Восхождение в связке. Спасение или смерть?


В теме о гибели альпиниста Норберта Йоса возник разговор о восхождении в связке.
Ведь опытный альпинист погиб из-за того что:

"на маршруте, который прошел десятки раз, на не самом сложном месте. Его с гребня сорвал напарник по связке, при падении с гребня на снег Йоос получил смертельные травмы, а два его напарника выжили, отделавшись травмами."

И было высказывание, что лучше уж он был без связки, и возможно не погиб бы.
Ведь его потянули, и он не выдержал и сорвался.

Спорный вопрос конечно.
Ведь в каждом конкретном случае присутствует множество факторов и все они хотя и в чем то схожи, но есть и серьезные расхождения.

Этот вопрос меня заинтересовал и вот решил открыть отдельную тему.

Я не буду описывать что в альпинизме называется связкой, страховочной обвязкой, верхней страховкой.

И хочу высказать ряд мыслей, чтобы потом себя перепроверить и на примерах (которых очень много) и в дискуссии, если она состоится.

Связка имеет две стороны одной медали. и это ЖИЗНЬ. вернее сохранение жизни. Где одна сторона это жизнь, а другая смерть.
Страховка, когда тот кто страхует являться одновременно и тем кого страхуют. Фактически это взаимостраховка.

Связанные одной цепью.
Разберем.

С одной стороны если кто-то срывается, то второй может попытаться удержать на страховочной обвязке напарника, когда тот срывается, а с другой стороны тот кто срывается может запросто утянуть того кто и не падал, но не не сумел удержаться. (как и случилось с Норбертом Йосом )

В связке бывает два , три и более человек.
А теперь давайте себе представим ситуацию. Сперва очень простую, элементарную. Возьмем три человека в связке, уклон в 45 градусов. поверхность - лед.

Предположим несколько вариантов ситуации.
Срывается самый нижний. Два, которые впереди сразу должны (практически моментально) среагировать, сделать серьезный упор кошками и врубить ледоруб как можно прочнее и вцепиться в него сильнейшей хваткой.
Вроде бы если синхронно сделали все нормально?
Да?
Неужели?
Мы не учитываем во-первых реакцию обоих верхних альпинистов, мы не учитываем вес альпиниста который сорвался и тех твоих, и мы не учитываем силу рывка.
Ведь срывается более 100 килограмм веса (ну может быть 90 килограмм)
Если это происходит на твердой не скользкой поверхности и реакция быстрая - запросто удержат, а если скользко и один чуть замешкался при рывке, не успел среагировать, не успел воткнуть ледоруб, зацепиться кошками?
Тогда один, который все же сумел уцепиться должен. удержать двоих, а это уже 180 --200 кг веса!
Сумеет удержать?
Это еще большой вопрос.
Скорее всего не сумеет удержать. И тогда все трое летят вниз.

И это еще описание очень простого случая.

А если альпинист в связке падает в расщелину в леднике?
В связке редко можно идти по натянутой страховке. Обязательно будут провисы веревки, а если провисы, то падение усилит рывок.
реакция должна быть моментальной.

Тоже самое если в связке идут по снежным - ледовым ножам. (верхняя часть гребня)

Если один падает в связке на левую сторону то другой должен моментально падать в правую сторону, что бы уравновесить рывок и вес альпиниста упавшего.


Чем больше в связке неопытных альпинистов с плохой реакцией, тем опасней идти в связке.
Получается так.

Только большой опыт (и то не гарантированно) может спасти от трагедии.

При снежной доске, лавине связка - это верная гибель. Потому что вся цепочка зависима друг от друга. И если кого-то минует лавина, то того кого не миновала утягивает на страховке других. Там удар -рывок еще сильнее. потому что примешивается вес и скорость падающего снега- льда.

И хотя немало случаев когда именно связка спасала жизнь альпиниста, но на мой взгляд восхождение в связке - очень опасная техника восхождения.

Я потом допишу. Но пока достаточно.

Комментарии (14)

Всего: 14 комментариев
  
#8 | Анатолий »» | 20.07.2016 17:38 | ответ на: #7 ( Александр Петрович ) »»
  
0
Да, очень много дельных рекомендаций.
И еще что полезно рассматриваются наиболее типичные ошибки.
Полезная статья!

Но читая, все же убеждаюсь, что без страховки и связки нельзя, а связка не спасает на все 100%.
Человеческий фактор как я поглядел превалирует. Ошибки. ошибки. ошибки. А порой и ряд ошибок.
И просчитать все варианты - немыслимо.


Я вот почитал на риске о прохождении ножей.
Это что то...
Кто во что горазд.
Один так говорит другой по другому.
И ведь многие из них опытные и проходили с напарниками ножи.
Но одно противоречит другому постоянно!

Многие удивляются что иностранцы порой идут "паровозиком" когда в связке не 2-3 альпиниста , а 5 -10 И это по ножам (!!) (что вообще поразительно)
А ведь ходят!

Один ролик - так вообще привел в ступор.
Камикадзе какой то.



Надо поискать серьезный материал по прохождению в связке ножей. (гребней)

И отдельно по прохождению скрытых трещин (на закрытых ледниках)
  
#9 | Анатолий »» | 21.07.2016 19:16
  
2
Кое что еще. Интересный материал! Правда это не по прохождению в связке, но знать не помешает.

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ФИРНУ


Ходакевич Сергей Ильич (1904-1974) – Москва, ЗМС СССР – 1949. Родился в Бобруйске в Белоруссии. В 16 лет приехал в Москву, работал сначала инструментальщиком, затем инженером-конструктором на различных предприятиях. До войны несколько лет работал инспектором альпинизма в ВЦСПС. Награжден медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».

Передвижение по ледникам

Ледники бывают открытыми, свободными от снегового покрова и закрытыми, у которых основная поверхность, в, частности трещины, покрыты снегом.

Для успешного и безопасного перехода по ледникам альпинист должен быть знаком с их особенностями (см. главу "Краткие сведения о горах"). Только зная законы движения ледниковых масс и причины возникновения трещин, можно выбрать наилучший путь по леднику.

Уклон большинства долинных ледников не превышает 10°. Вдоль таких ледников почти всегда тянутся в их начале боковые морены, но альпинисты обычно предпочитают путь по самому леднику, как наиболее быстрый и легкий, в то время как передвижение по хаотически нагроможденным камнем морены очень утомительно. Обычно альпинисты выходят на ледник с боковых морен, поскольку язык ледника изобилует трещинами и нередко имеет крутое падение.

Наиболее уверенно можно двигаться по открытому леднику. Следует выбирать путь по впадинам и ложбинам, простирающимся вдаль, - на этих участках меньше трещин, надо лишь избегать при этом одиноких снежных островков, под которыми могут скрываться трещины.

На леднике с ровным течением лучше всего двигаться по центральной части. На леднике с серединной мореной лучше всего идти по леднику у края морены. Рантклуфты больших размеров и большой глубины являются труднопреодолимым препятствием при переходе с ледника на скалы и обратно. Изредка, когда ледник непроходим, неглубокие и заваленные рантклуфты служат единственно удобным путем для продвижения вдоль ледника. Бергшрунды обычно труднопроходимы, особенно снизу вверх, т. е. на пути к вершине, к перевалу. Чтобы пройти через бергшрунды, нужно отыскать перемычку, снежный мост или более узкое место.

По открытому леднику вся группа альпинистов идет вместе. Встречающиеся на их пути трещины шире 1 м рекомендуется обходить. Когда же альпинист готовится перепрыгнуть через трещину, он должен предупредить об этом сзади идущего. Тот охраняет прыгающего, выдавая ему соответствующий запас веревки. Передвигаться по закрытому леднику опасно: здесь можно провалиться в трещину, замаскированную снегом.

Обязательно следует идти в связке. Обычно связываются по три человека, тогда при падении одного альпиниста в трещину двое других всегда сумеют организовать необходимую помощь. Расстояние между связанными альпинистами 8-10 м. Второй и третий альпинисты держат в левой руке одно-два кольца веревки. Альпинисты двигаются одновременно. Веревка между ними не должна волочиться по снегу, а лишь слегка провисать.

Рекомендуется каждому альпинисту завязывать на расстоянии немногим больше полуметра от себя небольшую петлю, завязанную узлом проводника. Если один из альпинистов сорвется, товарищ, задержав его, продевает ледоруб в петельку и, закрепив веревку, может отвязаться от нее для оказания помощи. На сложном участке альпинисты продевают свои ледорубы в петли и на каждом шагу, держа ледорубы двумя руками, втыкают их в снег или в фирн вместе с веревкой, придерживая верхней рукой петельку у головки ледоруба. Первым в связке идет наиболее опытный. Он выбирает маршрут подъема, дает темп движения, прощупывает ледорубом путь, определяя, нет ли здесь скрытых трещин. При остановке впереди идущего все останавливаются. Интервал между альпинистами должен оставаться неизменным.

Альпинисты идут медленно, осторожно, след в след, по пути, проверенному первым, который перед каждым шагом прощупывает (зондирует) ледорубом поверхность ледника. Прежде чем сделать шаг, первый в связке втыкает ледоруб в то место, куда должна ступить нога, и, только удостоверившись, что ледоруб достиг плотного основания, ставит ногу и заканчивает шаг.

В некоторых участках можно зондировать через шаг. Необходимая частота зондирования при движении по леднику определяется только опытом.

Если ледоруб входит в снег "по головку", не достигая твердого основания, и под ледорубом прощупывается пустота, можно предполагать, что под снегом находится трещина. Тогда передний предупреждает сзади идущего, чтобы тот организовал охранение через ледоруб, и, не сходя с места, зондирует снег, прощупывая его на возможно большем расстоянии во все стороны.

Однако не следует злоупотреблять зондированием, так как альпинист может стоять на мосту, покров которого он сломает непрерывным прощупыванием.

Обнаружив ледорубом трещину, альпинист устанавливает ее границы, и если трещина не слишком велика, ее осторожно переходят широким шагом, без рывков. Если же через трещину нельзя перешагнуть, то передний, охраняемый остальными, должен выяснить ее направление, пройдя для этого вдоль края трещины в поисках более узкого места. Лучше всего вернуться назад по оставленным следам и постараться пройти в другом месте.

По внешнему виду снегового покрова нелегко бывает определить закрытые трещины, но иногда их можно обнаружить благодаря неглубоким, продолговатым впадинам, образовавшимся от оседания, провисания снега на месте трещины, и по желтоватому, более темному снегу над ней. Поскольку глаза альпиниста защищены темными очками, он должен обладать немалым опытом, чтобы во время распознать закрытую трещину. Поэтому не следует полагаться только на зрение, надо обязательно проверять поверхность ледника, зондируя ее ледорубом.

Ни в коем случае не следует идти вдоль закрытых трещин одновременно всею связкой, - альпинисты могут провалиться в трещину.

Также не рекомендуется на привалах, в особенности при массовых восхождениях, собираться вместе большому количеству альпинистов, не проверив надежности покрова.

Прохождение снежных мостов

Снежные мосты необходимо переходить особенно осторожно и обдуманно, пересекая их широкими шагами. Эти опасные участки проходят по одному с обязательным охранением, которое осуществляют остальные участники связки. Они охраняют переднего через ледорубы, глубоко загнанные в утрамбованный снег. Мосты всегда следует заранее осмотреть. Установить прочность снежного моста нелегко, она зависит от многих причин: длины, ширины и толщины моста, наклона, состояния снега, времени дня. Через слабые, ненадежные мосты лучше всего переползать, широко расставив ноги и руки, чтобы тяжесть тела распределялась на возможно большую площадь опоры. Альпиниста, переползающего таким образом, обязательно охраняют через ледоруб или через плечо.

Закрытые ледники выгоднее всего проходить рано утром, пока поверхность снежного покрова скована морозом и прохождение закрытых трещин и снежных мостов менее опасно.

Извлечение из трещины

В случае падения одного альпиниста в трещину, следует, удержав товарища, отойти от края трещины и на глубоко загнанном в снег ледорубе укрепить веревку, соединяющую связку с упавшим альпинистом, используя петельку на веревке. После этого второй из связки, охраняемый третьим альпинистом, осторожно подходит к "раю трещины и, окликнув пострадавшего, выясняет положение. Затем приступают к извлечению пострадавшего из трещины. Для извлечения применяют одинарное и двойное стремя (глава "Применение веревки") или петлю Пруссика. Если провалившийся в трещину получил серьезные повреждения, тогда один из товарищей спускается вниз и оказывает ему первую помощь. Оставшиеся или оставшийся наверху принимают меры для извлечения пострадавшего из трещины, а в случае серьезного повреждения упавшего необходимо немедленно отправляться за спасательным отрядом.

Пострадавшего следует освободить от вещей, оказать ему первую помощь и вытащить из трещины.

Прохождение ледопадов

Ледопады являются одной из наиболее трудных для передвижения частей ледника. По ледопаду, как и по леднику, лучше всего передвигаться посредине, иногда можно пройти по боковым снежникам, скалам или осыпям.

+++

Прохождение ледопадов требует большого опыта, а нередко и применения всех приемов ледовой техники (ступеньки, крючья). Спуск по ледопаду обычно легче подъема, здесь можно применять спуск по веревке, закрепленной на ледовых крючьях или на ледяных столбах. Наметив место для ледяного столба диаметром в полметра, альпинисты обрубают на глубину 20 см лед вокруг намеченного места и, набросив на столб петлю из репшнура, продевают в нее веревку, по которой спускаются (рис. 25).

Нужно избегать проходить под сераками (нависшими ледяными глыбами и столбами), здесь всегда возможен обвал. В крайнем случае такие участки следует проходить только утром и с большим интервалом между участниками группы.

Прохождение ледяных, фирновых и снежных склонов

На пути альпиниста к вершине или к перевалу после морен и ледников обычно встречаются ледяные, фирновые и снежные склоны, прохождение которых требует применения специального альпинистского снаряжения (веревок, ледорубов, кошек) и знания техники передвижения. Продвигаясь по этим склонам, альпинист при помощи ледоруба и ледового молотка создает себе искусственные точки опоры - захваты и ступеньки.

Передвижение по таким склонам требует постоянного внимания и бдительности. Каждый шаг альпиниста должен находиться под неослабным самоконтролем. Как при движении по скалам одним из основных правил является правило трех точек опоры, так и при передвижении сто ледяным, фирновым и снежным склонам - ходьбе на кошках, переходе со ступеньки на ступеньку - у альпиниста должно быть всегда не меньше двух точек опоры: рука и нога или нога и ледоруб.

При подъеме по крутым склонам следует соблюдать вертикальное положение корпуса, как наиболее устойчивое. Нельзя наклоняться в сторону склона, инстинктивно прижимаясь к снегу или ко льду, как бы ища защиты: при этом можно легко поскользнуться, ступенька хуже держит альпиниста, он может легко потерять равновесие и упасть.

Лучшим временем для передвижения по фирновым и снежным склонам, как и по закрытому леднику, является раннее утро.

На фирновых склонах в это время дня лучше всего держат кошки, на снежных склонах меньше проваливается нога, кроме того, опасность камнепада и лавин утром значительно меньше, чем днем. В это время дня удается пройти, не проваливаясь в снег и не протаптывая ступеней.

При организации групп, маршрут которых связан с прохождением ледяных, фирновых и снежных полей и склонов, безопаснее всего идти одной связкой в три человека или двумя связками по два человека, поскольку два или, еще лучше, три альпиниста смогут оказать помощь товарищу при несчастном случае.

Расстояние между альпинистами, как и при ходьбе по закрытым ледникам, - 8-10 м. При подъеме впереди идет наиболее опытный товарищ. Если двигаются втроем, то более слабый идет последним. При спусках наиболее опытный идет сзади, а слабый - впереди.

При ходьбе двумя двойками на сложных участках впереди идет сильнейшая двойка, которая и прокладывает путь.

Прохождение ледяных склонов

По ледяным и фирновым склонам до 15- 20° крутизны альпинисты поднимаются в ботинках, окованных триконями. На более крутых склонах трикони уже не держат, и необходимо надевать кошки. Ходьба на кошках требует хорошо развитых, эластичных связок и мышц голеностопных суставов, плавности движений, внимания к каждому шагу.

При ходьбе на кошках следует поднимать ноги несколько выше и расставлять их шире, чем при обычной ходьбе, чтобы не цепляться зубьями за неровности склона или за свои брюки и гетры. Следует идти возможно более плавно, не отрывая ноги от льда резкими рывками, не ударяя сильно кошками в склон, а плотно вонзая все зубья в лед или в фирн. Ступню надо ставить плашмя всеми десятью зубьям и одновременно, на склонах сгибая ногу в голеностопном суставе. Ступню поднимают от склона целиком, а не так, как при обычной ходьбе, когда сначала поднимается пятка, а после нее носок. Не следует ударять ногой по нескольку раз в одно и то же место, так как при этом скалывается лед, и кошки будут плохо держать альпиниста.

На склоны до 30° крутизной поднимаются "в лоб", передвигаясь с развернутыми наружу носками. Чем круче склон, тем больше разворачивают носки и тем медленнее идут.

На более крутых склонах для экономии сил поднимаются зигзагами, поворачивая попеременно вправо и влево в зависимости от характера склона, намеченного направления подъема и необходимости периодического отдыха для ног, которые устают при одностороннем движении в одном направлении, примерно после 10-15 метров. При движении зигзагами, как и при траверсировании склонов, ступню ноги, обращенной от склона, надо ставить, слегка развернув ее носком вниз. Это облегчает ходьбу и увеличивает устойчивость. На крутых склонах повороты следует делать спиной к склону. На поворотах для удобства и безопасности движения рекомендуется вырубить ступеньки или "лоханку". Лоханкой называется ступенька большого размера, вырубленная с таким расчетом, что в нее альпинист свободно становится двумя ногами и может в ней поворачиваться. Площадка лоханки-горизонтальная, с небольшим наклоном к склону.

+++

Спуск на кошках производится прямо вниз с параллельной постановкой ступней. Чем круче склон, тем короче должен быть шаг. Туловище при спуске слегка наклонено вперед. Ноги полусогнуты, кошки вбивают в лед, сильно ударяя всеми зубьями. Идут полуприседая и держа ледоруб двумя руками сбоку, штычком назад в склон.

По коротким крутым участкам можно подниматься спиной к склону, поскольку ступни ног лучше сгибаются вниз, чем в стороны. Подъем спиной к склону выполняется в том же положении, что и. спуск по крутому склону, с той лишь разницей, что корпус наклонен в сторону склона, сильно упираются ледорубом в склон, а голова поворачивается по возможности назад, чтобы видеть направление подъема. Применяется и подъем боком к склону приставным шагом с параллельной постановкой ног и ступнями, слегка повернутыми вниз.

Опытные и хорошо тренированные альпинисты преодолевают на кошках ледяные склоны до 60° крутизны.

Рубка ступенек

Передвигаться на кошках по длинным участкам склонов от 40-45° и круче для альпинистов-новичков опасно. Для безопасности такого подъема вырубают ледорубом ступеньки. Однако рубка ступенек отнимает много сил и времени, и там, где это возможно, передвигаются на кошках без рубки ступенек с применением охранения через плечо из больших ступенек или охраняют через крюк. Рубка ступенек требует большой выносливости, ловкости и навыка. При рубке ступенек нога, обращенная к склону, должна находиться выше и впереди, туловище не напряжено.

Ледоруб держат двумя руками. Кисти рук находятся около штычка, почти рядом одна к другой. Рука, обращенная к склону, держит ледоруб ближе к штычку. Такое положение увеличивает рычаг, облегчает рубку, штычок не цепляется за одежду. Темляк ледоруба должен быть всегда надет на руку, при неверном ударе можно выронить ледоруб, а кроме того, темляк служит дополнительным упором для руки,

Можно условно сравнить работу альпиниста с движениями дровосека или молотобойца. Как известно, дровосек при рубке дров вкладывает в удар всю свою силу и всю инерцию использует до конца, а молотобоец, заканчивая удар, подергивает ручку молота на себя и вверх, создавая этим удар, напоминающий удар хлыстом. Работа альпиниста напоминает работу молотобойца с той лишь разницей, что для удара альпинист не пользуется раскачиванием корпуса.

Корпус должен быть спокоен. Все движение ледорубу придают руки, использующие для удара вес падающей головки ледоруба. Заканчивая удар, руки расслабляются. Этим экономятся силы и сохраняется равновесие, поскольку движение ледоруба не передается корпусу альпиниста. Рубить ступеньку нужно по определенному плану, начиная вырубать ее от дальнего края, а не ударяя беспорядочно ледорубом в середину будущей ступеньки.

На легких склонах, а также при рубке одной рукой можно пользоваться так называемым спортивным методом рубки, используя круговые движения руки. Способ этот экономичнее в отношении расхода энергии, но требует тренированности и умения хорошо сохранять равновесие.

Имеются несколько приемов рубки ступенек, но мы остановимся на двух основных.

В зернистом и плотном льду, подвергшемся воздействию солнца и легко скалывающемся кусками, несколькими сильными, почти вертикальными ударами клюва ледоруба скалывают лед. После этого более легкими ударами, направленными перпендикулярно к склону, выравнивают ступеньку и очищают ее лопаткой ледоруба.

В более твердом льду, труднее поддающемся обработке, а также и на крутых склонах применяется второй способ. Двумя-тремя горизонтальными ударами делают подсечку основания будущей ступеньки, несколькими вертикальными, более сильными ударами срубают сверху лед, затем легкими боковыми ударами отделывают углубление и очищают его лопаткой ледоруба.

В наплывном, слоистом льду, встречающемся часто под скалами, для вырубки ступенек нужен большой опыт, так как этот лед скалывается слоями и от одного неправильного удара скалывается вся ступенька. На таком льду применяют второй способ с небольшим изменением. Легкими, почти горизонтальными ударами вырубают желобок в основании ступеньки, что предупреждает скалывание льда ниже намеченной линии. Затем несильными ударами, перпендикулярными к склону, отделывают ступеньку.

Если на льду лежит слой размякшего фирна или снега, то место, намеченное для ступеньки, надо предварительно очистить, а потом уже рубить ступеньку. Если же на скалах лежит тонкий слой льда, то необходимо рубить ступеньки осторожными ударами, чтобы не сколоть целый пласт и не испортить о скалы клюв ледоруба.

У новичков при рубке ступенек клюв ледоруба часто застревает во льду, и они тратят много сил на вытаскивание ледоруба. Чтобы избежать лишней затраты сил, необходимо, заканчивая удар, слегка подернуть ледоруб на себя, посылая при этом кисти рук коротким движением вверх и несколько поворачивая их в боковом направлении. Благодаря этому клюв легко выводится из льда.

В ступеньке должна помещаться целиком вся ступня, обращенная боком к склону. Площадку ступеньки делают почти горизонтальной с небольшим наклоном к склону. Стенки ступеньки должны быть вертикальными. На крутых склонах нужно несколько срубить верх стенки ступеньки, делая этим самым нишу для ноги.

Ступеньки располагают в зависимости от крутизны склона, роста альпинистов и степени их тренированности. Если предполагается использовать ступеньки в тот же день при обратном спуске, их делают больших размеров и ближе одну к другой. На площадке ступеньки клювом ледоруба пробивается тогда канавка для стока воды, которая могла бы разрушить ступеньку за время, прошедшее между подъемом и спуском; особенно это необходимо на южных склонах.

Ступеньки рубят зигзагами, располагая их в шахматном порядке двумя параллельными линиями отдельно для каждой ноги. Горизонтальное расстояние между ступеньками- 40-45 см, вертикальное - 30 - 35 см. Чем круче склон, тем более горизонтальной должна быть линия расположения вырубленных ступенек для ноги, обращенной от склона.

Таким образом при подъеме высота набирается главным образом за счет ступеней, вырубленных для ноги, обращенной к склону.

При подъеме следует рубить ступеньки попарно, и прежде чем менять положение, вырубать две ступеньки. Для того чтобы лед не засыпал нижнюю ступеньку, следует вырубать сперва верхнюю-для ноги, обращенной к склону.

Опытные альпинисты на склонах круче 55° поднимаются зигзагом, применяя так называемый закрытый способ рубки ступенек. Весь корпус повернут лицом к склону. Нога, обращенная от склона, находится впереди и выше. Ступеньки рубят по одной восходящей линии в полуторном-двойном размере. В ступеньке должны умещаться обе ноги: передняя-вдоль ступеньки, задняя - почти поперек, носком в склон. Ступеньку рубят одной рукой, придерживаясь второй за предварительно вырубленное несколькими ударами в склоне на уровне плеча небольшое углубление - захват для руки, так называемый "карман" (рис. 27). Когда ступенька вырублена, нижестоящая нога осторожно подтягивается к верхней, затем второй ногой переступают на следующую ступеньку и приступают к дальнейшей рубке.

+++

Для ускорения подъема или спуска при спортивных восхождениях опытные альпинисты на менее сложных участках рубят ступеньки для одной ноги, обращенной от склона.

Расположение ступенек на повороте.

На поворотах нужно вырубать три ступеньки, размером немного больше обычных, располагая их треугольником (рис. 28). Первую и вторую ступеньки следует располагать, как обычно, но более горизонтально, причем вторую ступеньку нужно врубить немного глубже в склон. Третью ступеньку следует вырубить ближе к себе и выше над первой ступенькой. На повороте альпинист ставит одну ногу, обращенную от склона, как и обычно, вторую ногу ставит носком во вторую ступеньку. После этого, придерживаясь рукой за предварительно вырубленный "карман" и начиная поворот, проносит первую ногу между второй ногой и склоном и ставит ее в третью ступеньку. Передав на нее тяжесть тела, альпинист поправляет вторую ногу, стоящую носком, и этим заканчивает поворот. Альпинист находится теперь в исходном положении для новой рубки ступенек. Можно также на повороте зигзага вырубать лоханки, что, однако, отнимает много сил и времени. Кроме того, из лоханки неудобно рубить ступеньки.

При траверсировании крутых ледяных склонов, для большей устойчивости и удобства передвижения, следует располагать ступеньки двумя линиями. Для ноги, обращенной к склону, рубят ступеньки несколько выше.

При спуске рубят ступеньки по возможности прямо вниз, придавая им менее зигзагообразное направление, чем при подъеме, и отступая не больше чем на 20-30° в сторону от линии падения воды. При рубке ступенек для спуска альпинисту следует наклонять корпус вперед, тщательно сохраняя при этом равновесие. Рубят как двумя, так и одной рукой, в зависимости от крутизны склона: на крутых склонах рубят одной рукой, придерживаясь второй за вырубленный в склоне "карман". При рубке верхняя нога полусогнута и стоит боком в ступеньке на части ступни, нижняя нога почти выпрямлена и стоит на всей ступне. Рубят ступеньки полуторного размера, располагая их по одной линии, сохраняя между ними достаточное горизонтальное и вертикальное расстояние, чтобы не сколоть слоя льда до верхней ступеньки, на которой стоит альпинист. Рубящего ступеньки альпиниста охраняют сверху через плечо или через крюк.

Переход со ступеньки на ступеньку совершается приставным шагом: альпинист приставляет верхнюю ногу к нижней сзади нее на носок, затем ставит ниже вторую ногу. Как при подъеме, так и при спуске нужно переходить с одной ступеньки на другую осторожно, без рывков, придерживаясь при этом за "карман" или клювом ледоруба, глубоко загоняемого в склон на уровне плеча. Ледоруб держат двумя руками. На некрутых склонах опираются штычком ледоруба, на поворотах зигзага при спуске рекомендуется вырубать лоханки. Рубка ступенек отнимает много сил, поэтому альпинисты периодически сменяют друг друга.

Для альпиниста очень важно научиться одинаково хорошо рубить ступеньки с правой и с левой стороны, каждой рукой в отдельности, и приучиться тратить на вырубку ступеньки как можно меньше ударов, что экономит много сил и времени.

Порядок охранения и самоохранения через плечо, ледовый крюк и т. д. указаны в главе "Применение веревки".

Передвижение по снежным и фирновым склонам

Продвигаясь по фирновым и снежным склонам, надо избегать проходить под скалами: на таких участках снег обычно лежит небольшим слоем на наплывном, слоистом льду, на котором, как указывалось выше, трудно рубить ступеньки.

От постоянных ветров и завихрения воздушных потоков на гребнях нередко образуются снежные карнизы (навесы), достигающие иногда огромных размеров и легко обрушивающиеся. При движении по гребням нужно проверять, нет ли здесь карнизов. Вдоль карнизов следует передвигаться по склону, примерно в 2-4 м от края, ниже предполагаемой линии начала карниза или по линии выступающих камней (рис. 29). При отсутствии карнизов можно двигаться по гребню.

Способ передвижения по гребню зависит от крутизны склонов и линии подъема гребня. По крутым ледяным гребням нужно идти, вырубая ступеньки или ступая кошками по обе стороны гребня. На фирновых и снежных гребнях обычно выбирают для подъема более пологую сторону. На острых гребнях с крутыми склонами приходится иногда садиться и двигаться верхом, помогая себе руками. Если один из альпинистов сорвался, то охраняющий его товарищ прыгает на другую сторону гребня.


+++

По твердым фирновым склонам и по склонам с крутизной до 40° с обледенелым снегом надо подниматься зигзагами, опираясь ледорубом в склон. Все альпинисты идут одновременно, предварительно надев кошки. В тех случаях, когда рыхлый снег чередуется с фирном и льдом, обязательно надеваются кошки.

Сугубо осторожно следует передвигаться по свежевыпавшему рыхлому снегу, лежащему на ледяном основании: такие склоны лавиноопасны. При ходьбе по ним необходимо время от времени очищать кошки от налипшего снега.

По фирновым склонам крутизной до 50° следует подниматься зигзагами по ступенькам, которые выбиваются несколькими ударами ранта ботинка о склон. Если фирн трудно пробить ботинком, то ступеньки делаются лопаткой ледоруба, тогда как бы выцарапывают ступеньки движениями ледоруба на себя в горизонтальном направлении.

По склонам, покрытым слегка размягченным под действием тепла фирном или неглубоким мягким снегом, альпинисты передвигаются также зигзагом, вбивая ботинки до плотного основания, дающего надежную опору. Таким же образом следует передвигаться по плотному, слежавшемуся снегу. Следы для подъема идут в шахматном порядке, они протаптываются для каждой ноги по отдельной линии. Во всех случаях следует передвигаться поочередно по следам, проделанным первым. Охранение происходит через ледоруб. При подъеме по склонам от 50° и круче как по фирну, так и по снегу следует поворачиваться лицом к склону и подниматься прямо вверх. Ноги вбиваются носком прямо в склон.

Подъем по снегу

По склонам небольшой крутизны, покрытым глубоким, рыхлым снегом, следует идти прямо вверх ("в лоб"). Чтобы не проваливаться глубоко в снег, следует идти плавно и медленно, осторожно поднимая ноги и ступая на всю подошву. Подниматься по крутому склону, покрытому таким же рыхлым и глубоким снегом, значительно труднее. Здесь надо идти особенно осторожно и так же прямо вверх. Чтобы меньше проваливаться в снег, надо перед каждым шагом уплотнять снег ногой, сгребая его со стенок ступеньки. Поставив ногу на ступеньку, втыкают двумя руками ледоруб вертикально перед собой возможно глубже в склон. Придерживаясь за ледоруб и предварительно опробовав, прочно ли он держится в склоне, постепенно передают тяжесть тела на поставленную вперед ногу. Сделав таким образом шаг и продолжая придерживаться за ледоруб, второй ногой делают следующую ступеньку и, поставив в нее ногу, но не передавая еще тяжести тела, вынимают ледоруб и втыкают его повыше.

+++

Ступеньки делаются двумя параллельными линиями отдельно для каждой ноги, в шахматном порядке. Если нога проваливается в нижнюю ступеньку, то следующие ступеньки следует делать отступя 20-30 см в сторону. Через 10-15 шагов надо отступить в другую сторону и таким образом подниматься вверх крутыми зигзагами. Подниматься нужно след в след с поочередным охранением через ледоруб. Идущие задними передвигаются осторожно, чтобы не обрушивать ступенек.

Спуск

По снежным склонам, спускаются прямо вниз.

По неопасным и некрутым склонам следует идти всем альпинистам одновременно, сохраняя между собой интервал. Для того чтобы при падении не сшибить впереди идущего, каждый альпинист, идущий позади другого, отступает несколько в сторону, прокладывая свой след и соблюдая ступенчатый порядок движения связки. Надо идти осторожно, следя за каждым своим шагом, наблюдая за движением впереди идущего.

Корпус во время спуска несколько наклонен вперед. Носки ног все время приподняты вверх, нога энергичным ударом каблука вбивается в склон. При перестановке ног одна из них, находящаяся позади, неизбежно сильно сгибается, и альпинисту невольно хочется опустить носок вниз. Этого допускать нельзя, поскольку передняя нога еще не закрепилась и альпинист может легко поскользнуться. По тем же соображениям безопасности нужно отнимать ногу от ступеньки, возможно более вертикально поднимая носок.


+++

При спуске по крутым склонам с мягким снегом альпинисты-новички при неуверенном шаге стремятся сесть на снег. Этого допускать нельзя. Если альпинист срывается, он должен приложить все усилия к тому, чтобы удержаться на ногах, сразу же повернувшись боком к склону. В случае падения на снежных склонах нужно, не теряя присутствия духа, быстро перевернуться на живот и, широко раскинув ноги, тормозить носками ботинок и лопаткой ледоруба. Нужно тормозить, прижав рукоятку ледоруба подмышку согнутыми руками и навалившись всем корпусом на ледоруб. Одной рукой альпинист держит ледоруб за головку, другой - за рукоятку около штычка. На ледяных и твердых фирновых склонах тормозят клювом ледоруба.

При торможении на этих склонах надо поднимать ступни ног, чтобы не зацепиться кошками за склон. В противном случае произойдет столь резкая остановка, что альпиниста перебросит головой вниз и он уже потеряет возможность затормозить.

На крутых снежных склонах нужно спускаться лицом к склону. Ноги вбиваются носками в склон возможно глубже до плотного снега. Охранение производится через ледоруб. Альпинист самоохраняется, придерживаясь двумя руками за ледоруб, глубоко втыкая его перед собой, так же как он это делает при подъеме по крутому склону с глубоким снегом. Можно придерживаться одной рукой за ледоруб, воткнутый сбоку, а другую глубоко вбивая в снег или, что ещё надежнее, вбивая обе руки глубоко в склон. Спускаться надо поочередно, применяя охранение через ледоруб.

Для большей безопасности и ускорения спуска на снежных склонах применяется спуск втроем. Таким спуском могут пользоваться только связки из трех альпинистов. Первым спускается средний из связки на двойном охранении крайних. Спускающийся следующим один из крайних проходит мимо среднего и спускается ниже на всю длину веревки. Это же повторяет второй крайний, а затем и средний, который спускается между крайними на всю длину. веревки. Каждый из альпинистов спускается по своему следу. Преимущества этого спуска заключаются в том, что альпинисты проходят без остановок двойное расстояние и все время находятся на двойном охранении.

Спуск по фирновым склонам производится также прямо вниз. На крутых склонах с твердым фирном ступеньки делают лопаткой ледоруба. Иногда во время спуска по снежным склонам из-за рассеянного света или тумана бывает плохая видимость. Брошенный вниз комок снега или другой предмет помогут ориентироваться, покажут крутизну склона.

Траверсирование склонов

По лавиноопасным снежным склонам следует избегать подъема зигзагом, чтобы не вызвать лавин, тем более нельзя траверсировать (пересекать поперек) такие склоны. Если все же по условиям местности нельзя обойтись без траверса склона, тогда нужно подняться возможно выше и пересечь склон в верхней его части, у гребня. При траверсировании больших участков вся связка идет одновременно, растянувшись на всю имеющуюся веревку. Надо идти широкими шагами, след в след, и ни в коем случае не останавливаться до пересечения всего опасного участка. Перед траверсированием нужно проверить, в порядке ли снаряжение, обувь, одежда.

Когда нет другого пути и группа вынуждена траверсировать небольшой участок склона, угрожающего лавинами, жолоб или кулуар, нужно остановиться у его края в безопасном месте, удобном для охранения, и переходить лавиноопасный участок по одному, выпуская альпиниста на полную длину веревки, при усиленном охранении идущего.

При переходе широкого и, очевидно, технически нетрудного, но лавиноопасного склона (без трещин) лучше всего идти не связываясь, а, привязав к поясу лавинный шнур, переходить склон поодиночке с интервалом не меньше 100 м.

Траверсирование крутых фирновых и снежных склонов производится лицом к склону приставным шагом. Первый а связке, в группе прокладывает след. Если идут вправо, то правая нога возможно дальше забивается в склон, а затем передают на нее тяжесть и вбивают рядом левую ногу. На фирне самоохраняются ледорубом, глубоко забивая его перед собой. На снегу втыкают как можно глубже руки, соблюдая при движении, как и на скалах, правило трех точек опоры (две руки и нога, две ноги и рука).

Охранение на плотном фирне и на плотном, глубоком снегу производится через ледоруб, который вбивают возможно глубже в склон, подперев коленами или прижимая его грудью. Веревка выдается двумя руками и скользит по ледорубу у поверхности склона. При подъемах на сложных участках рекомендуется гари охранении веревку обернуть одним витком вокруг ледоруба. Нужно не забывать, что, прежде чем охранять товарища, необходимо хорошо закрепиться самому охраняющему.

Возможно также применять охранение через ледоруб и на рыхлом снегу; для этого необходимо предварительно утрамбовать снег на полуметровой площадке, в центр которой и втыкается ледоруб.

На склонах с неглубоким слоем снега или рыхлого фирна производится охранение через плечо. При этом охраняющий предварительно счищает снег и вырубает большие ступеньки для ног. Для устойчивости необходимо прислониться боком или спиной к склону в зависимости от места расположения охраняемого.

Под влиянием солнечных лучей фирн делается рыхлым и набивается между зубьями кошек. Кошки тогда теряют цепкость и плохо держат альпиниста, который может легко поскользнуться и упасть. Нужно тщательно следить за кошками, своевременно очищая их от снега ударом ледоруба по ранту ботинка.

Прежде чем идти на восхождение, альпинист должен уделить большое внимание тренировке в ходьбе на кошках и в рубке ступенек на склонах различной крутизны, с различным состоянием льда и фирна и во всевозможных направлениях. Ни в коем случае нельзя спускаться по неизвестным склонам глиссированием.

Этот способ особенно чреват опасными последствиями на крутых снежных склонах. Можно спускаться глиссированием только на хорошо знакомых склонах.

Нельзя злоупотреблять глиссированием. Анализ ряда несчастных случаев показывает, что причиной многих аварий было неосторожное глиссирование. Глиссируя со все нарастающей скоростью, альпинист рискует на полном ходу попасть на участок с ледяным покровом или неожиданно наткнуться на камни. Очень трудно установить предел скорости, допустимой при глиссировании, а перейдя этот предел, альпинист уже не сможет задержаться. Глиссировать можно только стоя и опираясь на ледоруб; ни в коем случае нельзя садиться.

Из книги "Учебное пособие для начинающих альпинистов"
Одобрено секцией альпинизма Всесоюзного комитета по делам физкультуры, и спорта при СНК Союза ССР
Государственное издательство "Физкультура и спорт" Москва, 1939

Источник:
  
#10 | Анатолий »» | 21.07.2016 20:10
  
1
Передвижение альпинистов в связках (в снегу).


В рыхлом снегу, не представляющем достаточной опоры для ледорубов — ступеней, можно проделать косой прокоп, но это очень трудоемко и утомительно.

Линию возможного отрыва карниза можно установить, зондируя ледорубом гребень с тонкими карнизами и визуально определяя размеры выноса карниза на расположенной впереди части гребня.

Иногда единственная возможность для организации страховки на узких гребнях — использование самого гребня: при срыве ведущего страхующий прыгает в противоположную сторону гребня. Из-за маятникового характера падения партнеров по связке рывок не будет резким. На пологих гребнях техника страховки и движения аналогична технике на снежных склонах.

При одновременном движении по неострому гребню без карнизов альпинисты в связке находятся по разным сторонам гребня. Это осуществляется следующим образом: первый, пройдя по од-ной стороне гребня на длину веревки, переходит на противоположную и продолжает движение, в то время как напарник идет по его протоптанным следам с другой стороны гребня. Длина перехода определяется длиной веревки (рис. 111). Каждый альпинист несет в руках по нескольку колец.

Подъем к карнизу с подветренной (подкарнизной) стороны очень опасен и может использоваться только опытной группой при максимальной осторожности в морозное время рано утром. Для выхода на гребень часть карниза небольшой мощности может быть срублена. Иногда сквозь карниз прорубают крутой тоннель, выводящий на подветренный склон.

При движении по карнизному гребню не всегда возможно просмотреть путь на некоторое расстояние вперед. В результате повышается вероятность внезапного, случайного выхода в опасную зону отрыва карниза. Если один из участников связки сорвется с гребня вместе с карнизом, второй должен, не раздумывая, прыгать в противоположную сторону от гребня (рис. 112).

На спусках по очень крутым склонам применяются системы Закрепления веревки на ледорубах, которые потом выдергивают. Для этого используются два ледоруба и кусок репшнура. Спуск производится на двойной веревке. После спуска надо дернуть за веревку (обозначена буквой а на рис. 113).

При наличии одного ледоруба можно прибегнуть к схеме, показанной на рис. 114.




Рис. 111. Схема движения связок по острому крутому снежному гребню — ножу.
а — гребень, б — участники первой связки, 8 — участники второй связки



Рис. 112 Поведение участников связки при срыве на карнизном гребне



Рис. 113. Схема самосброса двух ледорубов после спуска по снежному склону: а — тянущая веревка




Рис. 114. Схема самосброса с одним ледорубом: а — тянущая веревка, б — петля, в — скользящий карабин на рукоятке ледоруба, г — ледоруб, петля для страховки, закрепления веревки, е — спусковые веревки, ж — узел проводника на штычке ледоруба — конец тянущей веревки


Источник: http://sinref.ru/000_uchebniki/05000sport/003_shkola_alpinizma_zaharov_stepenko_1989/103.htm
#11 | Владимир О. »» | 21.07.2016 20:54 | ответ на: #5 ( Анатолий ) »»
  
1
"Так я понял что инструктор у тебя в образе Бога?"
- что то вроде того ... для участников. Перед выходом: "все мои приказы выполнять чуть быстрее чем моментально, без вопросов и рассуждений, телесные наказания принимать смиренно, попутно обдумывая свое поведение, а спустимся вниз, на ночевки - можете хоть морду бить". Действовало безотказно ... да и морда всегда цела была. Я, как инструктор, не потерял ни одного своего участника, даже просто травмированным.
  
#12 | Анатолий »» | 21.07.2016 22:31 | ответ на: #11 ( Владимир О. ) »»
  
0
))))
Живописно )))


Но я конечно не спрашиваю тебя все ли ты делал правильно, или все же знаешь свои грешки....
Но я понимаю тебя.
Это как режиссер.
Пусть дурак дураком, но артисты не могут ослушаться режиссера, потому что все шишки сыпятся не на артистов, а на режиссера.
Ну или как капитан на судне.
Буза?
Это верная гибель.
Пресекать надо моментально.
#13 | Владимир О. »» | 22.07.2016 10:11 | ответ на: #12 ( Анатолий ) »»
  
2
"Но я конечно не спрашиваю тебя все ли ты делал правильно, или все же знаешь свои грешки...."

- да нет конечно, были ляпы, но старался вовремя их исправлять. Например:
Повел значков на 2Б на Уллу-Тау, а для значков это серьезный маршрут - по описанию 18 часов. Попали, еще на подъеме (уговорили таки молодые челябинские КМСы, по скалолазанию - что дойдут, поверил), в непогоду - поэтому на перевал Гарваш спустились в полдесятого - почти темно, все мокрые как цуцыки - тут они и сели. А ночью ведь будет мороз - к утру не всех досчитаюсь. Пришлось кошками, ледорубом "спускать", правда страхуясь - трещины там на загляденье




в темноте с перевала, к одиннадцати всех спустил на ледник (ледоруб только жаловался - за что меня так?) - а там привязал на одну веревку и бегом по закрытому леднику - еще и 12-ти не было - все были в мыле , но в палатках. Залезли бравы молодцы в спальники и уснули, даже не развязываясь, только кошки сбросили - что меня очень удивило утром - ни до , ни после такого на ночевках не видал.
Когда пришли в лагерь, командир отряда Нина тихонько спросила:
- Вов а у тебя палатка то была?
- Неа
- вот гад, тут начспас уже вечером хотел к вам выслать спасотряд (ребята наелись - вдруг что), а Попов (начуч) - был за тебя спокоен как слон: "у Вовки то, если что, палатка и примус точно есть!"
Нина не сдала меня Попову - "горы сами дураков учат", да и звание у нее в лагере было - ЗМС : "замечательный мастер спорта".
В гостях у Нины, у ее домика в лагере:


  
#14 | Анатолий »» | 23.07.2016 18:52 | ответ на: #13 ( Владимир О. ) »»
  
0
Да.... Трещины .... ого...го!

Рассказ поучительный.
Ты их там потерять запросто мог.
Это я к тому что и инструктора ошибаются....
А то что ты их гнал кошками и ледорубом... а зачем? Я же тебя знаю. Тебе достаточно было в глаза посмотреть со значением и тихо так сказать полушутся, мол заморозите хрены, кто вас таких любить будет?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU