шли не Магеллановым проливом, а вокруг мыса Горн. В этом районе едва не погиб Коцебу. Его зацепило волной и выбросило за борт. Коцебу умудрился на лету уцепиться за снасть и остался жив, напоминает Ковалевский.
Волны и ветер усиливаются. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

Шторм у Магелланова пролива
23 ноября плохой прогноз начинает сбываться. В 9:45 с запада приходит сильный шквал, поднимается леденящий ветер.

Отпускаем грот на последнем рифе, уменьшаем вполовину стаксель, курс галфвинд. Скорость 5 6 узлов. Впереди и справа сплошная пелена. Это грозовой фронт. Скоро мы туда попадём. "Неистовые пятидесятые" берут нас в свои объятья. Сурово здесь. Дальше будет ещё суровее. Солнца нет. Холод пробирает сквозь все одежды, признаётся Ковалевский.

Ближе к полудню ветер сменяется на юго-западный, практически встречный. Скорость тут же падает до двух узлов, но надо идти. Экипаж тримарана заводит мотор.

Сильный ветер дует в лицо и справа. Уносит с палубы любую незакреплённую вещь. Подходим к входу в Магелланов пролив. И тут начинается шторм. Ветер усиливается до 35 узлов с порывами до 40, океан пытается разорвать тримаран на куски. Жёсткие с гребешками трёхметровые волны разбирают нас, а мы собираемся снова. Периодически ветер срывает десятки литров воды с пенных гребней и забрасывает их на палубу, оглушая нас этой ледяной ванной. Нас молотит и долбит, корёжит и крутит. Тримаран как трансформер, изгибается и выпрямляется, закручивается и раскручивается в такт волнам, описывает ситуацию Ковалевский.

Когда тримаран начинает проходить мимо Магелланова пролива, стихия ожесточается ещё больше. Судно выносит в океан, экипаж отчаянно пытается удержаться в 20 милях от берега при помощи 15-сильного мотора. Шторм продолжается уже три часа и не ослабевает. Ванты свистят, на палубе всё больше воды.

Надеемся, что нас не унесёт далеко в океан, что к ночи ветер стихнет, что завтра мы сумеем нырнуть в бухту Рио-Гранде, отмечает в этот момент Ковалевский.

Однако шторм не стихает. К утру 24 ноября он продолжается уже почти целые сутки. Ветер с порывами до 30 40 узлов.

Ночью срубили грот, холод пробирает до костей, все мокрые насквозь и спальные места мокрые. Волны продолжают забрасывать на тримаран тонны воды. Месиво яростной воды, ветра и холода, рассказывает Евгений.

Тримаран подходит к Рио-Гранде около 11 утра. Ветер с запада продолжает свирепствовать, его скорость доходит до 50 узлов. Необходимо зайти в устье реки, но становится понятно, что против такого ветра добраться до берега нереально. Кругосветчики бросают якорь и начинают вызывать по рации береговую охрану. Аргентинцы откликаются, но отвечают, что подтащить судно к суше не смогут слишком слабые у них лодки. Они готовы помочь с эвакуацией, но эвакуация это спасение людей при потере корабля.

Мы понимаем, что долго на якоре не выстоим, ветер такой силы нас потихоньку начинает разрывать на куски. Тут случается страшное: нас резко понесло в открытый океан. Бросаюсь на нос тримарана так и есть, лопнула якорная верёвка, якоря у нас больше нет. В ближайшие три дня нас будет безостановочно нести в сторону Африки. У нас единственный шанс использовать остатки бензина и попробовать приблизиться к побережью, а там, если получится, выброситься на берег через прибой, делится Ковалевский.

Станислав Берёзкин заводит мотор, Ковалевский пробирается на нос тримарана и готовит остаток якорной верёвки. В течение 40 минут россиянам удаётся приблизиться к берегу, они уже видят чёрный песок пляжа и прибойные волны.

Готовлюсь прыгать в воду, как только тримаран перескочит через волны и воткнётся в берег. Удар, я падаю на носу, вскакиваю и прыгаю. Стас едва успевает выдернуть мотор из воды. Пытаюсь бежать по проваливающемуся мокрому песку на берег, тащу за собой верёвку. Стас пытается убрать руль, но от удара вылетает за борт благо неглубоко, но его метелют прибойные волны. Я натягиваю верёвку, ко мне присоединяются остальные члены экипажа. Тримаран подпрыгивает на прибое. Нам не удаётся удержать нос трёхтонной посудины, и её разворачивает вокруг носа. Тянем корму. Подбегают местные жители хватают верёвку, помогают. Один из местных вбивает кувалдой в песок трубу, и мы цепляем за неё верёвку, описывает полный драматизма момент Евгений Ковалевский.

Начинается отлив, и постепенно вода отходит от берега. Аргентинцы предлагают оттащить тримаран выше уровня прилива. Подъезжают машины префектуры и местные спасатели, теперь транспортировке судна помогает небольшой трактор. Вся операция занимает около часа.

Всё! Можно выдохнуть. До конца дня проходим формальности префектуры. Нас в гости приглашает единственный русский житель Рио-Гранде, мой тёзка Евгений. Тримаран выбросили на берег прямо напротив его дома. Отогреваемся, решаем сегодня прийти в себя, рассказывает Ковалевский.

В ближайшее время синоптики обещают в Атлантике шторм с ветром до 50 узлов, поэтому кругосветка РГО пробудет в Рио-Гранде не менее трёх дней. Временные члены команды покинут экипаж, Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин пойдут дальше вдвоём. Пожелаем им успеха, путешествие продолжается.

Пресс-служба"Русского географического общества".

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU