«Дубовый» узел для связывания верёвок

Автор: Кирилл Белоцерковский

Связывать верёвки для спуска быстрее и удобнее всего дубовым узлом.
Узел для связывания верёвок
Узел для связывания верёвок на спуске

— Почему им? Мне нравится грейпвайн!

Во-первых потому, что при достаточной прочности он вяжется значительно быстрее. Например я, когда готовил эту статью, не торопясь завязал грейпвайн за 33 секунды, а дубовый за 14. В толстых варежках на грейпвайн потратил 48 секунд, а на дубовый 13.
Во-вторых, в отличие от грейпвайна или встречной восьмёрки, у него нет концов, которые торчат вдоль верёвки. Когда протаскиваешь узел через перегиб или кусты эти концы так и норовят застрять.
Дубовый узел


Когда вы вяжете любой узел, помните:
завязывайте узел аккуратно, в противном случае он будет слабее (смотри таблицу ниже)
из узла должны выходить достаточно длинные концы (10 диаметров верёвки, но в случае с дубовым — больше)
узел, завязанный на мокрой/обледенелой/грязной верёвке, выдержит меньшую нагрузку

Чтобы дубовый узел был безопасным, оставьте концы длиной 30–50см.

Кому-то он кажется ненадёжным. Их можно понять: после замысловатого грейпвайна, встречной восьмёрки или (дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином, дубовый узел выглядит чересчур просто и небезопасно. Однако тесты говорят об обратном.

Какой узел прочнее?
В лабораториях Блэк Даймонд узлы проверили на разрыв и выложили на Рок’н’Айс такую таблицу:

Прочность узла, кг
Диаметры верёвок Грейпвайн Встречная восьмёрка Дубовый
10,2мм + 10,2мм
3007
2853
2245
10,2мм + 8,1 мм
1691
1691
1406
8,1 мм + 8,1 мм
1843
1760
1293
текст html-кода

—Аха! Дубовый — самый слабый!

В общем да. Но я не знаю как при спуске создать нагрузку на верёвку в полторы тонны. Да, в узле верёвка теряет часть прочности, но не критично.

Обратите внимание, что в таблице указаны цифры также и для верёвок разного диаметра (10,2 и 8,1 мм). С другой стороны Боб Гейнс (Bob Gaines) в книге AMGA Single Pitch Manual не рекомендует использовать дубовый узел для связывания верёвок с существенной разницей в диаметрах, например 11 и 7мм. Правда без ссылок на исследования.

— Хорошо, а если он развяжется?

Том Мойер провёл серию измерений с разными узлами, верёвками и стропами. Пройдите по ссылке там большая таблица. Я выбрал данные сравнения дубового и «дубовой» восьмёрки:

Узел Как завязан Что случилось Нагрузка, кг (1-й, 2-й, 3-й… разы)
Дубовый
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно
Пополз
635, 879, 902, 938
Верёвка порвалась в узле
938
Пряди параллельны, но не затянуты
Пополз
485, 508, 666, 848, 907
Верёвка порвалась в узле
952
Пряди пересекаются, узел не затянут
Пополз
90, 167, 635
Верёвка порвалась в узле
952
«Дубовая» восьмёрка
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно
Пополз
267, 1034
Верёвка порвалась в узле
1161
Пряди параллельны, но узел затянут плохо
Пополз
131
Тест остановили
1270
Пряди пересекаются, узел не затянут
Пополз
50, 63, 154, 190, 240
Тест остановили
1133

— Стой, что за «Дубовая» восьмёрка появилась?


Иногда люди «для пущей безопасности» вяжут не проводник, а восьмёрку. Как видно из таблицы, она ползёт при меньших нагрузках.

Никогда не используйте «дубовую» восьмёрку для связывания верёвок!

А вот так (при нагрузке выше 600кг) ползёт дубовый узел:

Именно поэтому важно оставлять концы достаточно длинными. Но, повторюсь, при спуске у вас не получится с такой силой нагрузить верёвку.

Если вы параноик и считаете, что за завтраком съели лишнего, завяжите ещё один узел на оставшихся концах. С ним узел никуда не сдвинется:

Во всех остальных случаях для связывания верёвок самый прочный узел — грейпвайн.

При работе с верёвкой всегда завязывайте узлы на концах. При спуске без них вы можете проехать конец верёвки. А на скалах, уронить напарника упустив конец верёвки. Возьмите в привычку вязать узел.

Источник: https://alplager.kz/edk/

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Андрей Бузик »» | 18.04.2015 01:59
  
1
В предыдущей статье (о дубовом узле для связывания верёвок на спуске) я напомнил, что на свободном конце верёвки обязательно нужно вязать узел. О нём и поговорим.

На многоверёвочном маршруте один конец верёвки привязан к лидеру, второй обязательно к вам (если вы лезете в двойке) или к станции.
Если вы лазаете по скалам или на скалодроме, то один конец верёвки привязан к тому, кто лезет, а на втором обязательно завяжите узел.
Когда спускаетесь по верёвке, обязательно завязывайте узел на конце.
Почему? Потому что на мультипитче вы можете выдать напарнику всю верёвку. Совсем всю. При срыве конец верёвки может проскочить сквозь руку и страховочное устройство (если это не Гри-Гри, что вряд ли).
На скалолазном маршруте, если он немного длиннее, чем полверёвки, без узла вы можете упустить напарника. Такие случаи не редкость.
При спуске по верёвке без узла на конце можно проехать его и упасть.

— Ну хорошо, узел. А какой? Восьмёрка или проводник?

Вяжите восьмёрку, когда закрепляете верёвку на нижнем участнике или на станции. Это, как я говорил, происходит на многоверёвочных маршрутах. В остальных случаях используйте половинку грейпвайна:
Положите верёвку на ладонь
Сделайте три оборота
Конец верёвки пропустите в получившиеся кольца

— А мне восьмёрка кажется кондовее и ближе к сердцу!

На восьмерку уходит больше верёвки, и она разбалтывается к моменту, когда первый участник доезжает до конца верёвки. Половинка грейпвайна — нет.
Теоретически восьмёрка может застрять в восьмёрке (спусковом устройстве), если вы отпустите руки и попытаетесь с разгону проехать узел. Но:

1. вы ещё пользуетесь восьмёркой? Переходите на корзинки, они во многом лучше.
2. вы ведь вяжете схватывающий узел ниже спускового устройства? Сквозь него не проедет.

Возьмите в привычку вязать узел на свободном конце верёвки. Даже если спуск кажется короче, всё равно завяжите. Рано или поздно пригодится.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU