Грузия, Регион Рача. Интервью с Сергеем Потапенко

Первый большой репортаж о путешествии и съемках Ride The Planet в грузинском регионе Верхняя Рача опубликован на сайте RTP. В материале более 100 фото и интервью с Сергеем Потапенко райдером и гидом, который уже несколько сезонов проводит в этих больших и диких горах, прокладывает новые фрирайдные маршруты и совершает восхождения, и нередко "соло" - в одиночку.

Команда RideThePlanet собралась в горах Грузии в регионе Рача для катания и съемок нового фильма, посвященного бэккантри-фрирайду. В этом путешествии приняли участие райдеры и гиды Сергей Потапенко, Константин Галат, Андрей Москвин, Рустам Ибрагимов, Павел Огурцов, Дмитрий Павченко, видеооператор Владимир Горлов, а также американские лыжники Freddy Mondale, Phil Harlan и Johnny Lomas.
На фото: Konstantin Galat, Андрей Москвин, Сергей Потапенко, Дмитрий Павченко, Рустам Ибрагимов, Павел Огурцов

Верхняя Рача, еще этот регион называют Нижняя Сванетия один из наиболее диких и высокогорных районов Кавказа, граничит со Сванетией, Верхней Балкарией и Северной Осетией. Еще в древние времена в этих землях жили люди, в высокогорных районах занимались скотоводством и охотой, а в предгорьях виноделием. Нижняя Рача один из уникальных по своему климату винодельческих районов Грузии, в долинах на южных склонах реки Риони выращивают несколько особых эндемических сортов винограда и это родина знаменитого вина Хванчкара.

В советский период в высокогорных районах Верхней Рачи было развито скотоводство, на альпийских лугах вплоть до самых ледников Главного Кавказского Хребта пасли скот и заготавливали сено. В последние десятилетия скотоводство в высокогорных районах стало экономически не целесообразно, поэтому в селениях Геби, Чиора, Шови и Глола с каждым годом остается все меньше жителей. Климат суров, зимой в долинах выпадает много снега и в деревнях остается зимовать не более 20% населения.

Год назад мы с друзьями-фрирайдерами впервые оказались в Раче, походили в горы и провели разведку. Погода и обильные снегопады не позволили нам тогда увидеть многого, но буквально все участники той поездки загадали сюда вернуться. Сейчас мы вернулись в Рачу подготовленной командой и со специальным снаряжением для жизни и пребывания в дикой природе, чтобы покататься, снять фильм и исследовать этот красивый горный район.


Интервью с фрирайдером и гидом Сергеем Потапенко
Сергей Потапенко фрирайдер и горный гид

Сергей Потапенко – фрирайдер и горный гид, впервые принимал участие в путешествии и съемках проекта RideThePlanet. Сергей уже несколько сезонов проводит в горах Грузии и Верхней Рачи, разрабатывает новые фрирайд-маршруты, проводит программы ски-тура и бэккантри.

Я родился и большую часть жизни прожил на Украине. Еще в школьные годы увлекся горным туризмом, а позже альпинизмом в Крыму, Карпатах и на Кавказе. Сноубординг появился в моей жизни больше 10 лет назад. Пришло понимание, что если хочешь кататься и прогрессировать в любимом занятии, то надо жить в больших горах и проводить в них много времени. Несколько сезонов я провел на грузинском курорте Гудаури катался, работал сноуборд-инструктором и гидом.

В эти годы у меня появилось еще одно увлечение полеты и съемки с квадрокоптера. Первый свой дрон я собирал и конструировал сам. Аэросъемка в горах постепенно стала стала еще одной профессией. Технологии развиваются и сейчас компактный и умный дрон стал моим постоянным спутником при катании в больших горах, при проработке новых техничных фрирайд-маршрутов и поиске новых линий восхождений и спусков.

Дрон для меня сейчас это уже не только игрушка или средство художественного самовыражения, а девайс, помогающий просмотреть и проложить маршрут, оценить рельеф, его масштабы, состояние склона и это особенно важно при соло-восхождениях и спусках в горах, которые мне нередко приходится совершать в последние годы в Раче.

Я впервые оказался в Верхней Раче пять лет назад, мы приезжали с друзьями-райдерами из Гудаури покататься в новом регионе. И сразу понял, что мне это место близко огромные и неизведанные горы, сложные и очень разнообразные рельефы для катания, длинный зимний сезон... И дичь, полное отсутствие инфраструктуры и туристов зимой. Уже четвертый сезон я почти полностью провожу в Раче катаюсь, прокладываю в горах маршруты, снимаю и описываю их.

В деревне Геби я встретил единомышленника это Госиа (Kalina Olha Straus) из Польшы. Она, так же как и я, влюбилась в Грузию и Рачу и уже несколько лет живет в деревне Геби, где запустила небольшой гэстхаус "Adventure Holidays". Госиа влюблена в лошадей и организует в летний период многодневные конные походы в горы, содержит лошадей, занимается ведением натурального хозяйства и приготовлением пищи. Быт в горной деревне не прост, поэтому мы помогаем друг другу в этом, в межсезонье развиваем и обустраиваем хозяйство, чтобы приезжающие к нам гости и летом и зимой чувствовали себя комфортно в деревне между выходами в горы.

Последние пару зимних сезонов ко мне в Рачу приезжает все больше фрирайдеров со всего мира. Это люди, кому интересен подобный формат катания и жизни в диких горах. Этому способствует то, что сейчас Грузия довольно открытая для туризма страна безвизовый въезд для граждан России, США, Европы и многих других стран, множество прямых рейсов со всего мира в аэропорты Тбилиси и Кутаиси.

В Раче большие горы, целой жизни не хватит, чтобы покататься во всех, даже близлежащих долинах и горных массивах. Некоторые вершины здесь даже не имеют четкого и однозначного названия на картах. И конечно, это идеальный плэйграунд для альпинизма и катания, для саморазвития и повышения технического уровня.

В последние годы в Раче мне часто приходится ходить в горы и прокладывать новые маршруты в одиночку с одной стороны я понимаю, что это опасно и ты не имеешь право на ошибку на маршруте, но с другой, это мобилизует и требует от тебя концентрации и самообладания, приучает все четко планировать, обходиться минимальным, но оптимальным снаряжением для жизни в горах, для восхождений и спусков.

За несколько лет в горах Рачи мне удалось пройти и описать уже не менее полутора десятков фрирайдных маршрутов различной сложности и протяженности в нескольких долинах и горных массивах. И с каждым зимним сезоном этот список пополняется. В каждом районе я стараюсь много фотографировать, летаю на дроне, чтобы оставались картинки рельефов для описаний, для прокладывания новых линий катания и их вариаций. В этом сезоне вместе со мной в Геби живет и работает вторым гидом лыжник Паша Огурцов вместе мы прошли уже несколько новых интересных фрирайд-маршрутов.

Специфика фрирайда здесь такова, что для катания в интересных рельефах в альпийской зоне и выхода на вершины нужно на несколько дней-ночей выходить в горы и обустраивать там базовые лагеря, строить снежные пещеры или устанавливать палатки для ночлега. Живя в комфорте в деревнях в долине не хватает сил и светового дня, чтобы пройти длинные подходы по ущельям, подняться над зоной леса, затем совершить восхождение на какой нибудь гребень или вершину и в этот же день спуститься в долину.

Гораздо логичнее здесь под хороший прогноз погоды заброситься в горы, обустроить базовый лагерь непосредственно под рельефом и затем раскатывать несколько дней интересные линии в этом районе.

В этом году я на пару месяцев начал устанавливать в наиболее удачных фрирайдных районах технологичные зимние палатки с печками. Это делает жизнь в базовых лагерях комфортной даже в условиях зимы в абсолютно дикой природе. Это дает возможность лучше отдыхать и восстанавливаться после восхождений и катания. В одной из долин мы даже забросили в базовый лагерь мобильную баню и теперь после катания можно погреться и искупаться в заснеженном горном ручье.

Начиная с этого сезона для облегчения длинных подходов по долинам на маршруты я купил ратрак, который сильно экономит силы всей группы во время заброски и выброски. В моих планах приобрести и использовать для забросок оборудования и провизии в базовые лагеря снегоход незаменимый помощник в горах со сложным рельефом и обилием снега.

Бэккантри-маршруты и программы, которые я разрабатываю в горах Рачи в основном рассчитаны на подготовленных райдеров, имеющих опыт скитура и восхождений, обладающих базовыми навыками в альпинизме. Подобные трипы требуют от участников хорошего физического и технического уровня подготовки. Все районы катания здесь удаленные от цивилизации, поэтому в горах нам всегда приходится полагаться на собственные силы, думать о безопасности и доверять друг другу.

Для меня важно находится в горах с единомышленниками, с людьми, которые думают так-же как ты, понимают и любят те-же вещи. И однозначно, когда в горах подбирается сильная и однородная группа райдеров, то вместе можно пройти новые и сложные технически маршруты, подстраховывать друг друга, и конечно-же делиться опытом и эмоциями.

Сейчас вместе с командой RideThePlanet мы прожили плотный отрезок жизни в горах и, думаю, нам будет, что вспомнить погода была к нам благосклонна, а снежные склоны Рачи стабильны мы прожили десять дней в полном отрыве от цивилизации в двух горных районах, покатались покатались по красивым линиям. Надеюсь, получится яркое и содержательное кино, о горах и любимом месте!

Полный фоторепортаж смотрите на http://www.ridetheplanet.ru

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Андрей Бузик »» | 22.03.2020 08:10
  
-1
Очередной большой репортаж о съемках Ride The Planet в горах Грузии в регионе Верхняя Рача более 60 новых фото и интервью с участником экспедиции, основателем SnowLab Gudauri - фрирайдером и гидом Рустамом Ибрагимовым опубликованы на сайте RideThePlanet.RU.
Фрирайдер и гид Рустам Ибрагимов один из основателей школы фрирайда Snow Lab Gudauri, уже не в первый раз участвует в экспедициях и съемках проекта RideThePlanet.

RTP: Как и когда ты начал кататься бигмаунтин-фрирайд. Любимые районы?
Кататься на доске я начал в 1997 году в Москве. Сначала были трамплины, перила и парки, позже начал выбираться в горы, много времени проводил в Карпатах. В большие горы впервые попал в 2000-м в Приэльбрусье. Тогда, собственно, увидев рельеф, как в кино, начал катать фрирайд, постепенно начало формироваться сознание катания в больших горах. Любимые споты: Приэльбрусье, а точнее гора Чегет, Кашмир и Гульмарг, окрестности Гудаури в Грузии, и в последние годы, конечно же Рача.

RTP: Расскажи о профессии в последние годы? Что для тебя эта работа?
В этом году наша компания SnowLab отметила свой первый юбилей, нам исполнилось 10 лет. За эти годы мы разработали и хорошо изучили фрирайдные маршруты в районе Гудаури и их особенности. Мы знаем, где можно найти интересный рельеф и хороший снег для катания, даже в условиях длительного отсутствия снегопадов. Гудаури развивается, появляются новые канатки и инфраструктура и мы каждый год прорабатываем новые маршруты и программы катания.

Работая гидом в Гудаури или Казахстане, я регулярно общаюсь с людьми из разных стран. У каждой страны есть свои особенности, но всех нас объединяют горы. Для меня самый интересный период в работе, когда очевидные и доступные склоны раскатаны и мы показываем весь потенциал вне курорта, как правило, это скитур-программы и бэккантри.

RTP: Как и когда ты попал в Рачу? Твое отношение к этому району?
Впервые я узнал про возможности Верхней Рачи от своего друга гида Сергея Потапенко. С ним мы познакомились в Гудаури. Сергей тогда помимо катания увлекался дронами и аэросъемкой. В те годы дроны еще не были так распространены и общедоступны. Сергей тогда сам конструировал и собирал дроны, учился на них летать и снимать. Сергей катался с нами и группами SnowLab первые наши ролики делал именно он. С 2017 года Сергей почти полностью проводит сезон в регионе Рача, катается и прокладывает новые фрирайд-маршруты в абсолютно диких горах.

Три года назад я впервые увидел видео, которое Сергей снял в Раче и стало сразу понятно, что рельеф здесь особенный. Горы масштабные, склоны крутые и дикие, что безусловно привлекло мое внимание.

В 2018 году осенью я впервые туда приехал, чтобы собственными глазами посмотреть на горы, понять логистику перемещений. И уже в январе 2019 года мы с друзьями приехали зимой. Тогда были очень сильные снегопады, что очень ограничило наши возможности из-за лавинной опасности.

В той поездке мы много где походили, сложилось понимание, как правильно планировать следующий приезд время и необходимое снаряжение, причем не только для катания, но и то, которое дает возможность комфортных ночевок и длительного автономного пребывания в горах. Регион непростой, подходы к интересному рельефу занимают много времени и сил, но это в полной мере оправдано.

В 2020 году в конце января SnowLab впервые организовала коммерческий выезд в Верхнюю Рачу. Отбор участников проводил я лично и очень многим отказал, т.к. здесь нужно уметь ходить на скитуре по 1200 1500 вертикальных метров в день, уверенно ехать на крутых склонах и по различному снегу. А такой опыт есть далеко не у всех.

RTP: Расскажи о съемках с RTP сейчас?

В Раче нетронутый и настолько интересный рельеф, что туда хочется возвращаться. Костя Галат предложил мне принять участие в съемках очередного фильма, и я отказаться не мог, потому что понимал, что нас ожидает интересный трип катание в диких горах с сильной командой.

Хотя решение это далось нелегко, т.к. съемки были назначены на вторую половину февраля, а для любого гида это самый высокий сезон.

Для меня интерес в этом проекте был еще и в выполнении задач, которые ставились перед каждым участником съемок. Для райдера важно выбрать не только интересную линию спуска с точки зрения техники и особенностей рельефа, здесь важно учитывать еще и то, что спуск должен выглядеть эстетично и динамично для камер. Дважды проехать линию возможности нет, все всегда снимается с первого дубля.

Естественно, приходилось адаптироваться под погоду. Так, например, в один из дней мы с Костей не успели в яркую погоду подняться на старт и проехать свои линии, пришлось на горе ждать 2 часа, пока небо не прояснится и не появится окно . Это удача, ведь такое бывает редко в горах.

Такое катание кардинально отличается от ритма, в котором я работаю весь сезон на курорте в Гудаури или весной в Казахстане. В моей работе я всегда думаю прежде всего про группу, должен учитывать навыки и опыт каждого райдера. Фактически, катануть в свое удовольствие на все 100% не получается никогда. Съемки с RideThePlanet это всегда уникальный опыт для райдеров есть команда, операторы, все равны и заряжены на максимум того, что можно сделать здесь и сейчас.

Самое сильное впечатление в этой поездке было даже не от катания, а от постоянного пребывания в больших горах, где только ты и горы и только ты сам в ответе за себя. Был момент, когда шесть райдеров находились в разных точках огромной долины, и всех объединяла только камера и дрон в руках оператора Володи внизу. У каждого райдера свой маршрут и линия, а цивилизация реально далеко. Это действительно сильное ощущение. 10 дней проведенных в горах, практически без связи с внешним миром.

Район с интересным рельефом и компания единомышленников что может быть лучше! Рача с каждым моим приездом раскрывает все больше возможностей, каждый раз открывается что-то новое. Я обязательно туда вернусь!

Полный фоторепортаж смотрите на http://www.ridetheplanet.ru
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU