Красноярская техника одновременного лазанья.

ТЕХНИКА ЛАЗАНИЯ С ОДНОВРЕМЕННОЙ СТРАХОВКОЙ («ТЕХНИКА ОДНОВРЕМЕННОГО ЛАЗАНИЯ») Часть 1. Основы

Если смотреть на красноярцев в общем, то школа горовосхождений покоится на двух китах:
Первый - это свободное лазание.
Хождение по Столбам без страховки является частью культуры Столбизма, этому учат в первую очередь. Сама атмосфера и дух Столбов толкает человека на, казалось бы, безумные вещи. Вы не найдете даже среди мало-мальских разрядников человека, который не подымался бы на вершины заповедника различными, как говорят у нас, ходами, без веревки. Причем не один раз. Зимой и летом. А еще есть лазание по хитрушкам (боулдеринг «по-красноярски»).
Зимнее свободное лазание на Столбах. Первый Столб

В определенный период истории альпинизма для прохождения маршрутов высшей категории в горах все больше начали применять искусственное лазание из-за сложности прохождения некоторых участков свободно.

Соответственно, и в Красноярске эта техника получила развитие. И уже к двухтысячным годам прошел настоящий прорыв в скорости прохождения питчей с использованием искусственных точек опоры - ИТО (участок в 50 метров в альпинистском лексиконе называется «веревкой» или «питчем»).

Красноярцы вдохнули новый смысл в использовании фиф на скалах. И якорные крючья для страховки в тонких скальных трещинах тоже начали применять здесь. На мощной школе лазания с ИТО и базируется второй кит Красноярской школы.
Тренировки по технике ИТО. Северная стена Первого Столба

На самом деле здесь, в Сибири, никто особо не делит лазание на чистое ИТО или Фри. Особенно в горах. И правда, к вопросам стиля начинаешь относиться весьма прохладно, когда вдруг на маршруте валит снег или льет за шиворот дождь. Поэтому лезется свободно – лезешь, не получается – переходишь на ИТО, рельеф позволяет - переходишь на лазание. Исключение, конечно, составляют специализированные соревнования в стиле Трэд.
«Чистое» лазание с установкой собственных точек страховки, июнь 2019

Одним словом, в основе быстрых прохождений сложных маршрутов лежит четкая, основанная на большой практике, техническая работа, разумное сочетание свободного лазания и ИТО (помимо других элементов: тактических действий команд, погоды и удачи).

Так вот.

Перед нами стоит нетривиальная задача: необходимо ускорить прохождение участка скального рельефа.
Ведь, с одной стороны, всё уже известно, традиционная схема понятна и давно заучена:

Это попеременное движение. Лидер проходит участок на всю длину веревки, закрепляет перила, дожидается напарника, только после этого продолжает двигаться дальше.

Многие двойки достигают быстрого прохождения одного питча за счет свободного лазания первого номера. Также можно ускориться благодаря подгонке снаряжения, отработанной схеме передачи «железа» между напарниками, быстрой работе с веревками. Но немногие могут выйти за пределы времени в 2 часа на сложную итошную веревку в 50 метров.

Вы скажете: «В чем проблема, лезьте одновременно, если сможете, тогда и ускоритесь». Но, к сожалению, не все участки пригодны для свободного лазания.

Что мы можем пролезть одновременно в двойке?

До 6с по скалолазной французской шкале и ли вообще до 6б. А если попадется конкретно злой ИТОшный участок? Плюс погодные условия.

Недостатки традиционной схемы вполне понятны и очевидны:
1. Низкая скорость – если холодно, то второй номер просто замерзает на станции.
2. Имеется прямая зависимость от количества элементов страховки, т.е. на сложном участке не всем хватает набора железа на веревку, поэтому приходится делать станции чаще.
3. Даже при небольшом количестве перегибов на один питч возникают значительные затруднения с протягиванием веревки (особенно последние 10 метров).

Достоинства:
1. Схема отработана целыми поколениями альпинистов, соответственно, безопасна.
2. Исключение составляет момент срыва на станцию без промежуточных точек.

Как же можно усовершенствовать традиционный метод лазания?
А речь идет о знаменитой «Красноярской схеме лазания с одновременной страховкой». Ответ на этот вопрос лежит в грамотном использовании полуавтоматических устройств типа «Гри-Гри».

Автором этой методики является наш тренер, Валерий Балезин. Хотелось бы рассказать о ней, разумеется, с его разрешения. Как сказал Валера: «В этом секрета давно уже нет».

Схема сначала была отработана на маршрутах Красноярских Столбов. Затем, начиная с 2011 года, апробирована и усовершенствована в горах.

Сейчас схема одновременного движения применяется большинством сильных российских команд на технических сложных восхождениях в горах.

«Одновременная страховка» - технически все гениально и просто. А главное, безопасно.
1. Берем две веревки, здесь всё по классике. Динамику ввязываем в беседку. Статику цепляем сзади на транспортную петлю, либо ввязываем рядом с динамикой. Первый номер лезет вверх от земли или от станции. Напарник его страхует с помощью «Гри-Гри» или другого полуавтомата. Тоже вроде бы ничего особенного.
2. Лидер проходит 20-25 метров, делает станцию в удобном или надежном месте с хорошими щелями под закладки.
3. Внимание, начинается кое-что необычное. Первый выбирает запас статики и закрепляет перила. Теперь перила организованы между ним и вторым номером. Командует: «Перила готовы».
4. Прощелкивает страховочную веревку в основной карабин станции (точнее, в оттяжку, которая вщелкнута в основной карабин или «мастер-карабин»). И продолжает лазание.
5. Второй начинает подниматься по перилам на жумарах и ОДНОВРЕМЕННО страхует первого через Гри-Гри. По пути извлекает установленное снаряжение.
6. Доходит до станции, встает на самостраховку в основной карабин, выщелкивает закрепленную статику (При этом статическая веревка остается привязанной концом к страхующему, также можно ее закрепить на станции!).
7. Далее, он готовит снаряжение для передачи первому номеру. Командует о готовности передачи.
8. Первый останавливается, желательно на удобной точке. Второй цепляет на перильную веревку снарягу. Первый ее выбирает, развешивает снаряжение на систему и продолжает лазание.
9. Проходит метров двадцать и снова организует станцию. Затем схема повторяется.
Отработка одновременной схемы на скале «Манская стенка»

Итак, в чем преимущества такого одновременного движения?
Основное - выигрыш во времени.
Пока второй номер идет по перилам (особенно, если у него тяжелый рюкзак или баул), напарник успевает пролезть около 10-15 метров ИТО уровня А2. Согласитесь, это немало. Если речь идет о свободном лазании, то за это же время можно преодолеть и 15-30 метров.
Плюс второму номеру нужно преодолеть не 45-55 метров, как при стандартной схеме, а всего 20-25.

Второе, участники в двойке фактически работают независимо, не задерживая друг друга.

Третье, в холодную погоду (частый случай в горах) страхующий меньше мерзнет, «не примерзает к станции», так как чаще двигается по перилам. Первый вообще не успевает остывать, он не ждет, пока к нему подойдут на жумарах и передадут снаряжение.

Четвертое, фактически схему можно считать более безопасной. Между участниками постоянно, помимо станции, установлено несколько точек.
Участники не собираются на одной станции.
Первому номеру невозможно совершить падение на станцию с фактором два. (прим.: кроме случая, когда первый может упасть на всю длину своей не выщелкнутой из станции самостраховки).

Пятое, у лидера всегда достаточно железа для лазания, он в любой момент может получить его от второго номера.

Шестое, схема универсальна и с некоторыми усовершенствованиями подходит и для группы, подходит для перемещения двойки или группы на многодневных восхождениях, подходит для перемещения по ледовому и смешанному рельефу.
Передвижение по «одновременке» в горах. Август 2019, Tangra Tower, 5820

Важные нюансы данной схемы и основные ошибки — во второй части ;)

Автор текста: Денис Прокофьев; ШКОЛА ИТО на Столбах

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Андрей Бузик »» | 20.11.2019 09:19
  
1
"Техника одновременного лазания" Часть 2. Здесь рассмотрены основные ошибки, которые не стоит допускать, а также второй вариант данной схемы, который применяется для нависающих и косых участков.

Существуют, конечно, важные юансы, о которых стоит знать:
1. Обязателен достаточный опыт разнообразного лазания, как на ИТО, так и свободно, опыт надежной установки элементов страховки.
2. Необходимо быстро и грамотно строить станции, иначе эффект от данной схемы может быть нулевым.
3. Напарники должны быть «слажены» и буквально понимать друг друга с полуслова.

НЕОБХОДИМО отработать схему заранее, до выезда в горы. На маршрутах, предполагающих свободное лазание, желательно иметь длинную статику. Она может быть длиннее динамической веревки хотя бы на 10 метров. Это создает запас перильной веревки при быстром свободном лазании первого номера.

НО! С длинными веревками сложнее работать, они больше путаются, цепляются.

Данная схема рекомендована опытным альпинистам, то есть экспертам, которые совершают сложные восхождения в горах или участвуют в соревнованиях (не для новичков: станции и установка точек не должны вызывать затруднения).
Первый номер успел пройти около 8 метров на ИТО, пока второй поджумаривал с тяжелым баулом.

При движении с одновременной страховкой возникают и типичные ошибки. На что обращать внимание, чтоб не «накосячить»?

1. На станции страховочная веревка прощелкивается в центральный карабин через отдельную оттяжку, во избежание перетирания перил страховочной веревкой в случае срыва. При срыве динамика может пережечь статику.
2. На нависающих и косых участках прощелкивать перила в точки можно только после того, как напарник подошел на станцию, иначе передача железа будет невозможна.
3. Второму необходимо контролировать страховочное устройство во время движения по перилам и работы с точками. Не допускать провисов веревки, вовремя выдавать и выбирать.
4. Динамическая веревка, через которую осуществляется страховка и которая прощелкивается в точки, должна быть обязательно ввязана как в первого номера, так и во второго (или прищелкнута на карабин в основное кольцо у второго)
Второй номер выбивает якоря на вертикали, лидер спокойно работает дальше. Синяя веревка — перила, розовая — страховка
.
Второй вид «одновременной схемы»
Описанная выше схема в последнее время претерпела некоторые изменения. Сейчас в основном альпинисты ходят по схеме «динамика-динамика»
1. Вы берете две веревки, обе динамические.
2. Одна становится условной «статикой». То есть здесь все работает согласно обычной схемы одновременной страховки, описанной в первой части.
3. Косые или нависающие участки. Собирать точки на таких участках сложно, приходится постоянно прощелкивать статику. Здесь начинается отличие. Первый номер собирает станцию и делает перила из динамической веревки, которая прощелкнута в точки. Теперь эта динамическая веревка становится условной «статикой».
4. Второй номер после команды «самостраховка» перещелкивает гри-гри из одной веревки в другую.
5. Верхняя станция становится вашей первой точкой на следующем участке. Первый начинает страховаться второй веревкой, а второй номер жумарит по веревке, прощелкнутой в точки.
6. !Важно! Не забыть прощелкнуть веревку в верхнюю станцию в качестве первой точки. Про это можно забыть при усталости или если торопиться. Эта ошибка может стать фатальной. Рекомендуется или прощелкнуть веревку в две противонаправленные оттяжки, чтобы веревка ни при каком условии не выщелкнулась, или подготовить специальные оттяжки с муфтованными карабинами.

Данная схема (точнее вариант с заменой веревок) намного удобнее, но требует ОЧЕНЬ хорошей слаженности команды, когда напарники понимают друг друга с полуслова. И большого объема предварительной отработки на скалах или несложных маршрутах.

Техника альпинизма не стоит на месте и постоянно развивается. Появляются новые схемы, растет уровень техники. Вошли в моду скоростные восхождения, «чистое» лазание.

Надеемся, что и эта статья поможет Вам сделать шаг в развитии. А Ваши восхождения дадут свой вклад в прогресс альпинизма в целом.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU