Варианты организации станции страховки.

2
Администратор
26 июля 2020 в 20:22 88 просмотров
Варианты организации станции страховки.

Варианты организации станции страховки.

Страховочная станция – это место, с которого осуществляется страховка партнёра. Надёжная страховочная станция – залог безопасности при восхождении, на это не нужно экономить время. Если есть сомнения – лучше перестраховаться. Это ваш последний спасительный островок. В англоязычных источниках требования к станциям страховки часто обозначают разными аббревиатурами – SRENE, EARNEST, IDEAL и т.п. Суть их всех сводится к нескольким общим принципам. В качестве наиболее типовой, рассмотрим EARNEST мнемонику критерия надёжности страховочной станции.

EARNEST критерий надёжности страховочной станции:

• Equal tension (одинаковое натяжение) – предполагает, что при многоточечном закреплении, нагрузка распределяется равномерно между ветвями закрепления.

• Angles appropriate (соответствующий угол) – относится к углу, который должен быть между внешними ветвями системы. Предпочтение стоит отдавать острому углу, так как это увеличивает прочность системы. Чем больше угол, тем больше нагрузка на опорные точки станции.

• Redundant (избыточность) – означает, что только в исключительных ситуациях вы можете использовать только одну точку для закрепления. Чем меньше уверенность в точке, тем больше их должно быть. Также избыточность предполагает сохранение работоспособности станции при обрыве одной из её ветвей, либо разрушении одной из опорных точек. Очень важно, чтобы при разрушении одной из точек крепления, остальные не подвергались ударным нагрузкам, что может иметь катастрофические последствия для всей системы.

• Non-Extending (удлинение) – означает, что если одна из опорных точек системы разрушится, вы не должны оказаться в ситуации, когда вся система сдвинется на большую дистанцию с возможностью потери страховки, так как при этом страхующий может быть сброшен со своей позиции.

• Strong (прочность) – предполагает, что место установки станции должно быть надёжным

(например, не на живых камнях), а также надёжными должны быть опорные точки станции.

• Timely (регулярность) – означает, что надёжность конструкции станции не должна зависеть от времени.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОЧНОЙ СТАНЦИИ С ОДНОЙ ОПОРНОЙ ТОЧКОЙ

Рассмотрим организацию страховочной станции с использованием естественных элементов рельефа. В качестве одной опорной точки может выступать выступ или дерево. В этом случае легко выполняется условие равномерного распределения нагрузки, так как мы имеем только одну опорную точку. Вообще в горах, организованная с использованием выступа станция, считается наиболее надёжной. Но прежде чем вы станете использовать этот выступ, убедитесь в его абсолютной надёжности. Осмотрите, постучите, толкните, потяните. Цельность опоры не должна вызывать ни малейших сомнений. Остерегайтесь больших живых камней, какое-бы монолитное впечатление они не производили. Они запросто могут поехать вниз, как только вы их нагрузите, или просто толкнёте для проверки.

...ИТОГИ

Единственно Безопасного Способа Блокировки (сокращённо – ЕБС-Бл) не существует. Откровенно говоря, сам всю жизнь вязал классический компенсатор и горя не знал. Но это не показатель. Все мы помним несчастный случай, произошедший у нас в 2008 г. на башне Алдарис - полный отказ компенсирующей станции с очень трагичным исходом ... Однозначный вывод: пресловутый динамический удар существует и опасен. Можно только попытаться рассчитать – до какой степени его возможно снизить, причём основные способы снижения ясны – увеличение эластичность блокировки и самостраховок, использование амортизаторов, применение ограничительных узлов. Однако, всё это не исключает возможности оседания станции и соответственного дальнейшего динамического удара. Кроме того перевязка узлов, если необходимо перерегулировать их положение, – дело довольно трудоёмкое и неблагодарное.

Нередки случаи, когда достаточно опытный и подготовленный альпинист по необъяснимым причинам совершает цепь грубых ошибок, приводящих к аварии. Этот феномен, который психологи называют вторичной беспечностью (в отличии от первичной беспечности незнания, свойственной новичку), связан с адаптацией к опасности, возникающей после многолетней цепи успешных восхождений в виде примитивной убеждённости, что раз до сих пор ничего не случалось, то почему теперь должно случиться. Трудность мотивации к надёжному поведению в горах состоит в том, что травму получает только один альпинист из нескольких тысяч побывавших на вершине. Если и произошло чрезвычайное происшествие (ЧП) – срыв, то он только в одном случае из многих десятков оканчивается травмой. Многие альпинисты годами не знают, что такое вырванный из скалы крюк. В подавляющем большинстве случаев человек, который нарушает правила поведения в горах, остаётся живым и здоровым. У него закрепляется неверный, ошибочный прогноз. Он всё больше верит, что несчастный случай (НС) – это нечто весьма далёкое от него лично. А за адаптацией к опасности следует адаптация к нарушениям существующих принципов и правил безопасности, «выстраданных» годами всем опытом альпинисткой деятельности. И тогда уже становится «нормой», что можно, например, не сблокировать станцию, или сделать её на одном ненадёжном крюке при выпуске напарника вверх ... или не завязать ограничительный узел на блокировке станции, «они же у меня никогда не разрушались...» ... Прослеживается явное притупление чувства опасности... Давайте всё-таки помнить, что пресловутый динамический удар существует и очень опасен.

Американцы исходят из того, что среднестатистически «своя» точка держит 5..7 kN, при этом в «стаде» может оказаться только одна «паршивая овца» и вероятность появления сразу двух пренебрежимо мала. Эффективный компенсатор слабую точку выявит и накажет. Если нет защиты от оседания, остальным точкам в этом случае мало не покажется. Поэтому американцы достаточно широко используют трёхточечные станции, предпочитая фиксировать точки общим узлом.

В итальянских книгах и методичках явный уклон до последнего времени был в сторону двухточечных компенсаторов, причём часты примеры без ограничительных узлов. И вдруг, преемник Шуберта в «службе безопасности» открытым текстом заявляет, что узлы на компенсаторе перевязывать – слишком большой гемморой и ну эти компенсаторы вообще нафиг!

Всё же думается, что в условиях вероятного отказа одной из точек («надейся на лучшее, а предполагай худшее!»), фиксированная связь имеет большую отказоустойчивость, то есть, в конечном счёте – большую безопасность. Когда опорные точки установлены и сблокированы в направлении прилагаемой нагрузки, и вся станция в процессе работы нагружается большим весом в заданном направлении, - предпочтительнее использовать фиксированную блокировку станций.

Конечно, в данном обзоре рассмотрены далеко не все возможные варианты создания страховочных станций, особенно различные варианты создания смешанных станций. Какую конструкцию использовать, в большей мере определяется реальной обстановкой на маршруте и имеющимся в наличии снаряжением. Поэтому желательно стремиться, чтобы в запасе всегда было несколько вариантов оборудования станции. Вообще, создание хорошей станции – это искусство, которое приходит с опытом ...

НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ НАДЁЖНОЙ СТРАХОВОЧНОЙ СТАНЦИИ!

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU