Памяти Станислава Говорухина. Как снимали фильм "Вертикаль".

Станислав Говорухин

В конце 80-х в мою горную библиотеку случайно попал рабочий сценарий фильма Вертикаль . Честно говоря, если б я лениво не пролистнул пожелтевшую от времени книжечку название Одержимые скорее было присуще фильму с какой-то идеологической подоплекой, характерной для ряда кинолент того времени то, вряд ли оказался владельцем раритета.

Фильм Вертикаль снимался в 1966 г. в Баксанской долине и ущелье Адыл-су.

Сценарий фильма, как вспоминает альпинист и писатель Александр Кузнецов ( Внизу Сванетия , Горы и люди и др.), был написан одним из руководящих чиновников министерства кинематографии, который подхалтуривал тем, что сочинял никудышные сценарии, и, пользуясь своим положением, продавал их киностудиям. Такие сценарии, где было полно всяких нелепиц, приходилось дорабатывать более сведущим людям. Для корректировки сценария об альпинистах и был приглашен Кузнецов, практически написавший его заново.

Это видно с самого начала: фильм Одержимые а именно такое название первоначально имела картина начинается с эпизодов, где летящий над портовым городом самолет, набирая высоту, пролетает над лесами-полями и, наконец, оказывается над величественными, грозными вершинами Безенгийской стены...

Кто изменил название фильма на ныне всем известное то ли режиссеры, то ли сценарист теперь уж толком Кузнецов не помнит.

Да и сама история написания знаменитых песен, ставших культовыми, как и фильм, рассказывается по-разному.
Друг и соратник Высоцкого, Иван Дыховичный, например, в канун дня рождения Высоцкого в 2003 г., выступая в программе Диброва на ОРТ, рассказывал, что Высоцкий на съемках Вертикали начал злоупотреблять спиртным и был в наказание заперт Говорухиным на сутки в номере гостиницы. Чтобы поскорее вырваться из плена , запертый Высоцкий, желая получить прощение Говорухина, и написал песни. Мол, не запри режиссер поэта, все могло сложиться по-другому

Но мне, почему-то, больше верится воспоминаниям мастера спорта по альпинизму Леонида Елисеева, который участвовал в съемках фильма в качестве ответственного за безопасность.

Примечателен описанный на страницах литературного альманаха Лед и пламень (Москва, 2002), диалог Елисеева и Высоцкого во время первого организационного собрания киногруппы, когда радист гостиницы включил запись с песнями В.В.
Ну, надо же! И здесь мои песни! сказал Володя.
Как так? спрашиваю.
Это мои песни. Я их написал.
Во-первых, это не твои, а народные. А во-вторых, кто поет?
Я пою, говорит он.
Нет, это не ты. Это Рыбников* поет.
Это не Рыбников, это я пою. И песни эти мои.

Вот таким было их знакомство.

Еще большое впечатление на Елисеева произвел скандальный эпизод в начале работы киногруппы, жившей в гостинице Иткол . К Говорохину, игравшему на биллиарде в баре гостиницы, стал придираться кто-то из местных. То ли независимый вид Станислава тому был причиной, то ли его мастерская игра Сначала Говорухин делал вид, что это к нему не относится, но когда оскорбления вышли за рамки допустимого, резко предложил хаму выйти. В холле его ожидали уже четверо, тут же завязалась драка. Высоцкий, увидев из бара происходящее, мгновенно бросился на помощь товарищу. И хотя ему тоже крепко досталось, нападавшие, видя решимость творческих работников, разбежались

* - для молодых: Рыбников - в то время популярнейший артист советского кино


ПАМЯТИ Станислава Говорухина КАК СНИМАЛИ "ВЕРТИКАЛЬ". Часть 2.

В режиссерском тандеме Говорухин-Дуров на натурных съемках главенствовал первый у Станислава к тому времени был III разряд по альпинизму. Он не соглашался на упрощения, и съемки шли на больших высотах в реальных условиях.
Чтобы артисты пропитались жизнью своих героев, был проведен курс занятий по скалолазанию, снежной и ледовой технике, закончившийся восхождением на пик Кавказ 2 к.тр.. В этом восхождении участвовали Рита Кошелева, Александр Фадеев и Высоцкий. Так что, не по наслышке ощутил он хмель вершин.


Жизнь киногруппы шла в спортивном режиме. Подолгу жили в палатках под Ушбинским ледопадом, на немецких ночевках под пиком Щуровского. В этих условиях в гулянки не ударишься, а В.В. показался Елисееву вообще трезвеником. Поэтому и выглядит рассказ Дыховичного неправдоподобным...
О песнях фильма: одна из из них была написана Владимиром под впечатлением рассказа Елисеева о несчастном случае, произошедшем с ним на траверсе вершин Доппах-Нахажбита. Тогда, падением первого со стены были сорваны пять из шести человек: люди, пролетев по скалам и льду более 150 метров, получили травмы, а Елисеев, раненый, на одной воле вынужден был лезть сложный скальный участок, чтобы наладить связь с оставшимся участником и вызвать спасателей
Уже следующим утром В.В. пригласил Леонида к себе в номер и впервые спел переложенную в поэтические образы историю, начинавшуюся словами Если друг оказался вдруг .

В моей библиотеке одна из 60 книжечек тиража рабочего сценария фильма. По нему, собственно, и снимается кино. Там расписано всё из чего состоит эпизод, сколько он занимает времени, какие реплики говорят герои. Кто работал именно с этим экземпляром, не известно; но пометки, сделанные на страницах книжки, и крайняя потрепанность этих страниц говорят о том, что она не валялась в столе чиновника или в архиве киностудии, а была именно рабочим инструментом одного из членов киногруппы - может быть, и самого Говорухина

Вживую я классика советского кино увидел на первом кинофестивале "Вертикаль" в 1997 г. На первый фестиваль я приехал в качестве заместителя председателя жюри (председателем был В. Н. Шатаев). Судейство проведилось заранее, до начала фестиваля, результаты покоились в запечатанных конвертах, поэтому я приехал на второй день, в субботу. Не успел войти в кинотеатр, как Юра Байковский, президент фестиваля, бросился ко мне: Привет! Выручай!!! Тут с ведущим полная засада... ??? Понимаешь, вместо того, чтобы просто объявить фильм и представить авторов, он начинает вспоминать, когда и где был в этих горах, с кем знаком и все такое минут на десять... Зал гудит, регламент горит, человека не унять... .

Я прошел в зал, послушал... Действительно, ведущий оставлял тягосстное впечатление. Выглядело всё в его представлении так: "Друзья, а сейчас мы посмотрим 10-минутную ленту режиссера Н. из города М. "Домбай сегодня"... Когда в 1963 г. я первый раз попал в этот район, со мной случилась одна забавная история...". Дальше шли практически 10-минутные воспоминания о том, что ведущий видел, с кем там встречался и что с ним происходило... Публика из почтения к возрасту оратора только что терпеливо переминалась с ягодицы на ягодицу. Короче, я согласился: мне под каким то благовидным предлогом передали микрофон, и так стал еще и ведущим.

И вот на следующий день в зале внезапно появился почетный гость г-н Говорухин. Это как раз был день рождения Высоцкого, поэтому мэтр пребывал в приподнятом настроении. Он стремительно прошел по проходу и поднялся на сцену, где я как раз готовился представить очередной фильм. Зал загудел, узнавая популярную личность. Говорухин начал дословно так: Здравствуйте, дорогие друзья! Я не знаю, что у вас тут происходит...

Зал взорвался хохотом.

Станислав Сергеевич, конечно, неловко сформулировал, желая сказать, что он не в курсе, что тут происходит в данный момент показ, награждение, перерыв, но прозвучало так, как будто он вообще не в курсе, куда его привезли и зачем поставили на эту сцену.

Сергей Шибаев

(продолжение следует)

Источник: https://vk.com/exmagazine

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак Администратор »» | 17.06.2018 20:02
  
0
Господи помилуй.
  
#2 | Анатолий »» | 24.06.2018 18:28
  
0
ПАМЯТИ Станислава Говорухина
КАК СНИМАЛИ "ВЕРТИКАЛЬ". Часть 3.



...Зал захохотал, но бывалый – и поддатый – Говорухин не смутился и плавно вывел мысль на то, что фестиваль кинА про горы – это просто замечательно, молодцы организаторы, молодцы участники, молодцы зрители, и когда он снимал кино с Володей, которому сегодня было бы столько лет, то бла-бла-бла... При этом он обращался то к залу, то ко мне, поскольку я, передавая микрофон, оказался в полуметре от него.

В непосредственной близости Станислав Сергеевич оказался очень похож на того Говорухина, которого я видел по телевизору. Я еще подумал, что раз уж попал в энергетическое поле звезды кинематографа, может, нужно как-то проникнуться, но торопливость Говорухина к этому не располагала. Ему нужно было ехать на следующее мероприятие; депутаты ведь не принадлежат самому себе – они, как известно, принадлежат народу. Я задал какой-то вопрос, чтобы его заскок на сцену выглядел хотя бы тире, а не дефисом, после чего «вертикальная» легенда стремительно удалилась из зала.

Прошло 8 лет... Август 2005-го. Я руковожу экспедицией в Приэльбрусье. Мы пытаемся отыскать на Ушбе хоть какие-то следы группы наших товарищей, исчезнувших на горе годом раньше. По плану у нас есть 3 недели, чтобы акклиматизироваться, забросить всё необходимое на Немецкие ночевки под пик Щуровского, а оттуда – на Ушбинское плато.
Наш путь из альплагеря «Шхельда» лежит под массив Шхельды, потом налево к Немецким ночевкам. Из альплагеря до ночевок по моренам и ледникам идти часов 6-7.
Немецкие ночевки расположились на широком скально-осыпном утесе напротив Ушбинского ледопада. Много площадок. Много мусора. Три мемориальные доски. Немного травы и цветов. Плохо с водой и связью. Ни мобильники, ни наши «уоки-токи» «Большую землю» тут не принимают. Вот такой пейзаж...

Много чего необычного можно встретить в горах. Например, идете вы по Шхельдинскому леднику и вдруг видите: валяется кусок деревянной штакетины. Поднимаетесь выше – обломок доски, еще один. Откуда они взялись, в этом царстве скал и льда? Какие пионеры затащили их сюда на костер? А если затащили, почему не сожгли? Человеку, не раз бывавшему в горах, такое непонятно (а небывавший вряд ли и задумается).
И только если судьба приведет вас под пик Щуровского и Ушбинский ледопад, на те самые Немецкие ночевки, вы догадаетесь, откуда взялись эти обломки.

На ночевках еще сохранились три площадки с остатками деревянных настилов. Один настил практически начисто сожжен. Другой уютно расположился в нише под скалой. Третий свидетельствует о том, что здесь стояла целая хижина с еще сохранившимся ныне полом, частью стен и балками крыши.
Возникает вопрос: кто это все строил и зачем? Что это за останки целого поселения? Ведь в горах, где каждый грамм на счету, затащить сюда строительные материалы – долгий и тяжкий труд. Именно поэтому на Кавказе так мало хижин.
Откуда же здесь их обломки?

Это остатки жилища съемочной группы фильма «Вертикаль». Сорок лет назад его снимали здесь и в других местах Баксанской долины.
Строение, в котором немцы или французы непременно сделали бы музей, пришло в полный упадок. Мемориальное место, где когда-то талантливые люди делали талантливый фильм, где жили имена-легенды, где гения посещало вдохновение, перелившееся в «Здесь вам не равнина, здесь климат иной...» и в «Блистал закат, как блеск клинка...», где когда-то режиссер Говорухин делал пометки в раскадровках и рождались сцены альпинистского психологического триллера.

Теперь здесь – уж извините за натурализм – насрано. Лень было кому-то отойти на пару десятков метров: устроился крутой горопокоритель на удобном ровном месте и, восторгаясь красотами гор, нагадил, а вечерком, может, в кружке таких же «романтиков», тянул: «Кто здесь не бывал, кто не рисковал – тот сам себя не испытал...».
Не станем развивать печальную тему специфики нашего менталитета и отдельных засранцев – лучше поговорим за фильм...

Сергей Шибаев

(продолжение следует)

Кавказ, Адыл-су, Немецкие ночевки. Останки лагеря съемочной киногруппы фильма "Вертикаль". Внизу - Шхельдинский ледник. Фото С. Шибаева, 2005.



Здесь в 1966 г. снимали фильм "Вертикаль. Слева - пик Щуровского, Ушбинский ледопад, скклоны массива Шхельда. Лагерь киноэкспедиции находился выше и левее, за левым скально-осыпным контрфорсом, прямо напротив ледопада.



.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU