Порохне 88! Даже не верится...

Порохне 88! Даже не верится...

Юрию Ивановичу Порохне 88!
Легендарный "начуч" альпинистской базы "Уллу-тау", кавалер Ордена Эдельвейс I (№21) и II (№28) степеней, Юрий Иванович сегодня отмечает свой день рождения!

Яркий человек, оптимист, прекрасный семьянин и неутомимый подвижник, который долгие годы отдаёт всего себя работе родной альпинистской базы "Уллу-Тау".
Дорогой Юрий Иванович! Примите искренние поздравления с днём рождения!
Крепчайшего Вам здоровья, энергии, энтузиазма, счастья и новых свершений! 🥂🌷🍷

На фото: ровно месяц назад в Москве, на церемонии "Золотого ледоруба" со свои элексиром жизни "ЗаПором" )

Источник: https://vk.com/exmagazine

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Анатолий »» | 08.01.2020 14:05
  
0
60 лет ВМЕСТЕ ПО ГОРАМ и ПО ДОЛАМ

В начале января мы поздравили с очередным - 87-м - днем рождения легендарного начальника учебной части альпинистской базы "Уллу-тау", кавалера Ордена Эдельвейс I (№21) и II (№28) степеней Юрия Ивановича ПОРОХНЮ.
Но в этом году у Юрия Ивановича и его верной спутницы, Александры Васильевны, случилась еще одна знаменательная дата - 65 лет совместной жизни.
И мы попросили Юрия Ивановича рассказать о том, как начинались и прошли эти 65 лет
Вот его повествование:

Часть 1. «Надо же, такой слабенький мальчик».
эпиграф: «Чистое железо не ржавеет и не подвергается коррозии» (из справочников).

Ну, и с чего все началось?.. А было это в далеком 1952 году, когда я учился в Уральском политехникуме г. Свердловска и увидел объявление: «ЖЕЛАЮЩИЕ послушать лекцию об альпинизме приходите в аудиторию №…».
Собралось много любопытных, жаждущих узнать о мире гор. Лектором оказался инструктор ЦС ДСО "Металлург" Макаревич Константин Георгиевич, ветеран Великой Отечественной войны, ученый-гляциолог, мастер спорта. Он красочно рассказал об альпинизме , особенностях этого вида спорта, с показом фото вершин, лагерной жизни, походов по живописным ущельям.
Но постепенно к весне интерес к альпинизму у желающих стал ослабевать и практически на путевки в альплагерь «Талгар» под Алма-Атой претендентов осталось всего 7 человек. В те далекие годы добираться до столицы Казахстана было сложно, с пересадкой в Новосибирске, но было интересно.

В Новосибирске только что был построен новый жд вокзал с кинозалом, где мы всю ночь смотрели трофейный (производства Германии) фильм «Тарзан», которого играл олимпийский чемпион 1924 года по плаванию Джонни Вейсмюллер. Фильм на нас, советских студентов, произвел ошеломляющее впечатление!
Также мы любовались и оперным театром с серебряной чешуей крыши.
А приехав в столицу Казахстана окунулись в зеленые улицы на фоне заснеженных гор.
Деревья с абрикосами, яблони, парк им. Горького с клумбами цветов… Шумный базар с различными явствами: дунганская лапша, мясо по-казахски, помидоры, зелень, фрукты… Для нас, уральцев, пережившим голодные годы военного лихолетья все было сказкой!
Ну, и поднимаясь пешком 12 км в лагерь по ущелью Среднего Талгара, любовались сказочными елями, горной рекой, вдыхали запахи трав.

Наконец, мы в альплагере «Талгар». Лагерь палаточного типа со зданием бухгалтерии и капитальной столовой, в которой, кстати, кормили очень вкусно и щедро!
Тепло и сердечно встретили нас начальник лагеря Резников М. Я., начальник учебной части МС Краснокутский Б.Ю. и инструкторы.
А далее - занятия на скалах, на леднике, перевальный поход и зачетное восхождение на в. Юбилейная с вручением значка «Альпинист СССР».

Вернувшись в Свердловск, поделились с друзьями яркими впечатлениями, но насыщенная студенческая жизнь постепенно стала вытеснять воспоминания о Талгаре. А в июне 1953 года в профком техникума вновь поступили путевки в «Талгар», но желающих не было. И нас уговорили поехать с условием оплаты проезда в оба конца. Мы согласились.
В общем, вновь Алма-Ата, база на улице Винодельческой, затем на машине 40 км до селения Талгар. С другом Сашей Лихачевым сели у заднего борта. Напротив, у кабины сел взрослый мужик спортивной выправки, в обнимку с двумя девочками. Говорили они только о лыжах. Я удивился: такая красота вокруг - зеленые склоны, горы, солнце, а они лишь о своих тренировках и соревнованиях. На одну из них, очень симпатичную блондинку, я засмотрелся. Это была Шура Дюрягина из горно-металлургического техникума Свердловска. На одном из привалов, когда уже пошли по ущелью пешком, решил с ней познакомиться. А как подойти?
Вижу, пошла мыть руки к ручью. И тут заметил, что у нее на одной из тапочек есть дырочка. Подошел, предложил поменяться обувью. Видно, ее это задело – и она резковато «отшила» меня.
Я даже обиделся. Ладно, видимо не судьба…
Пришли в лагерь, встали в очередь для регистрации в бухгалтерии. Стоим - и вдруг я, бряк, и падаю в обморок… «Талгар» был одним из самых высокогорных лагерей – 2600 м, солнце на подходе палило сильно, вот всё и подействовало.
Уложили меня в палатке на кровать, и пока ждали врача, стали спрашивать, у кого есть аптечка. Оказалось, у Шуры. Увидела меня, вспомнила сцену у ручья и про себя подумала: «Надо же, такой слабенький мальчик».

На следующий день мы все, свердловчане, собрались вместе - познакомиться, погулять, пофотографироваться. И Гена Манаков (он на курс старше меня учился, впоследствии стал мастером спорта и пятикратным чемпионом СССР по скалолазанию) сделал как раз наше фото, когда Шура идет к ручью, а я за ней сзади топаю.
Шура была новичком, а я - значкистом. Программы, занятия, восхождения разные, виделись редко, в общие выходные дни.
В те времена, в 50-е годы, в альплагерях вечерами были популярны танцы. Для меня была проблема, как Шуру на танец пригласить? Потом выяснилось, что взрослый мужик в грузовике - Владимир Стрежнев - был ее тренером. Он и взял путевки в высокогорный лагерь, чтоб лучше подготовиться к зимнему лыжному сезону. чем-то я ему не понравился. И он Шуре наказал, чтоб со мной не связывалась…

Выручал меня мой однокурсник Паша Сурганов. Высокого роста, симпатичный, он приглашал Шуру танцевать. А прямо во время танца мы менялись партнершами. Так в обход тренерского наказа и общались.
Запомнился и еще один курьезный случай из нашего периода знакомства: тогда на 3-й разряд нужно было пройти перевальный поход. Вышли с пер. Уральцев на ледник Шокальского и к пер. Суровый. Был ясный солнечный день и мы сильно «сгорели» - в те времена никаких защитных мазей-кремов не было.
Зато в лагерях тогда была традиция - встречать альпинистов с цветами и с музыкой «Марш энтузиастов». И Шура решила меня встретить букетом цветов. Но впереди меня шел Леша Карипов из Нижнего Тагила, такой же чернявый… И она, обознавшись, ему цветы и подарила!
Конечно, Леша был польщен вниманием такой красавицы. Потом Шура извинилась, и мы продолжили наше взаимное общение, договорившись при расставании встретиться уже в Свердловске 30 августа. На групповом фото перед отъездом из лагеря мы стоим справа в верхнем ряду, и я в этот момент как раз ее уговариваю на встречу в Свердловске…

30 августа пришел к ней в общежитие, заглянул в комнату… Девчонки все спят, а ее нет. Постеснялся их будить - они ведь меня вообще не знали. «Ну, - думаю, - наверное не хочет меня видеть?». Спускаюсь к выходу, а навстречу мне она - такая обворожительная, в горняцкой форме, и улыбается. Оказывается, готовила обед на кухне, на первом этаже общежития.
В общем, всю осень и начало зимы мы встречались, рассказывали друг другу о своей жизни, о детстве, обменивались новостями учебы - у обоих был последний курс.
Надо отметить, что все ее друзья и подружки по техникуму отрицательно отнеслись к нашей дружбе. Особенно - тренер Стрежнев. А вот мои сокурсники наоборот –доброжелательно и искренне завидовали.
Новый 1954 год встречали у нас в актовом зале с елкой, хороводами, музыкой. Когда звон кремлевских курантов возвестил о Новом годе я вручил Шуре записку, в которой была фраза , что я хотел бы прожить с ней всю жизнь! Она была удивлена - ни с того ни с сего, так мало дружили, толком не узнали друг друга - и на всю жизнь?!.. Записку эту мы сохранили на память и как реликвию для наших потомков.
В общем, Шура была согласная…

Но чтобы быть вместе после окончания учебы и попасть по распределению в один город, мы решили зарегистрироваться. (Тогда была система гарантированной работы молодым специалистам после окончания ВУЗов и техникумов, с предоставлением жилья, как правило, в общежитиях – но послать могли в любую точку страны, где требовались специалисты по твоему профилю, на три года, а там , как захочешь. Для супругов делали исключение – посылали работать в один город, а то и на одно предприятие). Родителям решили не сообщать, просто 19 января подали заявление в ЗАГС, а 23-го нас уже расписали. Свадьба у нас была чисто студенческая, с моими однокашниками группы ЭП-408 Уральского политехникума, в доме у Вити Шубина.

И уже 27 января мы с Шурой поехали в скромное свадебное путешествие в Кировскую область, деревню Голячонки, на родину моей мамы .
В мае писали дипломные работы. Шуре надо было поменять свою фамилию на мою, она пришла к своему зав. кафедрой сказать об этом. Тот был просто шокирован: как так - наша «звезда», чемпионка Свердловска по лыжам, в перспективе - мастер спорта, и вышла замуж?! Но, увидев, свидетельство о браке сказал: «Шурка, вы счастливые будете!»
- Почему?..
- А посмотри - номер вашего свидетельства 371173.

Точно – суммы трех цифр слева и трех справа одинаковы, по 11. Как такие же билетики в автобусе или трамвае, считавшиеся счастливыми…
Шуру распределили во Владивосток, в Дальне-Восточный филиал Академии Наук. И мы вместе поехали, воодушевленные новыми мечтами о прекрасной жизни…

Тут началась новая эпопея…




Публикацию подготовил С.А. Шибаев


Перед отъездом из «Талгара» 22 июля 1953.


.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU