Рекомендации альпинистам по общению со СМИ в случае НС



РЕКОМЕНДАЦИИ АЛЬПИНИСТАМ ПО ОБЩЕНИЮ СО СМИ В СЛУЧАЕ НС.


Очень часто после происшедшего НС информация, появившаяся по нему в СМИ, вызывает у альпинистов весьма негативное впечатление.
Перепутаны названия, навраны высоты, искажены фамилии. Иногда доходит до откровенных глупостей и абсурда типа «С вершины Эльбруса на ледник Безенги упал альпинист». Можно бы было откровенно над этим посмеяться, а то и поглумиться, если б не печальный повод, предполагающий совершенно иное настроение и чувства.
Журналисты не видят различий между альпинистами и горными туристами, не сильны в географии, не разбираются в специфике и терминах горовосхождений, халатно относятся к фамилиям действующих лиц.

Но негативного восприятия от их непрофессионализма было бы меньше, если б им не способствовали и сами альпинисты.
Очень часто при НС информация скрывается, «секретится». Одни руководители мероприятий, и участники групп, где произошел НС, пытаются информацию «затормозить», чтобы потом представить ее в более выгодном для себя свете. Другие полагают в силу неких ментальных шаблонов, что чем позже общественность и родственники узнают о НС, тем меньше будет шума и обсуждений. И до самого возвращения домой лучше особо ничего никому не сообщать.

В то время, как руководство мероприятия (группы, сбора) считает, что информацию надо как можно дольше держать в закрытом режиме, информация о НС и ЧП становится общеизвестной в течение суток, распространяясь по следующим каналам:
1. по линии МЧС, если его сотрудники приняли участие в спасработах - информация публикуется в ежедневной сводке министерства;
2. по линии прессы: журналисты читают сводки МЧС и тут же "выкидывают" новости;
3. по линии знакомых и родственников, которым члены группы сообщили: "c N несчастье,.. NN получил травму, находится в больнице" и т.п.;
4. по линии случайно узнавших ("утром из лагеря вышел отряд на спасы под Джанги, какой-то парень или связка упали на "четверке", мы уходим на неделю в Теплый угол").

Информация тут же обрастает слухами и домыслами, вкидывается в соцсети или на популярные форумы. Журналисты региональных СМИ и ТВ стараются вытянуть как можно больше информации для эксклюзива из местной федерации, клуба, секции, от родственников, соседей, одноклассников, роют соцсети в поисках фото.
В итоге, как раз, и получается то, от чего альпинистов коробит и вызывает желание использовать нецензурные выражения.
Поэтому рационально и правильно по завершении спасательных и транспортировочных работ представить краткую информацию о случившемся - проинформировать региональную федерацию, КТК ФАР и прессу.

Информация должна содержать лаконичные ответы на четыре вопроса:
где - когда - кто - как.
И больше ничего.
Никаких догадок и, тем более, выводов о том, кто виноват и какая цепочка событий привела к печальному финалу.

Пример:
"12 июля с.г. ориентировочно в 15:30 на спуске по маршруту 5А к.тр. с вершины Шхара (5100 м), р-н Безенги, Кабардино-Балкария, Центральный Кавказ, в результате камнепада получил травму (ушиб правого бедра) участник группы сборов альпклуба NNN из г. Энск, перворазрядник Дормидонт Дормидонтов, 26 лет.
После проведения транспортировочных работ он был эвакуирован в альплагерь "Безенги", и далее - в республиканскую больницу г. Нальчика.
Состояние пострадавшего - удовлетворительное.
Выводы о причинах ЧП будут опубликованы после расследования происшествия комиссией альпклуба и КТК ФАР.
Представитель альпклуба NNN
Конт. тел., e-mail
Сведения и контакты родственников и друзей пострадавшего не предоставляем."

Еще раз повторяем: скрывать информацию – бесполезно, она появится быстрее, чем вы предполагаете, но в искаженном превратном виде, и нанесет ущерб больший, чем оперативно представленная общественности грамотная новость.
Особенные мастера искажать и наплевательски относится к фактам – сотрудники новостных каналов ТВ. Их непрофессионализму и пофигистскому отношению способствует непрекращающийся поток всяческих новостей, отсутствие редакторского контроля и безнаказанность в случае любых ляпов и ошибок.
Поэтому, если представителя клуба или ФА телевизионщики просят об интервью по факту НС и ЧП, подготовьте им информацию в распечатанном виде – есть шанс, что хоть по бумажке они правильно прочитают или перепишут текст для своего редактора. (Именно, есть шанс, но опять же не гарантия).

Как правило, у вас есть время до приезда телекорреспондента с операторской группой.
Поэтому подготовьтесь и прорепетируйте текст информации, которую вы можете сказать на камеру. Текст ровно такой же, пример которого опубликован выше. Корреспондент строит общение в форме диалога: практически задает те же самые вопросы: кто – где – когда и как. Хотя могут возникнуть и вопросы из разряда самых обывательских.

Например, вы сказали что альпинист упал в трещину на леднике. Для корреспондента это абстракция – и что собой представляет ледник, и что есть трещина в нем. Объяснения «как в учебнике» не годятся – слишком длинно и умно. Но как то надо объяснить и корреспонденту и людям – через него – что же это такое.
Так же надо иметь ввиду и ожидать, что запись с вами может продлиться 10-20 минут, а в эфир выйдет сюжет на полминуты. Или вообще вы в эфире скажете пару фраз, а остальное будет обрезано и в произвольной форме донесено до зрителей корреспондентом или ведущим новостной программы.

КТК ФАР

Источник: http://vk.com/exmagazine

Комментарии (69)

Всего: 69 комментариев
#22 | Леонид »» | 20.06.2015 18:16
  
0
так и что получит обыватель в итоге?
информацию? - нет
сделает какие-то полезные для себя выводы? - нет
просто кусочек чужих эмоций, точнее их проекцию в кривом зеркале. потому что картина нарисованная журналистом (за редким исключением) будет ох как далека от реальности. получается что - сопереживание какой-то ситуации, мало имеющей отношение к реальности. лучше уж пусть сериал смотрит.
А побочный эффект может быть в том, что в результате общественное мнение назначит виноватого и начнет его травить
  
#23 | Анатолий »» | 20.06.2015 18:43 | ответ на: #21 ( Леонид ) »»
  
0
Я уже писал о замкнутом круге.
Чего боялись на то и напоролись.

Именно подобная информация - рекомендованная ФАР и будет способствовать тиражированию всяких сомнительных версий.
Парадокс!
Хотя схема очень простая.
Сухой отчет?
--- А...а...а! Что то скрывают гады!
Обыватель не знает что это за гора (первый раз слышит о такой), кто это такой (первый раз слышит имя и фамилию), и почему случилось. (специфику) Ну если только лавина, камнепад (это он все же в состоянии понять)

И по большому счету ему не это надо читать.
Ему нужно ЖИВОПИСАНИЕ. И даже не обязательно интрига, а именно живописание. Что бы образ всплыл в воображении, что бы он ощутил то что ощутил альпинист.
А не будет этого он читать не будет. Ему же название горы ничего не говорит, высота тоже ничего не говорит, имя альпиниста ничего не говорит, да и причина все равно расплывчата, как в затуманенных очках.

И именно дурные, непрофессиональные журналисты идут по лекалу Шибаева!
Такие новости мало кто читает.
Впрочем ИТАР ТАСС действует именно по таким лекалам.
Но это опять таки специфика этого агентства такая.
Они все излагают жестко и сухо. как протокол.
А почему?
потому что это повод для журналистов заинтересоваться и уже на основе этого делать новости, статьи. Собрать материал более обширный.
Нет, конечно можно ИТАР ТАСС сообщает ....
Растиражирование.
Но это от нехватки собственной информации. (вынужденно)
  
#24 | Анатолий »» | 20.06.2015 19:02 | ответ на: #22 ( Леонид ) »»
  
0
Почему не получит информацию? Получит!
А полезные выводы ему и не надо делать. (это альпинистам надо делать полезные выводы)

Слишком вы о журналистах плохого мнения.
Почему такая кривобокость? (или однобокость)

Как же вам объяснить....
Хотя я уже объяснял и так и этак.

Ну хорошо.
У журналиста другая цель!
Ему не подробности важны. Чихал он с высокого дерева произошло это на 7800 метрах, или на 8120 метрах! на южной стороне горы или на северной. В Гималаях или Каракоруме. Хотя бы полушария не перепутал бы. (и читателю между прочим тоже самое.)

Ему нужно так написать, что бы читатель ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ! что бы читатель не промелькнул взглядом новость, статью.
Что бы он сам себе задал вопрос: А кто такой (имя альпиниста) а что это за гора (название) а что случилось? И что бы он стал искать даже информацию по этому поводу. (идеальный случай)

А это уже мастерство.
не зная специфики этого мастерства (журналиста для общественного СМИ, а не узкого круга маргиналов) начинают судить о журналисте.

Одну и ту же информацию можно преподать интересно и не интересно. Что бы она заинтересовала и не заинтересовала.
и чем больше слухов, домыслов - тем лучше.
Опять парадокс.
потому что это шанс ПРИОБЩИТЬ к альпинизму людей очень далеких от альпинизма.
Так же приобщить как к футболу, фигурному катанию, и вообще всем чем так интересуются люди.

Закрытость, маргинальность приводит к отчуждению.

И журналисты питаются не только исключительно НС в горах, но и описывают новости о восхождениях.

Вот от этой закрытости наверное потому в ФАР чуть более 1500 членов! (катастрофически мало по сравнению с огромными просторами России)
В какой нибудь Великобритании, которую на глобусе надо искать с лупой и то наверное больше.
  
#25 | Анатолий »» | 20.06.2015 19:31
  
0
По Клубу в Великобритании не нашел данных. Зато нашел данные по Швейцарскому альпийскому клубу


В 1913 году клуб состоял уже из 58 секций и насчитывал около 13 000 членов. В дальнейшем организация не переставала расширяться – сегодня CAS состоит из 111 секций со 140 000 участников.

А в ФАР 1525 членов!

Ну так вы больше давайте такие новости журналистам в СМИ

"Подскользнулся, упал, очнулся , гипс".

PS.
Хотя дело конечно не только в этом.
#26 | Леонид »» | 20.06.2015 19:34
  
0
> > потому что это шанс ПРИОБЩИТЬ к альпинизму людей очень далеких от альпинизма

зачем? даже если предположить, что живописание НС кого-то к чему-то приобщит.
Для всех "участников процесса" лучше если "Такие новости мало кто читает"

вы совершенно правы "Именно журналисты через СМИ нам передают разнообразную информацию."
если человек не может воспринять информацию без "живописания" - значит это не его информация. потому-что живописание не добавляет информации, оно добавляет эмоции.
пострадавшему, его родным, друзьям, участникам группы нужны эмоции Васи с пивасиком - как правило нет.

Вот если решить например собирать деньги на лечение среди широких масс - тогда конечно нужна история с живописанием.
  
#27 | Анатолий »» | 20.06.2015 20:07 | ответ на: #26 ( Леонид ) »»
  
0
Да? В самом деле?
То есть вы всерьез считаете что альпинизм должен быть закрытым от общества?

Случайте, это уже попахивает масонством.
Закрытый орден.
Приехали!
Жуть!

Те друг-другу шпаги дарят в знак почестей, а альпинисты золотые ледорубы.

+++

"Вот если решить например собирать деньги на лечение среди широких масс - тогда конечно нужна история с живописанием"

Ну спасибо дорогие, снизошли!
Прижало сильно?.
А так вигвам вам!
Вполне достаточно:

Иванов Иван Иванович 22 мая сего года упал с высоты 2350 метров на горе Эверест. Разбился на смерть.
И все. Больше ничего!
Жуть!


+++

"если человек не может воспринять информацию без "живописания" - значит это не его информация. потому-что живописание не добавляет информации, оно добавляет эмоции".

Нет живописание добавляет информацию, оживляет ее, но не иссушивает ее до приведенного примера.

Человек это не статистическое бюро и не ФАР. Он живой с эмоциями, с душой.
Это не ЭВМ, не жесткий диск.

И не потому что это информация "не его" а потому что информация мертвая, а он живой.

Точно так же он не станет читать:

Иванов Иван Иванович 22 мая сего года взошел на гору Эверест.
И все. Больше ничего.

Такая информация тоже мертвая.


PS.

Подобная информация (приведенный пример) очень близка к информации в книгах в бюро ЗАГСа.
Бесподобное чтиво!
#28 | Леонид »» | 20.06.2015 20:41 | ответ на: #27 ( Анатолий ) »»
  
0
Что значит должен "быть закрытым сообществом"? никто никому ничего не должен. да и альпинизм это не монолитная масса - есть спортсмены, есть любители, есть коммерсанты и т.д. И немного сбоку есть ФАР (или ФАиСУ)
У каждого субъекта свои цели, кто-то заинтересован в приобщении (как правило к своему клубу, или привлечении клиентов), кому-то без разницы, а кому-то - меньше народа - больше кислорода. Ну уж точно никто не станет приобщать за счет живописания НС. Разве что конкурентов пнуть.
Но глубокой общественной значимости в приобщении я не вижу. Довольно дорогое и рискованное развлечение, которым мы занимаемся just for fun (не считая комерсов)

В живописании заинтересованы журнализды и обыватели, но им все равно - что скалолаз сорвался с вершины эльбруса, что бородатая женщина зарубила топором трех собутыльников в бане.
С точки зрения сообщества в СМИ по НС нужна имено сухая конкретная информация, которая не вызовет интереса, но уберет предпосылки для спекуляций.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU