Южная стена Кирпича и сейчас впечатляет на фото. Уверен, что, когда я поеду в Грузию и буду под ней стоять, то эти впечатления только усилятся. С прохождения этой стены и началась эпоха настоящих стенных восхождений в советском альпинизме. Удивительно, что такая сложная стена была пройдена в числе первых восхождений на вершины этого горного узла. Ведь на Кирпич ходили по 1 Б ( с перевала Далар) и 3 А (с перевала Мырды Далар), а на Далар по 3 Б с юга и через пик Шоколадный, и то с 50 х годов. (Первую стенную пятёрку на Далар прошла группа под руководством Семёнова (в 1956 г), но обошли вершинную башню по 3 ке с юга и Степанов, уже в 60 х, довёл линию сейчас маршрут Степанова).
Южная стена Кирпича и сейчас впечатляет на фото. Уверен, что, когда я поеду в Грузию и буду под ней стоять, то эти впечатления только усилятся. С прохождения этой стены и началась эпоха настоящих стенных восхождений в советском альпинизме. Удивительно, что такая сложная стена была пройдена в числе первых восхождений на вершины этого горного узла. Ведь на Кирпич ходили по 1 Б ( с перевала Далар) и 3 А (с перевала Мырды Далар), а на Далар по 3 Б с юга и через пик Шоколадный, и то с 50 х годов. (Первую стенную пятёрку на Далар прошла группа под руководством Семёнова (в 1956 г), но обошли вершинную башню по 3 ке с юга и Степанов, уже в 60 х, довёл линию сейчас маршрут Степанова).
Не смотря на развитие техники стенных восхождений, к этому периоду, такие попытки были редки. Прохождение южной стены Кирпича - было удачным, победным восхождением, не случайным и очень авангардным. Не случайным потому, что с каждым годом совершенствовался опыт сложных восхождений, конструкции снаряжения и работы команды в таких условиях. Нужен был смельчак лидер, настоящий капитан и команда, которая бы на него равнялась. Это и был Юрий Иванович Черносливин, настоящий авангардный альпинист и лидер тогда технического ленинградского альпинизма.
Если говорить о южной стене Кирпича, то нужно говорить о Черносливине его команде и их маршруте.
Это был сильный замах и ещё сильнее удар . Маршрут был пройдет относительно легко. Это потому, что была соответствующая подготовка, команда прошла маршрут на В. Уллу- тау, который и сейчас один из сильных на эту гору, др. маршруты и специально тренировалась для стены - это была заслуженная и закономерная победа. Надо не забывать, что это был 1961 год. До этого были совершены многие технические стенные восхождения. Можно отметить Льва Мышляева, Олега Космачёва- первое восхождение на стену ромба Чатына по каминам 6 к.т., на Ю.Ушбу по каминам с запада 6 к.т (в 1959 году!!!) , Снесарева, Кораблина и др., которые прошли центр ромба Чатына в (1959 г.!!!) Владимира Моногарова и нашу украинскую команду которая (в 1960 году!!!) прошла ЮЗ стену, на Ю.Ушбу, Анатолия Кустовского и команду, которые прошли
Михаил Хергиани с грузинскими мастерами проходил сложные комбинированные северные стены. Но! Так оторваться от земли на отвесе! - где нет полки для посидеть и знать об этом заранее?! Те пройденные стены очень сложны, там есть шлямбурные дорожки , но были хоть полки , на Чатыне Абалаковская, Снесаревская; на Ушбе грузинская. Здесь, на Ю. стене Кирпича - 600 м, а это более 15 верёвок. Было якобы забито 200 шлямбуров. Из за этого и попал маршрут в немилость , обсуждали, поднимали вопросы этики альпинизма, дали 2 е место в чемпионате СССР. И сейчас он классифицирован как 5 Б, хотя маршруты с запада были как 6 А (например Манойлова, а сейчас Пугачёва), но западный бастион 7 верёвок (на Пугачёва наверное больше) а до и после можно посидеть, а кое где и полежать . 200 шл. на 600 м мало, чтоб с крюка на крюк, так, что надо думать кто есть кто? . Вторую пятёрку на эту стену проложила команда под руководством уже ученика Черносливина Вацлава Ружевского.
Никто лучше, чем тот, кто был на этой стене, кто учился у Черносливина, написать о самой стене, Горе и о своём учителе, не сможет.
И так - Вацлав Ружевкий о южной стене Кирпича:
Они были первыми.
Не зря, действительно, эта гора зовется Кирпичом. Ну, вроде как поставили на попа гигантский кирпич! 600-метровый отвес с первого до последнего метра. Южная стена Кирпича (маршрут Черносливина) чистым лазаньем практически не идётся. В отличие от большинства южных склонов Кавказских гор стена монолитна, слабо подвергалась эрозии и имеет очень бедный рисунок трещин, позволяющих лишь с большим трудом и малым результатом использовать их для классического ассортимента крючьев.
Общая крутизна Кирпича 90 градусов с двумя участками крутизной более 90. находясь в верхней трети стены надо откинуться, чтобы увидеть нижнего Упавший со стены предмет падает в нескольких метрах от основания.
На стене нет воды, негде спать, приготовить пищу. Южная экспозиция стены усиливает нагрев, однако вынуждает дважды в сутки переодеваться. Ночью на стене так же холодно, как и на севере.
Постоянная бездна под ногами серьёзная психологическая нагрузка. Южная стена Кирпича любую, даже очень схоженную команду, ставит перед необходимостью длительной специфической подготовки. Надо просто вносить существенные коррективы в свой опыт просто научиться жить на такой стене несколько суток.
Пройденная стена наделала много шума. А сколько пережили незаслуженной критики и необъективной оценки восходители!
А бедный шлямбур?! Как гвоздили его: это и вырождение альпинизма и слесарная работа и т.п. Будто забить шлямбурный крюк проще, чем снять с пояса обычный, вставить его в трещину и добить молотком. Казалось бы чего там такого? Зубило в одну руку, молоток в другую? Ан нет! Дело это не так уж и просто, особенно для тех, кто всю жизнь в руках держал карандаш. Когда в наших горах начали использовать шлямбурные крючья, на тренировках приходилось наблюдать далеко не слабых альпинистов, пытавшихся впервые на лесенках выбить над головой пару шлямбурных гнёзд. Мучая шлямбур, через пол часа молоток всё чаще попадал то в бок, то мимо бойка, рученьки затекали, а уже через час забойщик приближался к коматозному состоянию. Его надо было срочно менять, чтобы не отпаивать потом парным молоком. Да ещё к этому времени на лагерных складах снаряжения появились вэцэсэпээсовские образцы шлямбуров эти чудовища, бог весть кем сделанные! Умельцы бросились делать снаряжение кустарным способом. Каких только не доводилось видеть экземпляров!
У одной команды, идущей на Союз , я видел шлямбурные крючья в виде просто квадратного стержня, который без всякого расширения туго забивался в гнездо.
Технику выбивания гнёзд на стене по учебнику не познаешь. Мы часто удивлялись сноровке Ю.И. Черносливина, его истинно гроссмейстерской работе. На стене он бьет так же свободно, как и на потолке отработано до совершенства! Рассказывали, что на Чемпионате СССР по скалолазанию он за 40 сек. (!) умудрялся выбить гнездо, вынуть из-за щеки крюк и забить его! Пусть даже в мягкой крымской породе, всё равно быстро!
Навык молотка и зубила приобретался Черносливиным смолоду, когда он стал работать на Охтинском Химкомбинате электромонтером. Тогда ещё не было СМП строительно-монтажного пистолета. Чтобы закрепить на стене цеха электрический кабель, нужно было в старинном петровском кирпиче, огрызающимся искрами, выбить зубилом тысячи гнёзд, в которые потом алебастром вмазывались шурупы с навитыми на них спиралями. Долбёжка стен в электромонтаже это основная физическая нагрузка. Не оттуда ли навык работать с двух рук? Специальной тренировкой перед Горой, шлямбурная техника в команде была отработана до автоматизма. Каждый участник выбивал на тренировке по 10 гнёзд на уровне глаз, до тех пор, пока операция по долбёжке одного отверстия не стала занимать 7-8 минут. И сейчас в окрестностях а/л Уллу-Тау на замшелых стенках торчат гроздья крючьев воспоминаний полувековой давности
Атомный шлямбур конструкции Черносливина имел трёхгранную (под 1200) победитовую напайку с лёгким обратным конусом. Такой шлямбур не клинит. Он не имеет внутреннего ствола для отвода разбитой в гнезде породы с помощью резиновой груши, с которой всегда вечные проблемы на мокрой скале с закупоркой ствола. Две лыски на боках черносливинского шлямбура и специальная ударная техника решали все проблемы. Считаю полезным для молодого поколения поведать нюансы. Имея шлямбур с резиновой грушей необходимо удерживать его, зажатым в кулаке, что при попытках повернуть шлямбур вокруг оси приводит к работе мышцы предплечья и плеча (попробуйте!). Более того, человек держится за шлямбур и сохраняет положение корпуса, да ещё удерживая перпендикулярно к стене сам шлямбур. Неудобно, утомительно?! Атомный шлямбур имеет рельефную накатку, создаёт хорошее трение и позволяет держать его поперёк четырёх пальцев, подкручивая большим пальцем только не в кулаке! Касаясь скалы ребром ладони, вы как бы вывешиваете шлямбур, отводя его от дна гнезда, и при следующем ударе молотка он работает как поршень, выбрасывая через лыски всю крошку, даже если по скале течёт вода. Но самое главное ещё и в том, что при такой технике работают только пальцы кисти руки при подкручивании шлямбура. Плечо и предплечье практически отдыхают, а ребро ладони создаёт дополнительную точку опоры для туловища. Такая техника, экономя силы, полностью оправдала себя. Она позволила на стене проходить в день по 80-90 метров с платформы, затрачивая на переход от крюка к крюку около 10 минут. 90 метров в день это весьма прилично на отвесе. Пока первый прокладывал путь, остальные расширяли плацдарм для вытаскивания и развески рюкзаков, организации ночёвок, работали по приготовлению пищи, забивке маркерных крючьев на случай аварийного спуска.
Штурмовая платформа модели Ю.И.Черносливина
Скальные лепестки модели Ю.Черносливина были просто на расхват, их копировали, но улучшить – ни кому не было дано.
Карманные горелки-кухни были портативны и эффективны. Ночёвки по два человека давали возможность автономно их использовать.
Вытаскивание рюкзаков ногой с помощью зажима и ролика без особых мышечных усилий выполнялось одним человеком. Эта техника, внедрённая капитаном, уже ни один год проживала в команде. Удивительно было, что ещё многие команды тащили рюкзаки руками. Помнится, ещё в свои активные годы Моногаров В.Д. на Федерации в Москве рассказывал о своём очередном рекордном восхождении, о трудностях по вытаскиванию рюкзаков он рекомендовал: вязать на запястье репшнур, а на веревку с подвешенным рюкзаком схватывающий узел и если уставшая от работы рука вдруг не удержит рюкзак, схватывающий узел удержит Хотелось тогда крикнуть: Владимир Дмитриевич! А почему вы не таскаете рюкзаки ногами? Ведь это так просто! . Не удивлюсь, если и сейчас кто-то ещё вытягивает рюкзаки по старинке.
А лёгкая дополнительная подвеска из репшнура и дюралевой перекладины (можно айсбайль, ледоруб), легко превращала индивидуальную платформу в простое подвесное кресло, позволяющее спать.
Ночевка на стене. Тренировка.
Известное новаторство Черносливина проявлялось не только в изобретении железа .
(Они тоже были первые! - зимние стеновики , первое зимнее стеновое восхождение на Уллу тау под руководством Черносливина - на этих крючьях шли!!! Все очень красивы! Сейчас, все мы понимаем, что это герои и мастера! мною дописано).
Команда «Уллутау» 1965 года. Слева-направо: Юрий Порохня, Юрий Черносливин,
Михаил Хергиани, Шалва Маргиани, Евгений Соколовский.
Автор фото – шестой участник команды Вацлав Ружевский.
Ровный состав группы, отсутствие белоручек , способность каждого заменить ведущего позволило успешно выполнить намеченный пятидневный график движения. На маршруте было более 200 крючьев. Срывов и падений не было, ничего не потеряли. Группа вернулась не изнурённой. Помогла перед восхождением консультация врача-диетолога по питанию и питьевому режиму. Воды хватило до вершины. Напоминаю, ни снега, ни льда на стене не было! 40 литров воды в двух станковых рюкзаках было расфасовано в специальных полиэтиленовых мешках. Из питания сублимированное мясо, икра, орехи с мёдом, изюм и фирменные уллутауские коржи от Николая Николаевича. Выполняя заказ и предъявляя коржи, демонстрируя прочность выпечки, повар бросил корж в кафельную кухонную стенку! Плитка треснула, а корж остался целым! Получилось, как заказывали.
На всём протяжении стены стояла великолепная погода! Кирпич, словно в награду подарил восходителям удивительно простой спуск с вершины и радушие обитателей гостеприимного а/л Узункол .
Ну, а что же ждало ребят на ярмарке тщеславия 2/, как образно назвал Чемпионат СССР один её известный участник?
Никто в том сезоне с Кирпичом не мог достойно соперничать в классе стенных восхождений. Конечно, герои предвкушали золото , но им досталось серебро . Кто-то гуляя под Кирпичом и созерцая восхождение, потом шепнул судьям, якобы на стене звучали крепкие славянские выражения, которых нет в словаре Даля Может быть, и вырывалось у кого-то! Ведь состав группы был архи-рабочий, а чего не бывает среди работяг, когда они кладут шпалы
Ну, а что же сегодня?
Был недавно на даче у Черносливиных. Это где-то недалеко от Матоксы, если ехать из моего Всеволожска по безлюдной, недавно открытой военной дороге.
Старики (обоим с Тамарой женой уже 160) ещё хоть куда! Жизнерадостны, не по годам функциональны. Участок их разбит каскадами на склоне холма, как огороды у шерпов. Всё возделано, уйма всяких незнакомых кустов и растений. Приезжать к ним с жёнами нельзя! Заедят они нас потом и скажут, что мы безрукие бездельники Юрий Иванович без живота . Встаёт в 5 утра и косит по росе где-то рядом траву на компост, выращивая всё, что зреет в наших краях и свои любимые розы.
На болячки свои не жалуется, хотя неважно видит после операции глаза. В разговоре иногда почти кричит (плоховато слышит), как будто я стою на другом жандарме, а он мне орёт, чтобы я ему выдал верёвку, зная, что я тоже стал хуже слышать 72.
По отцовски, уже негромко (чтобы окружающие не слышали), делает мне замечания: Не сутулься . Конечно, завели про Горы. Воспоминания свежи, почти пахнут фирном. Цепкая память хранит уже пол века все мелочи нашей молодой счастливой жизни! Мой Учитель вспоминает Музтаг-Ату, что в Китае, сложные пути в Альпах, золотой Чатын. Но когда он вспоминает Кирпич в Гвандре, глаза его загораются особым радостным блеском И так мне захотелось написать про Кирпич, сделать ему радость, освежить память его прекрасной песне ! Я думаю, они этого стоят!!!
1. Здарка плащ-накидка, в которой могло поместиться до 4-х человек. Прим. ред.
2. 1961 год чемпионат СССР - технически сложных восхождений.
1-е место: восхождение на пик Свободной Кореи по С стене. Буревестник , Москва: Л. Мышляев, А. Глуховцев, Б. Колосов, Я. Фоменко.
2-е место: восхождение на вершину Кирпич по ЮВ стене. Труд , Ленинград: Ю. Черносливин, Ю. Николаев, Г. Сеначев, А. Потапов.
3-е место: восхождение на вершину Коштан-тау по С стене. Труд , Москва: А. Симоник, И. Кудинов, Е. Соколовский, В. Шутин; восхождение на вершину Мижирги по С стене. Спартак , Ленинград: К. Клецко, Г. Аграновский, В. Егоров, Г. Ильинский, Я. Дьяченко, А. Колчин, В. Овсянников.
большое спасибо это не просто статья это экскурсия в прошлое точнее сказать в храм альпенизма имы смотрим на вас как на святых истараемся чтоб унас получалсь нехуже хотя дойти до вашег олимпа ох как нелегко