Intro.
Летний выезд в горы начинался еще весной. В узком кругу лиц из сборов Фёдора Корбута Выспа 2015 в Уллу-Тау, мы обсуждали планы куда пойдём в следующем сезоне. Были варианты ехать в Выспу 2016 , на смену в Безенги, вспоминали также Домбай и Тянь-Шань. В марте-апреле решено было ехать на смену в Безенги. Работа и командировки товарищей вносили коррективы.
В первую смену СП никто не попадал. Примерно за два месяца решался вопрос заказа пропусков, покупки билетов. И тут позвонил Сахон Слава, спросил про планы. Сказал, что время есть и что он собирается ехать. Со Славой мы ходили еще в 2013 году в Узунколе. После непродолжительных переговоров график отпусков на работе был согласован с графиком смен лагеря. Получив консультации друзей и знакомых, бывавших в этом районе, мы начали сборы.
Дорога.
До Минеральных Вод летели через Москву. До Нальчика ехали на маршрутке. Все получалось оперативно. В теплом Нальчике были вечером 23 июня. Местами передвигались на такси. Именно таксист позвонил Темболату, который дал добро на ночевку в штаб-квартире лагеря на улице Чайковского, 3. Это Кавказ. Здесь все друг друга знают, все друг другу, пускай и дальние, но родственники. Гостеприимство. Переночевали на Чайковского под открытым небом. Альпинистка из Саратова рассказала про огромное количество снега в горах, про невыпуск на маршруты в районе Безенгийской стены. В июне, оказалось, ходили только пик Брно. А инструкторы из Центральной школы инструкторов тропили дорогу на Гидан и вернулись обратно. Что поделать, приехали, так приехали. На следующий день первым автобусом заехали в лагерь. Второй оказался заблокированным на дороге из-за оползня, приехал вечером.
В лагере.
Постепенно сформировался состав отделения. Дима из Нижнего Новгорода приехал на СП. В Безенги не первый сезон, рассказал про лагерь. Женя из Тольятти заехал раньше, к началу смены уже сделал аккклиматизационный выход в Тёплый угол, оценил обстановку. Обнадёжил про снег. С Инессой из Москвы познакомились назавтра. Группой собрались возле медпункта и сразу ушли на вводную лекцию. Наш инструктор, Александр Абросимов из Новгорода Великого, оказался веселым и открытым человеком. Прозвучал вопрос: Ну чё, ребята?! Кто что хочет сходить? . Смена началась.
Первые дни отводились под скальные занятия. Отрабатывали работу связок, спасработы в малой группе, просто лазили. Работали в Канадском секторе и на Хоботе . Скалы в Безенги отличные. Сложность разная, много учебных пробитых маршрутов. Для меня было много новой технической информации, это мягко говоря. Вначале смотришь как делают, потом работаешь пострадавшим, потом спасаешь сам. Примерно так. Много информации по станциям. Связка работает, инструктор смотрит, консультирует, говорит что-то вроде Влево возьми! и Здесь неправильно . В нужный момент приходит на помощь. Лезем дальше.
Акклиматизация улучшалась, пришло время идти выше. Через несколько дней мы ушли на ночевки перед поворотом на Тёплый угол. Стояла задача оттуда делать несколько выходов на ледник Мижирги для ледовых занятий. Мимо грандиозной стены вершины Шлем дорога ведет на ледник. Вверху в облаках виден ледовый купол Дыхтау. Солнце сверкает. Вот они, Горы.
Лёд Мижирги.
Лёд идется в кошках. И ходить в них нужно правильно. Просто? Да. А никто так не ходит. Рубка ступеней тоже просто. Однако правильный навык- это всегда время. Время у нас было.
Вытаскивание из трещины отрабатывали на краю большого серака. Главное- закрутить бур для страховки прежде, чем скажешь готов . На леднике ходить только с большим баулом, вес поможет задержать срыв. Шутка. Ледоруб, конечно. И это падение напарника, о котором знаешь. Появляется реальный взгляд на движение по леднику, когда не знаешь ни о чём. Нужно добавить про грамотную работу с полиспастами. Только тренировка помогает все делать правильно и быстро.
Первый выход.
Поднялись на хижину Голубятня. Погода стала более облачной. Дождя и снега не было. Ветра тоже. На следующий день сходили на вершину Гидан по 1Б. Вершинную часть прошли в тумане. На вершине местами проглядывало небо и окружающие горы. Холодно не было, наоборот, когда Солнце подогревает облака, а ты в облаках, получается такой парник своеобразный. Можно всю гору пролезть во флисовой байке. Обращает внимание на себя уменьшения объема снега и льда. Шлямбура на траверсе двух жандармов перед вершинной башней теперь гораздо выше, чем рост человека. Вернулись к вечеру. Разобрали восхождение. Каждый высказался, обменялся мнением с инструктором.
День отдыха прошел в планировании следующего выхода, просушке, отборе снаряжения. Над ночёвками изумрудным льдом сверкал ледник Арбуз . Шумел вдали водный поток, медленно менялись облака. Некоторую помощь в прогнозе погоды оказывали горные козлы. Они знают когда набирать высоту, это точно.
Далее следовал выход на Забор или Укю по Северо-Западному гребню 3А. Гребневой длинный траверс, какие часто встречаются на тройках. Утро было тихим и пасмурным.
Первый осыпной подъем от ночевок дал приятно разогреться. Вышли на снег в направлении перевала Гидан, поднялись на перемычку. Камни и скалы были присыпаны свежим снегом. Отсюда в связках начали подход под ключ. Одели кошки. 25 метров вертикального внутреннего угла лезли интересно. Обсуждались варианты как правильно, левее или правее и т.д. Скалы со льдом. В конце небольшое нависание. Прошли, дальше выход на гребень. Забор местами разрушен. По описанию влево нельзя, идти только по гребню. Странновато, ведь логичнее чуть ниже. Погода пасмурная, периодически идет снег. Лезем, но медленно. На связи в 12:00 Юрий Сергеевич Саратов говорит: Если что, впереди еще два спусковых кулуара, вы помните. СК. И вот она, контрольная точка. К 15:00 мы стоим перед взлетом на Малую Укю, справа туманный снежный кулуар. Шутим про палатки, что, мол, зря не взяли. Настроение боевое. Выходим на связь и уходим на спуск. Время. Местами проваливались в снег по пояс, в остальном штатно спускались. Снег перешел в мелкий моросящий дождь.
Что дальше? Остаемся, ждем день, потом снова идем Забор ? Или спускаемся на базу, там отдыхаем и уходим на Джанги-Кош под Безенгийскую стену, где никто не был в этом году? Второй вариант открывает новые горизонты. Решаем спускаться.
Второй выход.
Впереди Безенгийская стена. Под ногами лёд и камни. Переходим многочисленные потоки талой воды. Ледник живет своей жизнью. Солнце светит и греет. Где-то в стороне Миссес-тау гремят камнепады. Заявленный список вершин на этот выход впечатляет, что добавляет духа альпинизма первых восходителей. Путь до Джанги-Коша занимает порядка 6-7-9 часов. Кто-то сказал потом, что по треку это 16 км с перепадом в 1000 м. Стена и окружающие горы похожи на декорации, не приближаются, не удаляются. Вид грандиозный. Бабочки махаоны садятся на рюкзаки.
На пути к Австрийским ночевкам можно отлично просмотреть всю Стену с её главными вершинами. Две ветви Безенгийского ледника издалека похожи на замерзшее озеро. Расстояния скрадываются невероятно. То и дело сходят лавины.
На Джанги ставим палатки. Постепенно подтягиваются люди из другой группы. Готовим еду, пьем чай, разговариваем. Ничего сверхъестественного. Обыденным такой распорядок дня выглядит, когда сидишь в кресле. Надо прочь отогнать эти иллюзии. На самом деле, выпить чашку чая на Джанги-Коше- ничего лучше не придумано для тех, у кого есть свободный вечер перед выходом на гору.
Встреча с группой Макса Чеканова на гребне Селлы.
Выходим рано утром. Обходим южные склоны пика Варшава. Фирн скрипит под ногами. Справа Шхара в темно-синем небе с легендарными маршрутами. Обсуждаем как лучше на нее подняться. Сколько мнений, столько и маршрутов. Определенно, и Краб , и Северное ребро, и Бутылка позволяют шагнуть в неизвестное. Мечтаем, идем вперед. Встает Солнце. В хорошем темпе заходим на перемычку, с нее начинаем подъем по гребню в сторону пика Селлы. Лезем хорошо. Казалось бы, и Забор 3А, и здесь 3А. А как идется!
Поднимаемся на вершину Селлы, названную в честь итальянского альпиниста. С этой вершины в конце 19го века он делал первые снимки Безенгийской стены.
Есть Вершина!
Есть Вершина!
Далее по гребню путь лежит к пику Варшава. Вначале снежный и пологий, постепенно он становится скальным. Вершинная башня на фоне Безенгийской стены. Поднимаемся, снимаем записку. Техническая часть спуска состоит из двух дюльферов, местами разрушенных скал и выхода в крутой снег. Дальше проще. На спуске нас поджаривает отраженное от снега тепло. Траверс пройден.
3Б
Морозное утро в цирке Башхаауз-баши мы встретили со взглядом, устремленным вверх. Наметили линию подъема по Северной стене Селлы. Подошли под бергшрунд. Лёд еще далеко. Дошли. Для организации станций нужно делать площадки. Отбиваешь пару десятков сантиметров фирна и в зеленый лёд крутишь ледобуры. Дальше идёт слаженная работа. Лидер уходит с ледовым инструментом, провешивает участок. Второй подносит верёвку, и челнок заработал. Маршрут опасен вылетом камней со скального контрфорса слева. В остальном очень красивая линия. Спуск с вершины на южную сторону.
P.S.
После Северной стены планировался выход на маршрут 3Б к.с. на вершину Башхаауз-баши по западному контрфорсу северного гребня. Параллельная группа прошла его за день до нашего выхода. Ребята вернулись, отдохнули, стали собираться вниз. Мы оставались. Ночной снегопад перенес наш выход на следующий сезон. Горы будут ждать. Гестола будет ждать.
Спустившись в лагерь, встретились с участниками сборов Выспа . Сбор заезжал позже, около недели ушло на скальные и ледовые занятия. На следующий день они уходили наверх. Как и договаривались, выпили вина и коньяку с командой Фёдора. Пожелали погоды, поделились снаряжением.
День перед отъездом был посвящен сдаче зачетов по спасработам в малой группе. Смена, в целом, получилась удачной. В ней было много нового, полезного. Сюда в Безенги можно возвращаться бесконечно. Общение с горами в каждом человеке производит свой взгляд на горовосхождение, свое сугубо личное отношение к нему. И порой слова передают очень мало. Можно только почувствовать это. Мир вершин живет в каждом, кто приближался к ним. Он меняет людей к лучшему.
Спасибо инструкторскому составу лагеря, команде, всем друзьям. До встречи в горах, урра!