|
Друзья-альпинисты погибли в горах и я занялась скалолазанием . |
Друзья-альпинисты погибли в горах и я занялась скалолазанием .
Это безопасно? Часто ли лазают без страховки? Сколько стоит?
в рубрике Личный опыт мы рассказываем истории от первого лица. Сегодня история Татьяны о скалолазании.
Меня зовут Татьяна Фатеева, мне 35 лет, живу в Новосибирске. По образованию я историк, но большую часть времени работала фотографом в СМИ. А потом основной деятельностью стало любимое хобби скалолазание. Я увлекаюсь им больше 10 лет, облазила скалы Турции, Таиланда и Греции и участвовала в соревнованиях, а последние 5 лет работаю тренером по этому виду спорта.
В 2020 году скалолазание впервые должно было стать частью Олимпийских игр, и я думала, что теперь не нужно будет объяснять клиентам скалодрома каждую неделю, в чем его отличие от альпинизма, и что это не экстремальный вид спорта. Но Олимпиаду отложили, и хотя скалолазание стремительно развивается, до сих пор мало кто правильно представляет себе, что это такое.
Я начинала с горного туризма: ночевала, подвешенная над пропастью, на скалах. Потом поняла, что нужен более безопасный вид спорта
Впервые я узнала о скалолазании еще на последних курсах университета, в 2007 году. От газеты, где я работала, меня отправили фотографировать чемпионат Сибири по скалолазанию. До этого я даже не знала, что есть такой спорт хотя сама уже занималась горным туризмом и альпинизмом.
В эти виды я пришла случайно. С детства занималась плаванием, а когда поступила в университет, бросила тренировки. Мне не хватало спорта, хотелось физической активности, но уже чего-то другого. В Новосибирском государственном университете была сильная секция по горному туризму, там были чемпионы России.
Через некоторое время я стала ходить в серьезные походы высшей категории сложности. По результатам одного из таких походов я тоже стала призером чемпионата России. Например, мы ходили в Фанские горы в Таджикистане. Тот поход как раз относится к горному туризму высшей, шестой, категории сложности. Было несколько перевалов, где мы ночевали на стене: лезешь по скале, и там встречаются скальные полки, которые завалены камнями. Где-то час-два эти камни очищаешь и ставишь палатку. Но ближе к вершине уже не было таких хороших мест, чтобы поставить палатку, и мы ночевали просто на скале, пристегнувшись к веревке. Там можно было лечь, но ноги свисали над пропастью.
В рамках горных походов еще два раза ходила на семитысячники (вершина высотой более 7 тысяч метров над уровнем моря): на пик Евгении Корженевской в Таджикистане и на пик Ленина в Киргизии.
Высотный альпинизм мне нравится, но это, к сожалению, очень плохо сочетается с работой: чтобы зайти на семитысячник, нужно акклиматизироваться, чтобы организм привык к высоте, а это долгий процесс. За все время работы меня только раз отпустили в отпуск больше, чем на две недели: я тогда отсутствовала месяц и как раз ходила на пик Ленина. Но не только по этой причине я перестала ходить в длительные сложные походы. Горный туризм это опасный вид спорта, так же как и альпинизм. У меня погибло несколько друзей в горах. И это меня остановило от дальнейших занятий. Я решила, что нужно найти какой-то более безопасный спорт.
Разница между альпинизмом, горным туризмом и скалолазанием в цели. Скалолазание самый безопасный вид
Я буквально каждую неделю объясняю кому-то из клиентов на скалодроме, в чем отличие скалолазания от альпинизма и горного туризма, потому что эти виды спорта все-таки еще не очень популярны в нашей стране.
Альпинизм и горный туризм это виды спорта, которыми занимаются всегда только в горной местности. В альпинизме цель взойти на вершину. В горном туризме цель пройти протяженный маршрут: он строится через перевалы и горные вершины, его нужно пройти автономно в течение какого-то времени, начиная от недели. Мой самый длинный поход длился полтора месяца, как раз тогда мы стали призерами чемпионата России. Существует много маршрутов, они классифицируются по сложности.
Скалолазание это лазание по специальным выступам, которые называются зацепы. Это можно делать на скалодроме в помещении или по уже проложенной трассе на скалах: то есть кто-то там пролез и установил точки для крепления веревки, чтобы можно было пролезть безопасно. Скалолазание не предполагает походов. Зато предполагает обязательную страховку: либо напарник стоит на земле и страхует лазающего при помощи веревки, либо используются маты при трассах до 4 метров высотой.
Скалодром это не просто стена с хаотичными зацепами разных цветов. Каждый цвет относится к определенной трассе. То есть если вы начали лезть по оранжевым зацепам, то дальше по ним и двигаетесь. Трассы отличаются по сложности. Чем выше уровень сложности, тем больше нужно гибкости и силы, чтобы дотянуться до очередного зацепа.
Существует три вида скалолазания: лазание на трудность, на скорость и боулдеринг. В целом все три вида это лазание невысоких трасс. Самая высокая это метров 30-40, а в боулдеринге трассы еще короче 4-5 метров. Все официальные соревнования по скалолазанию проходят на скалодромах.
Скорость специфический вид скалолазания, он ближе к легкой атлетике. Поэтому обычно если скалолазы специализируются на скорости, они плохо лазают трудность и боулдеринг или наоборот. Я, например, лазаю трудность и боулдеринг, а скорость вообще не тренирую, потому что мне это не надо.
Мне надоело соревноваться с подростками. Поэтому я больше не соревнуюсь, но работаю инструктором хобби стало образом жизни
В Москве сейчас 43 организации предлагают скалодромы разного уровня, по данным справочника 2Гис. Из них 17 специализированные скалодромы, в остальных случаях это может быть стена с зацепами в детском развлекательном центре, фитнес-клубе или батутном центре.
Когда я увлеклась скалолазанием, в Новосибирске был только один скалодром в Академгородке. Там, к сожалению, не было групповых обучающих курсов для взрослых, только для детей. Я стала знакомиться с людьми, которые туда ходят, все по чуть-чуть рассказывали про технику лазания. Так я познакомилась с Дашей Брагиной, сейчас она старший тренер сборной Новосибирской области по скалолазанию. Она стала меня всему обучать, рассказывать, как и что делать. А потом она открыла свой скалодром почти в центре города, и я стала регулярно ходить туда.
Тренировки по скалолазанию это не только непосредственно лазание по зацепам, но и общая, а также специальная физическая подготовка. Важно развивать гибкость, ловкость, не только силу рук. Часть специальной подготовки это подтягивание на пальцах. Это нужно, чтобы пальцы стали более сильными, цепкими, что необходимо во всех видах скалолазания.
Но приступать к специальным тренировкам можно не раньше, чем через год регулярных занятий, потому что хоть мышцы рук и становятся значительно сильнее уже через 2-3 месяца, но сухожилия укрепляются гораздо дольше. Скалолазанием можно начать заниматься в любом возрасте, даже в формате фитнеса. На мой взгляд это интереснее, чем просто делать упражнения в спортзале. Тут нужно и подумать, проанализировать движения на трассе.
Кроме соревнований на скалодроме, есть фестивали по скалолазанию на скалах. Это такой формат для скалолазов-любителей, когда все выезжают в какой-то скальный район, и дня 2-3 лазают, а потом вписывают свои трассы в листовки, по которым подсчитывается количество баллов в зависимости от количества и сложности трасс.
Я тренировалась несколько раз в неделю, ездила на соревнования регионального уровня: в чемпионате Сибири у меня было 5 место, в кубке Новосибирской области 2 место.
Я перестала участвовать в соревнованиях по двум причинам: во-первых, проблема взрослого любительского спорта все участие за свой счет, во-вторых, (и эта причина вытекает из первой) большая часть участников среди взрослых подростки из детских спортивных школ. В какой-то момент мне просто надоело соревноваться с подростками.
Я считаю себя любителем, а не профессионалом, поэтому не участвовала в крупных российских соревнованиях. Чтобы заниматься скалолазанием серьезно, профессионально как спортсмен, нужно начинать с детства.
Сейчас я работаю в единственной в Новосибирске спортивной школе по скалолазанию и вижу, что мой уровень подготовки никогда не дотягивал до того, чтобы выступать даже на чемпионате России. Для этого нужно очень много тренироваться: как минимум 5-6 раз в неделю по 4-5 часов. У меня такой возможности нет, потому что помимо хобби есть работа и учеба. Кроме того, в Новосибирске до сих всего 3 или 4 скалодрома и они никак не дотягивают до уровня скалодромов, где проводятся соревнования даже российского уровня.
Я работаю инструктором скалодрома спортивного комплекса Армада в Новосибирске, ставлю трассы и участвую в тренировочном процессе в спортивной школе ТЭИС . Этим летом я поступила в магистратуру Сибирского государственного университета физической культуры, чтобы получить профильное образование и дальше работать тренером: раньше такого требования не было, но теперь это необходимо по закону.
Скалолазание стало не просто моим хобби, а образом жизни. И мне очень повезло, что мой муж тоже занимается скалолазанием, иначе я не представляю, когда бы мы виделись. Мы познакомились с Артемом на собрании секции горного туризма, а потом он тоже стал ходить на скалодром. Сейчас мы оба работаем на скалодроме в Армаде , два раза в неделю вместе ездим на собственные тренировки по скалолазанию. Свой отпуск мы тоже предпочитаем проводить на скалах: 4 раза ездили в скальный район Турции, также вместе были на скалах в Греции и Таиланде.
Скальные районы как горнолыжные курорты, совмещаешь лазание и купание. Лучшие в Турции, но есть классные и в Крыму
Cкальные районы можно сравнить с горнолыжными курортами: в скалах есть места для вщелкивания веревки, склоны почищены от осыпающихся камней, есть варианты жилья, вся инфраструктура.
В Турции скальный район расположен примерно в получасе езды от Анталии на север рядом с деревней Гейкбаири. В Греции на острове Калимнос, в Таиланде в провинции Краби районе Тонсай. Там скалы стоят прямо на берегу моря и есть маршруты с выходом на пляж. Можно совмещать лазание и купание. Обычно идешь на скалы на весь день, как на горнолыжном курорте. Но ты не постоянно на стене: все мы по очереди страхуем друг друга, да и просто отдыхаем и общаемся. В такие районы приезжает много интересных ребят со всего мира, и у нас есть как минимум один общий интерес.
В России самый крупный скальный район расположен в Крыму, где есть несколько основных точек: Красный камень рядом с Ялтой, Никита рядом с Ялтой и Бахчисарай, где я еще не была. Остальные скальные районы России существенно меньше. Но даже этот район в Крыму не очень масштабный.
Для сравнения: в Крыму около 500-1000 маршрутов, в Турции несколько тысяч. И за границей, и у нас в этих районах уже пробиты трассы, которые регулярно чистят от живых камней, следят за ними. Но в остальном их нельзя сравнивать. Например, в Турции рядом со скалами расположены несколько оборудованных кемпингов для скалолазов: можно жить в палатке или снять домик, есть кухня, чтобы готовить, и кафе, чтобы не готовить, есть душ и даже прачечная. У нас, к сожалению, такого нет: в Крыму живешь в палатке в кемпинге, нет никаких дополнительных услуг, сам ищешь, где помыться, как поесть.
Из-за историй про фри-соло лазание без страховки скалолазание считают экстремальным видом. Но я не знаю никого, кто лазал бы один и без веревки
Есть мнение, что скалолазание опасный вид спорта. Люди не понимают разницу между скалолазанием и альпинизмом или путают со скалолазанием без страховки, которое увидели в фильме Фри-соло он получил Оскара как лучшая документальная картина в 2018 году. Это история о скалолазе, который поднимается на много сотен метров без страховки. В таком случае одно неловкое движение и смерть.
→ Алекс Хоннольд покоряет горы без страховки. Вообще
Но этот вид скалолазания вообще не популярен. Я не знаю ни одного скалолаза, который лазает фри-соло один и без страховки. Что на скалодроме, что на скалах мы всегда используем веревку. Поэтому при срыве ты просто повисаешь на ней, и тебя плавно спускает вниз страхующий напарник, который стоит на земле.
За все время занятием скалолазанием у меня была одна серьезная травма, и это произошло не на скалах. У меня был вывих локтевого сустава с частичным разрывом связки в результате падения на маты я лазала боулдеринг на скалодроме. От этого никто не застрахован, я спокойно к этому отношусь. Правда, связка у меня так и не срослась до конца: из-за халатного отношения врачей мне пришлось перелечиваться, сейчас делаю всякие дополнительные упражнения для укрепления мышц. В жизни все нормально, а лазать иногда мешает.
Сколько стоит заниматься скалолазанием
Снаряжения в скалолазании немного, в отличие от альпинизма и горного туризма. Новичку понадобятся скальные туфли от 3000 руб. (мы обычно покупаем за 7-10 000), обвязка это то, что нужно надеть на себя, к чему будет крепиться страховка (от 3000 руб.), мешочек с магнезией пудра, чтобы руки были сухие и цепкие (от 1500 руб.). Веревки и страховочные системы есть на скалодромах.
Важно, чтобы все обвязки, веревки и карабины имели знак UIAA были сертифицированы соответствующей организацией. Снаряжение без такого сертификата в принципе продавать запрещено, но лучше перепроверить и ни в коем случае не покупать на сомнительных сайтах ненадежное снаряжение может подвести во время страховки на трассе и стоить здоровья или жизни.
Абонемент на скалодром в Новосибирске стоит от 300 до 700 рублей за разовое посещение (оно, как правило, не ограничено по времени), в Москве примерно такие же цены. Чтобы подготовиться к поездке в скальный район, новичку понадобится 2-3 месяца тренировок хотя бы по 2 раза в неделю в группе или индивидуально с тренером итого 5-12 000 руб в зависимости от скалодрома.
Бюджет поездки в скальные районы от 20 000 рублей (без дороги) на 2-3 недели. Дешевле всего сейчас съездить в скальный район в Турции. За пользование трассами платить не нужно, но вам понадобится гайдбук с описанием трасс, он стоит около 20 евро можно купить один на компанию. Участие в соревнованиях тоже платное: взносы от 500 рублей.
Сейчас скалолазание бурно развивается, потому что его включили в олимпийские виды спорта. Впервые скалолазы должны были выступить на Олимпиаде в 2020 году в Токио, но ее перенесли. Из России будут участвовать трое скалолазов. Тогда наконец все узнают, что это за вид спорта и что он не является экстремальным.
Альпинист Джесси Дафтон забирается на отвесные скалы на ощупь он практически слеп. Как это возможно, если различаешь только свет и темноту?
Больше о том, как заниматься спортом для удовольствия взрослым и детям, о тренировках, питании и медицине в разделе Здоровье и в новом телеграм-канале Sports.ru
Мы будем рады, если вы поделитесь своей историей о любительских занятиях спортом смело заводите блог и пишите первый пост! Или пишите на zozh@sports.ru поможем рассказать вашу историю.
Фото: Артем Фатеев
Автор Зинаида Костюкович
Источник: https://www.sports.ru/