Томская кругосветка Евгения Ковалевского и Станислава Березкина

Путешественники томского отделения Русского географического общества Евгений Ковалевский и Станислав Березкин посетили Монтевидео столицу и крупнейший город Уругвая и прибыли в город-порт Колония-Дель-Сакраменто. Теперь экспедиция направится в Аргентину.
Экипаж томской кругосветки

Напомним, каркасно-надувной парусный тримаран с сибиряками на борту начал свое кругосветное путешествие 1 июля 2021 года из Санкт-Петербурга. Этот проект посвящен 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками. Фонд президентских грантов выделял на него восемь миллионов рублей. Планировалось, что плавание продлится два года, путешественники за это время посетят более 20 стран. Путешественники пережили разные испытания: циклон в Атлантическом океане, поломку судна и некоторого оборудования, все это привело к увеличению расходов на путешествие. В 2022 году ситуация осложнилась еще больше из-за международной обстановки. Но экспедицию тем не менее решили продолжить.

В конце мая тримаран Евгения Ковалевского и Станислава Березкина покинул Бразилию, путешествие вдоль побережья которой длилось четыре месяца, и направился в Уругвай.

Как сообщается на сайте проекта, перед прибытием в столицу Уругвая путешественники 18 часов пережидали шторм в Пунта-дель-Эсте в южном полушарии уже наступила зима с характерными для этого времени года сильными ветрами и частыми штормами.

Стартовали 3 июня в шесть часов утра. Направление Монтевидео, Уругвай. К сожалению, обещанный попутный ветер не дали. Он встречный и течение встречное, поэтому скорость примерно 2,5 узла. Мотор плохо тянет, подозрение на скверный бразильский бензин. Стас предлагает причалить в порт Пириаполис и купить топливо. Однако в Уругвае бензин дорогой примерно два доллара за литр. Собираем все местные деньги, какие есть, набирается 3 030 песо. Этого хватит на 35 литров , рассказал Евгений Ковалевский.

За бензином экипажу пришлось идти пешком с канистрами порядка трех километров, однако по пути им помог местный капитан.

"Вдруг видим машину, водитель нам машет: едем со мной. Так мы добираемся на заправку и заправляемся. Добрый парень заливает нам на 216 песо больше бензина, чем у нас есть денег. Едем с Дикго, так зовут водителя, обратно. Он оказался капитаном и, конечно, увидев братьев по оружию , помог, чем мог", рассказали путешественники.

Переход был тяжелым и длился около 18 часов, путешественники шли, меняя друг друга на вахте каждые четыре часа. Вечером 3 июня тримаран прибыл в Монтевидео. На следующее утро путешественники направились осматривать столицу. Город, по словам экипажа, напоминает европейский, а стоимость жизни в нем высокая.

"Цены примерно в три раза выше, чем в России, и в два раза выше, чем в Бразилии. Кругом все пьют местный чай мате. Похоже, это главная, самая яркая и полезная местная традиция. Люди ходят с термосами, чашками калабасами и трубочками с ситечками бомбилья . Сидят парочками на лавочках, в автомобилях, на траве. Прогуливаются. Местные говорят, что это национальная традиция в этом регионе в Уругвае, Парагвае, Аргентине и на юге Бразилии. Везде прогуливаются с собаками, которые одеты в разные наряды, много людей занимается физкультурой. Местное население доброжелательное и отзывчивое", рассказал Евгений Ковалевский.

В Монтевидео экипаж встретился с полномочным послом РФ в Уругвае Андреем Будаевым, а также получил в подарок от уругвайской стороны 40 литров горючего и десять килограммов фруктов.

6 июня экипаж планировал выйти из столицы и зайти в Хуан-Лакасе, но оперативности помешала погода в течение суток был сильный туман с видимостью около десяти метров. Развеялся туман после обеда 7-го числа, путешественники уже дошли до Хуан Лакасе и решили идти в западный порт Колонию-дель-Сакраменто, не останавливаясь.

После 30-часового перехода тримаран встал на якорь в яхтенной марине Колония-Дель-Сакраменто этот пункт будет последним городом Уругвая, который экспедиция посетила перед Аргентиной.

Примерный маршрут всей экспедиции: Санкт-Петербург Финляндия Польша Швеция Дания Голландия Великобритания Франция Испания Португалия Канарские острова переход через Атлантический океан Южная Америка Полинезия Микронезия Филиппины Индонезия Индийский океан Атлантический океан ЮАР Намибия Португалия Великобритания Санкт-Петербург.

Анастасия Кирсанова, В Томске

Комментарии (89)

Всего: 89 комментариев
#29 | Андрей Бузик »» | 04.02.2023 01:37
  
0
Эффектно и опасно: тримаран кругосветки РГО вышел в Тихий океан.
В последний январский день 2023 года тримаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества впервые вышел из узких фьордов Патагонии на открытый простор Тихого океана. Отважных мореплавателей встретил туманом, дождём и крутой волной залив Пеньяс. О своих впечатлениях от этой встречи члены экипажа рассказали читателям сайта РГО.
У руля Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции.

К заливу Пеньяс тримаран экспедиции направился узким и малоизученным проливом Гонзалес. По естественному каналу после приключений на Огненной Земле Евгению Ковалевскому, Станиславу Берёзкину, Егору Музилееву и собачке Пасоке идти уже привычно, но сам залив открыт для сильных ветров и штормов, приходящих с бескрайних просторов Тихого океана. По сути, он уже является его частью.

Длина залива около 100 миль, идти по нему придётся не меньше суток. Это обстоятельство тревожило кругосветчиков если во время перехода задует встречный ветер, они попадут в западню. Однако по прогнозу в ближайшие два дня погода должна быть благоприятной. Экипаж надеется на своё мастерство и на то, что синоптики не ошиблись. К вечеру волны заметно увеличиваются, что указывает на близость открытого океана.

Пошла большая волна. Это уже Тихий океан, хотя ещё в формате залива, но уже вода ведёт себя по-другому. Удаляемся от берега к противоположному краю залива, который похож на сморщенный крючок, опущенный вниз. Волны становятся широкие, мощные, жёсткие. Бьют по тримарану. Меня начинает мутить. Не без труда досиживаю вахту, признался Евгений Ковалевский.

Ночи по-прежнему прохладны, но не так сильно, как это было на крайнем юге континента. Залив Пеньяс удалось пересечь утром 1 февраля. Судно движется со скоростью пять узлов в час. На сильной волне острее проявляет себя морская болезнь.

По всему телу пробегает дрожь. Четыре часа как в бреду. Мне сильно плохо. Несколько раз хотел разбудить Стаса, чтобы заменил, но удержался. Но наблюдать рассвет сил уже не было, отметил Ковалевский.

Через три дня кругосветчики рассчитывали достичь крупного промышленного и культурного центра Чили города Пуэрто-Монт.

Идём вдоль чилийского побережья. Слева раскинулся Тихий океан. Скалы справа прячутся в облаках. Острые зубья проглядывают из береговой дымки. Вдоль всего берега видны скальные выходы. Вода набрасывается на них и взметается вверх. Выглядит это эффектно, но и опасно. Если пройти слишком близко, может ветром бросить на скалы. Стас, как капитан тримарана, постоянно напоминает, что нужно держаться подальше от скал, рассказал Ковалевский.

Утром 2 февраля всё вокруг затягивает туман. Идти приходится по приборам.

Ко всей тёплой одежде дополнительно надеваю штормовые штаны, штормовку, плащ, неопреновые перчатки, поскольку не хочу мочить кожаные. Из тумана проглядывают скалы. Облака нанизаны прямо на них. Слева устричные фермы. Всю вахту дождь и морось, руки замерзают. Два раза зажигаю плиту, грею руки на огне, делится ощущениями Евгений Ковалевский.

Вскоре встречный ветер и течения снижают скорость тримарана. Приходится увести судно в шхеры. Станислав Берёзкин прокладывает новый маршрут практически "с листа", ориентируясь на ветро-волновую обстановку. Каналы здесь разной ширины и длины, и ветры в них дуют по-разному. Очень сложна и схема течений, выбирать курс приходится экспериментально.

Если скорость падает ниже трёх узлов, нужно пробовать выбрать другой путь, отмечает Ковалевский.

Любимица экипажа собачка Пасока продолжает удивлять кругосветчиков. Они привыкли кормить питомицу со своего стола. Выяснилось, что четвероногий мореход может есть сгущённое молоко и даже малиновое варенье.

Решили проверить, ест ли сгущёнку Пасока. Я ел ложкой сам, затем этой же ложкой зачерпнул сгущёнки и протянул Пасоке, которая сидела у меня за пазухой. Ест! Вычёркиваем сгущёнку из продуктов, которые не ест Пасока. Та же участь постигает малиновое варенье, рассказал её хозяин Егор Музилеев.

К вечеру 2 февраля становится ясно, что в назначенный срок тримаран не успеет добраться до Пуэрто-Монта. Придётся сделать крюк в 60 км и зайти в местечко с красивым названием Пуэрто-Сиснес ("Порт Лебедей" в переводе с испанского).

Задачи две. Сначала надо закупить бензин, при этом у нас нет песо, будем решать проблему обмена долларов, что в глухомани довольно сложно. Вторая задача поправить контрольные точки в договоре с Фондом президентских грантов, рассказал Ковалевский.

Станислав Берёзкин наблюдает за дельфинами в Порту Лебедей. Фото участников экспедиции.
А пока экипаж кругосветной экспедиции РГО наслаждается волшебными пейзажами и животным миром чилийской Патагонии.

Морские львы и котики, пингвины, дельфины, бакланы, чайки нас буквально атакуют. А мы и рады, особенно Пасока. Ей легче сейчас, так как она шибко мёрзнет. Чуть-чуть потеплело, и Пасока стала выбегать на палубу, отметил Ковалевский.

Утром 3 февраля тримаран благополучно причалил в гавани Пуэрто-Сиснес. Ждём новостей от наших путешественников.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#30 | Андрей Бузик »» | 17.02.2023 01:38
  
0
Все знают, что Тихий океан самый большой на Земле. Невольно робеешь перед его величием, задумываясь о том, что он содержит больше половины всей воды Мирового океана и занимает 49,5% его поверхности. Поражают и размеры: 16 тыс. км с севера на юг и больше 19 тыс. км с востока на запад. Пересечь эти поистине бескрайние водные пространства предстоит кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. Прямо сейчас бесстрашный экипаж в чилийском порту Талькауано готовит тримаран к выходу на остров Пасхи.
В Тихом океане. Фото участников экспедиции

15 февраля Станислав Берёзкин, Евгений Ковалевский и Егор Музилеев завершили один из самых трудных этапов экспедиции. Тримаран обогнул Патагонию, стартовав с 37-й параллели южной широты и вновь вернувшись на неё уже с другой стороны Южной Америки. На переход от аргентинского порта Мар-дель-Плата до Талькауано в Чили ушло больше трёх месяцев. И это было не самое простое время шторма и встречные течения, дожди и постоянный холод "свирепого юга" испытывали на прочность наших путешественников. Но они справились.

Сегодня закончился наш сумасшедший пробег вокруг Патагонии с заходом на остров Горн, с заходом в самое южное постоянное поселение, с проходом пролива Ле-Мер, пролива Бигль, западной части Магелланова пролива, залива Пеньяс и прочих "злачных" мест. Нитка маршрута по генеральному курсу с учётом перехода Сан-Фернандо Мар-дель-Плата и заходом на Горн составила 3,7 тыс. морских миль. Да, и полный пробег к этому моменту 12,5 тыс. морских миль. До рекорда не хватает 5 тыс. Сказать, что Патагония это было непросто, ничего не сказать, признался капитан тримарана Станислав Берёзкин.

Сейчас тримаран при помощи чилийских друзей подняли на берег. Судно необходимо тщательно подготовить к переходу через Тихий океан. Помимо чисто технических работ экипаж выполняет и другие задачи, стоящие перед экспедицией. Одна из них миссия дружбы, подлинная "народная дипломатия".

В порту Талькауано россияне встретились с местными спортсменами и представителями общественности. Встречу организовал муниципальный департамент спорта.

Экипаж в лице Евгения Ковалевского, Станислава Берёзкина, Егора Музилеева с участием чивавы Пасоки презентовал экспедицию, рассказал о России и её Сибирском регионе, ответил на вопросы. Прозвучала командная песня. Общая фотография. Дружно кричали: "Руссия Чили амигос! рассказал руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Кругосветчики и чилийские спортсмены обменялись атрибутикой, вместе попили чаю с печеньем, сделали множество общих фотографий.

Мы понимаем, что именно такие встречи это и есть реальная народная дипломатия, когда люди чувствуют себя как братья и становятся добрее. Это наш вклад в развитие сотрудничества людей и организаций наших стран, в данном случае России и Чили, подчеркнул Ковалевский.
Егор Музилеев, Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и Пасока. Фото участников экспедиции

Помощь кругосветной экспедиции РГО в решении самых разных вопросов оказывают посольство России в Чили, Русский дом в Сантьяго, а также представители местных властей.

На ближайшей неделе готовим тримаран к пересечению Тихого океана, проводим ещё несколько встреч с общественностью Талькауано, несколько мероприятий с посольством России в Чили, Русским домом и властями Талькауано. Закупаем приборы, крепёж, еду, воду и выдвигаемся на остров Пасхи, поделился с читателями сайта РГО Евгений Ковалевский.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#31 | Андрей Бузик »» | 02.03.2023 01:05
  
0
Мы, жители севера Земли, привыкли к тому, что 28 февраля заканчивается зима. Однако для наших "антиподов" из Южного полушария эта дата знаменует окончание лета. В последний "южно-летний" день из чилийского порта Талькауано в далёкий путь на остров Пасхи отправилась кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества. Отважному экипажу надувного тримарана Евгению Ковалевскому, Станиславу Берёзкину, Егору Музилееву и собачке Пасоке предстоит преодолеть 2 тыс. миль открытых пространств Тихого океана. Сделать это наши путешественники рассчитывают примерно за три недели.
Курс – на остров Пасхи. Фото участников экспедиции.

В Талькауано кругосветка РГО прибыла в середине февраля, вырвавшись наконец из цепких объятий "свирепого юга" Американского континента. Перед броском через Тихий океан и судну, и людям требовался отдых. Примечательно, что в этом же чилийском порту 207 лет назад готовилась к продолжению плавания и знаменитая русская научная кругосветная экспедиция Отто Коцебу. Здесь в бухте стоял на якоре тот самый бриг "Рюрик".

Испанские коменданты сначала Талькауано, а чуть позднее Консепсьона тепло приняли мореплавателей и были изумлены появлению здесь русских. Комендант Талькауано прибыл на корабль и учтиво произнёс: "Мы рады приветствовать на нашей земле русскую экспедицию. Никогда доселе здесь не развевался русский флаг. Мы счастливы принять народ, который во времена царствования великого Александра I, жертвуя собой, принёс Европе свободу", напомнил об истории экспедиции руководитель нынешней кругосветки Евгений Ковалевский.

Экипаж тримарана РГО также радушно приняли на чилийской земле. Благодаря договорённостям российского посольства и Русского дома в Сантьяго с муниципалитетом Талькауано, местный департамент спорта обеспечил путешественникам бесплатную стоянку для судна и комфортные условия проживания. За две недели в гостеприимном порту россияне провели пять встреч с общественностью. Для местных жителей они стали настоящим открытием.

Чилийцы с удивлением узнавали о том, что в России есть мореплавание, что в XIX веке из 100 кругосветных путешествий половина была совершена русскими моряками. Узнали о том, что в Сибири есть университеты и не всегда лежит снег, о том, что русские открыты и доброжелательны. На встречах мы дарили чилийцам командную атрибутику, пели песни, фотографировались и вместе кричали: "Руссия, Чили амигос", друзья, добавил Ковалевский.
Экипаж перед выходом в Тихий океан. Фото участников экспедиции.

Приехавшая из Сантьяго руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная привезла команде необходимые лекарства, новые видеокамеры, деньги на продолжение плавания.

Мы выиграли очередной президентский грант, но из-за блокады наши карты за рубежом не действуют, приходится искать варианты. Юлия организовала и провела съёмку для приоритетной образовательной программы экспедиции "Уроки из океана", добавил Евгений Ковалевский.

По его словам, очередной урок-телемост состоится в мае 2023 года. Он будет посвящён русским экспедициям прошлого и настоящего в Консепсьон и на остров Пасхи. И конечно же, Мировому океану и его проблемам.

В наших делах в Чили нам активнейшим образом содействовали посольство России и Русский дом в Сантьяго. Они решали многие задачи и проблемы, отметил Ковалевский.

В подготовке к переходу через Тихий океан помогали российским мореплавателям и чилийцы, и даже аргентинцы. Узнав, что тримарану необходим серьёзный ремонт, из Буэнос-Айреса приехал с коллегой специалист по судам подобного класса Норберто Луна.

Аргентинцы отрезали носовую часть одного из баллонов, материал которого начал пропускать воздух из-за длительного взаимодействия с солёной водой, мощными волнами океана, солнечной радиацией, из-за механических повреждений. Норберто Луна примчался в Талькауано, узнав о наших проблемах, и решил их. Это и есть дружба народов. Спасибо вам, Норберто и Хулио! поблагодарил коллег Ковалевский.

Также на тримаране заменили вышедший из строя крепёж, усилили боковые баллоны, закрепив сверху пятиметровые толстые доски, чтобы на волнах носы меньше заламывало вверх. Изготовили из специальной фанеры новые выдвижные плавники шверты, так как оба старых сломались в океане во время похода на мыс Горн. Было проведено множество других мелких, но необходимых работ, закуплена провизия, горючее и пресная вода.

Мы отбываем на остров Пасхи в том же составе, что и в последние два месяца: Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин, Егор Публио Музилеев. Конечно, с нами пойдёт и крошечная чивава Пасока, рассказал Ковалевский.

Милая собачка, ставшая любимицей всего экипажа, будет первой чихуахуа, отправившейся пересекать Тихий океан на парусном тримаране.
Пасока первой из чихуахуа отправилась через Тихий океан на надувном тримаране. Фото участников экспедиции.

Наш тримаран к середине марта должен добраться до острова Пасхи, где мы проведём съёмку видеоматериала для "Уроков из океана" и фильмов, которые создаются на основе экспедиции "По пути русских кругосветных мореплавателей". Будут встречи с местным населением, профилактические работы, а затем отправимся дальше, во Французскую Полинезию. Впереди весь Тихий океан! поделился планами Евгений Ковалевский.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#32 | Андрей Бузик »» | 18.03.2023 02:35
  
0
Тримаран кругосветной экспедиции РГО потерял управление на пути к острову Пасхи.
В океане. Фото участников экспедиции

Экипаж тримарана кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества экстренно вышел на связь ночью 16 марта. Команда сообщила о повреждении рулевого управления. Руководитель берегового штаба Юлия Калюжная незамедлительно организовала спасательную операцию, в результате которой путешественников забрал на борт корабль из Бразилии.

В спасательной операции участвовали Военно-морские силы Чили. По сигналу чилийских военных на поиски тримарана отправился бразильский корабль, шедший к берегам Южной Америки. Сейчас Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и Егор Музилеев находятся в безопасности, их судно взяли на буксир.

Кругосветка отправилась к острову Пасхи 1 марта из порта Талькауано. Теперь береговой штаб ожидает прибытия экипажа в Чили для обсуждения дальнейших планов экспедиции.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
#33 | Андрей Бузик »» | 21.03.2023 01:32
  
0
В Тихом океане утонул тримаран новосибирца, пытавшегося совершить кругосветное путешествие
Судно пошло ко дну во время шторма, когда его пытались взять на буксир.
Совершающие кругосветное путешествие на тримаране жители Новосибирска и Томска потеряли свое судно в Тихом океане. Об этом ТАСС рассказал глава экспедиции «По пути великих российских мореплавателей» Евгений Ковалевский.

Он уточнил, что судно утонуло во время эвакуации, которая проходила на прошлой неделе. Экипаж сухогруза Sounion нашел тримаран путешественников и попытался взять его на буксир. При этом капитан корабля, занимавшийся спасением предупредил, что надувное судно придется бросить.
#34 | Андрей Бузик »» | 22.03.2023 02:27
  
0
Несмотря на аварию и трагическую потерю тримарана в Тихом океане, экспедиция Томского отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" продолжит своё путешествие. Однако для этого придётся использовать другое судно.
Экипаж тримарана в Тихом океане. Фото: Евгений Ковалевский

28 февраля команда руководитель экспедиции Евгений Ковалевский, капитан тримарана Станислав Берёзкин, матрос Егор Музилеев с собакой Пасокой вышли в Тихий океан из залива Консепсьон к острову Пасхи. Отважным путешественникам предстояло преодолеть 2 тыс. миль открытых водных пространств.

Почти сразу Тихий океан показал свой совсем не тихий нрав, всё время дул встречный ветер, жёсткие ударные волны. Океан необычайно суров. Две недели шли против встречного ветра, буквально прорывались через циклоны. За две недели прошли 1,2 тыс. морских миль. Жёсткие мощные волны до 4 5 м, встречный ветер от 25 до 45 узлов постепенно разбивали стальную конструкцию, рассказал Евгений Ковалевский.

16 марта случилось самое страшное: волнами разломило рулевое устройство, судно потеряло управление, при этом погодные условия лишь ухудшались. В это время на остров Пасхи из Сантьяго вылетела руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная. Получив сигнал SOS, она связалась с ВМФ Чили, а также с островной и чилийской спасательной службой.

Началась спасательная операция, в ходе которой на помощь кругосветчикам пришло ближайшее к тримарану судно Sounion. Оно шло под панамским флагом в Бразилию. В сложных штормовых условиях капитан сумел найти дрейфующий тримаран и поднял экипаж на борт, предупредив, что надувное судно придётся бросить.

Тем не менее попытка спасения экспедиционного судна была предпринята. Его зацепили буксирным канатом. Спасательная операция происходила уже поздней ночью. Из-за неблагоприятных ветро-волновых условий тримаран оторвало от сухогруза. Капитан получил согласие от судовладельца на повторную буксировку, но погода так и не позволила провести операцию без риска для жизни людей.

Капитан отдал приказ закончить спасательную операцию тримарана. К нашему великому сожалению, Тихий океан забрал тримаран Russian Ocean Way со всем оборудованием и имуществом. Сейчас экипаж тримарана находится на борту судна Sounion, которое доставит его в Пунта-Аренас, Чили. В период с 17 по 28 марта 2023 года судно Sounion стало временным домом для спасённого экипажа. Но не бывает худа без добра! Юлия, ожидая экипаж на острове Пасхи, нашла вариант спасения экспедиции. Российский путешественник Дмитрий Трубицын по счастливому стечению обстоятельств хранит свой парусный надувной катамаран такого же типа, как и Russian Ocean Way, на острове Пасхи, рассказал Ковалевский.

На 20 марта Дмитрий Трубицын подтвердил возможность продолжения экспедиции "По пути русских кругосветных мореплавателей" на его надувном катамаране. Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин планируют вылететь на остров Пасхи 31 марта, где вместе с Юлией Калюжной проведут ревизию судна, его модернизацию, закупят оборудование и продолжат экспедицию. Юлия вернётся в Россию и к береговой работе. Егор Музилеев и Пасока поедут домой в Бразилию.

Продолжить путь экспедиции от острова Пасхи через Тихий океан до Индонезии предполагается в апреле 2023 года. Также будет продолжено выполнение всех заявленных экспедиционных программ: образовательных "Уроков из океана", исследований окружающей среды, народной дипломатии.
Экипаж тримарана в Тихом океане. Фото: Евгений Ковалевский

Экипаж Russian Ocean Way благодарит судовладельца, капитана и команду судна Sounion за спасение и заботу в период эвакуации. Благодарим ВМФ и спасательные службы Чили за оперативное реагирование и организацию спасательной операции.
Отдельная благодарность руководителю берегового штаба Юлии Калюжной за безупречные действия по спасению и организации продолжения экспедиции.

Руководитель экспедиции Евгений Ковалевский предлагает всем заинтересованным лицам поддержать проект, оказавшийся в сложных условиях.

WhatsApp: Евгений Ковалевский +79138521037, Юлия Калюжная +79138202185
#35 | Андрей Бузик »» | 28.03.2023 02:25
  
0
"Случившееся было шоком": как пытались спасти тримаран кругосветки РГО.
Тихий океан не всегда оправдывает своё название. Порой он становится суровым и жестоким, сполна демонстрируя бурный нрав первозданной стихии. Первая попытка пересечь бескрайние водные пространства между западом Америки и востоком Евразии закончилась неудачей для кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. В критической ситуации и тяжёлых погодных условиях экипаж был вынужден покинуть тримаран и оставить своё судно дрейфовать по воле разбушевавшихся волн. Что же случилось в ту страшную ночь 16 марта и как будет продолжена кругосветка? Об этом рассказывают сами участники плавания.
Тихий океан и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Первая неделя путешествия от берегов Южной Америки к острову Пасхи складывалась удачно. 300 миль до архипелага Хуан-Фернандес тримаран преодолел меньше чем за трое суток. Затем ещё два дня шли под сильным южным ветром, после чего наступил штиль.

С Большой земли нам передали, что с юга движутся два циклона. Моя жена, Лена, помогает нам прогнозами практически всё время, когда мы находимся вне действия мобильной связи. Циклоны принесли сильные западные ветра, отбросившие нас на северо-восток. Двое суток мы ждали, дрейфуя в противоположном от нужного нам направления, потом наступил штиль, позволивший на моторе продвинуться на север, подальше от плохой погоды. Но ещё через 200 миль плохая погода нас всё-таки настигла, рассказал капитан тримарана Станислав Берёзкин.

После двух дней практически мёртвого штиля задул северо-западный ветер, спустя сутки превратившийся в шторм. 12 часов приходилось сопротивляться порывам, достигавшим скорости в 20 м/с, и трёхметровым беспорядочным волнам.

По словам руководителя экспедиции Евгения Ковалевского, уже 15 марта после долгой борьбы со стихией стало трудно настраивать руль и паруса. После полуночи уже было понятно, что серьёзно повреждено рулевое управление.

Его сломало ещё на моей вахте, а сейчас доломало. Даже не доломало, а разорвало в клочья. Океан суров и дик. Дело скверное, но привычное. Ночь, тьма. Зажигаем фонарики на лбу. Достаём инструменты: надо снимать рулевое устройство вместе с пером руля. Стас раздевается до тельняшки и тонких штанов, ибо надо лезть на корму, находить и откручивать болты и гайки, вытаскивать весьма нелёгкую рулевую коробку. Мы с Егором подаём инструменты. Меняем рулевое устройство и перо руля. Долго, трудно, опасно, но реально. К 4 утра вроде всё закончено, рассказывает Евгений Ковалевский.

Осмотр показал, что поломка крайне неприятна: транец (кормовой брус), на котором закреплено рулевое устройство, повреждён. В одном из стальных "ушей" образовалась трещина.

Случившееся было шоком для нас. Реконструированный в Буэнос-Айресе тримаран прошёл к этому моменту 4000 миль не самого простого моря. Восточное побережье Южной Америки, пролив Ле-Мер, пролив Бигль, Магелланов пролив эти места очень сложны для навигации, здесь очень сильный ветер и жёсткая волна. И, если не считать потерянный в Рио-Гранде удлинитель румпеля (совершенно несущественную деталь), поломок не было совсем. До этого момента, отметил Берёзкин.

Дело серьёзное. Последствия непродуманных шагов предсказать трудно. Принято решение предупредить береговой штаб о проблеме.

Звоню по спутниковому телефону в береговой штаб Юлии Калюжной. Она сейчас на острове Пасхи. Сообщаем о возможной беде, просим найти чилийскую спасательную службу на острове, чтобы, если что-то случится, Юлия могла оперативно заявить о неисправимой поломке, объясняет Ковалевский.

Утром рулевое устройство начинает выгибаться, а трещина растёт. Если потерять управление, судно может снести к югу, в зону серьёзных штормов. Воды и еды у экипажа остаётся на две недели. А что делать потом? Станислав ещё раз проверяет транец, и тут стальное "ухо" крепления отваливается. Управления тримараном больше нет.

Руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная отправилась на остров Пасхи заранее, чтобы подготовиться к встрече экипажа. Она предусмотрела и действия в случае экстренной ситуации.

Поэтому, когда 16 марта поступил звонок, я действовала по отработанной схеме. Связалась с "Морским сообществом", с его членом Хулио, сообщила ему координаты. У меня было понимание, что эти люди сделают всё правильно, быстро и чётко. Кроме того, на острове Пасхи хозяин отеля, бывший морской офицер, услышал мои переговоры и спросил, что случилось. Я ему объяснила. Он сказал: "Садись в машину, поехали в Армада Чили". Там сигнал SOS показали на большом экране. Мы вместе смотрели, какие корабли находятся поблизости к тримарану. В итоге стало ясно, что где-то примерно часа через четыре должен подойти сухогруз под панамским флагом. Мы договорились с экипажем, что они будут передавать свои координаты каждый час, рассказала Калюжная.

В течение дня на спутниковый телефон экипажа поступило несколько звонков от спасателей. Большой удачей стало то, что один из членов команды, Егор Музилеев, отлично говорит по-испански. Он и ведёт переговоры.

Спасатели находят в зоне крушения несколько судов, выполняющих разные задачи. Сообщаем координаты. Ближе всех панамский балкер "Соунион", рассказал Ковалевский.

Экипаж понимает, что, возможно, тримаран придётся бросить в океане. Команда укладывает документы, съёмочную технику, личные вещи. Многое предстоит оставить на борту, в сложных условиях всё просто не унесёшь.

На наше счастье, на море полный штиль, но льёт дождь, видимость плохая, высокая зыбь. Примерно в 21:30 мы увидели огни балкера. Но почему-то особой радости я не испытал. Да, всё завершалось благополучно, но, к сожалению, всё завершалось. Да, капитан согласился взять наш тримаран на буксир, но доедет ли он до берега на буксире? отметил Берёзкин.

Спасательная операция длится около трёх часов. Не всё проходит гладко, волнение нешуточное. Сухогруз компании Laskaridis Maritime стоит с подветренной стороны, тримаран медленно подбивает к его борту.

Ужас, стальная стена борта высотой метров восемь нависает над нашим крошечным "надувничком". Тримаран непрерывно бьёт о борт и подминает под стальной корпус "Соуниона". Страшно, признаётся Ковалевский.

Команда океанского судна безуспешно пытается спустить за борт шлюпку, чтобы принять путешественников и их вещи. Шлюпка зависает в воздухе вместе с людьми и бьётся о борт. Капитан отменяет спуск и даёт команду сбросить два чальных конца, которыми цепляют тримаран. С риском выпасть за борт начинается эвакуация. Первым уходит Егор с Пасокой, затем Евгений, последним Стас.

Схватился за трап, но вывихнутая неделей раньше рука разжалась и я полетел в воду. Страха не почувствовал, только увидел, что попал между бортом и летящим на меня трёхтонным тримараном. Мысли о том, что это уже финал всех моих приключений, прервал резкий рывок страховки. Я взлетел над тримараном и плюхнулся на левый баллон. "Не сейчас", усмехнулся я и приготовился хватать трап правой, здоровой рукой. На второй попытке трап пролетел мимо, я оттолкнулся рукой от борта и устоял на ногах. Через пару секунд, сконцентрировавшись, всё-таки поймал его и из последних сил полез наверх. Через секунду в метре от моих ног тримаран громыхнул балкой об борт, но я уже перелезал через леер на палубу. Передвигался почти ползком, руки и ноги дрожали. "Мне бы воды " прохрипел я матросу-филиппинцу на русском языке, рассказал Берёзкин.

Капитан судна согласился на буксировку тримарана экспедиции. Поначалу всё шло хорошо. "Соунион" движется к Магелланову проливу, выполняя рейс из США в Бразилию, тримаран виден за кормой. Кругосветчикам выделяют персональные каюты.

Однако вскоре капитан сообщает, что тримаран оторвало от балкера. Тихий океан не желает отдавать свою добычу.

Судовладелец разрешил ещё одну попытку буксировки. Тримаран виден на радаре, через час он уже рядом. Прыгать на борт надувного судна, чтобы привязать его заново, должен был Берёзкин. Но погода изменилась, усилились волнение и ветер, из-за чего капитан не разрешает десантирование. Это слишком опасно для жизни.

Команда пытается канатом с утяжелением зацепить тримаран и подтянуть его ближе к сухогрузу. Если не получится, операция заканчивается "Соунион" и так уже выбился из графика на 12 часов.

Старпом размахивается и бросает верёвку на тримаран. Конец не зацепился. Тримаран медленно уходит вдоль борта. Благо борт длинный. Шансы есть. Старпом бросает ещё раз неудача. Филиппинские матросы бросают ещё два раза неудача. Тримаран выходит из зоны досягаемости, описывает ситуацию Ковалевский.

По словам Егора Музилеева, экипаж тяжело переживал потерю своего судна, ставшего родным домом. Все постоянно задавались вопросом, что же было сделано не так. Кроме того, на борту осталось множество личных и экспедиционных вещей.

Единственное, что лично я не мог позволить себе утратить в этой ситуации, Пасока. К счастью, собака с нами, жива и здорова. Пусть множество электроники и экипировки утонуло, но их можно будет купить позже, добавил Музилеев.

Егор планирует сделать паузу в своих путешествиях и вместе с Пасокой вернуться к матери, которую не видел около двух лет. Скоро у неё день рождения.

Куда нас поведут новые дороги пока не известно. Не исключено, что мы ещё раз станем частью экспедиции, от которой, несмотря ни на что, остались очень хорошие воспоминания, сказал Музилеев.

Руководитель берегового штаба Юлия Калюжная призналась, что плакала вместе с командой, когда стало известно о потере тримарана.

Ночью вновь раздался звонок со спутника. Евгений Александрович с болью в горле сообщил, что тримаран оторвало. Экипаж видел, как он уходит в Тихий океан, но ничего уже не мог с этим сделать. Я плакала вместе с ними, ведь мы так много вложили сил в то, чтобы экспедиция могла продолжаться. Я сама лично раскладывала им продукты, разгружала вещи, разбирала спальные места. У меня была своя, особенная любовь к этому судну. Для меня оно было маленьким домиком на воде. Поэтому такая боль утраты, конечно, ни с чем не соизмерима, подчеркнула Калюжная.

25 марта сухогруз с кругосветчиками на борту благополучно прибыл в чилийский Пунта-Аренас. Россияне ступили на берег, встретив очень тёплый приём местных властей, старых знакомых и журналистов.

Участники экспедиции не пали духом и не отказались от своих планов. Существует вариант продолжения плавания. Восемь лет назад русский путешественник Дмитрий Трубицин прошёл на надувном катамаране от Перу до острова Пасхи, где и оставил своё судно до лучших времён.

После сообщения Юлии Калюжной о том, что кругосветку можно продолжить, Ковалевский и Берёзкин связались с Дмитрием Трубициным. Тот дал разрешение на использование его катамарана. Уже в апреле нынешнего года экспедиция "По пути русских кругосветных мореплавателей" рассчитывает повторить попытку пересечь Тихий океан.

Пресс-служба"Русского географического общества".
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU