Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)

МЛАЭ 2015

Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)


С 25 февраля по 15 мая 2015 года под флагом Русского географического общества пройдет Морская ледовая автомобильная экспедиция из США в Россию через Берингов пролив и далее вдоль арктического побережья в Дудинку.

Успешно проведены пять этапов поекта, практически все в соответствии с заявленными графиками, поставленные перед каждым этапом задачи выполнены, травм и обморожений у участников не было, отснят богатый фото- и видеоматериал.

Заключительный переход через Берингов пролив весной 2015 года, по общему мнению, является одним из самых непредсказуемых, что обусловлено невероятно высокой степенью подвижности дрейфующих льдов в этой акватории. Успешное его преодоление с последующим пробегом вдоль практически всей азиатской части арктического побережья России будет весомым подтверждением передовых позиций России в области не только освоения высоких широт, но и заботы о сохранности легко ранимой природы Арктики

Планируется выпустить книгу-альбом, а также создание фильма, который сведёт воедино все этапы этого уникального кругосветного похода не только в контексте спортивных достижений и технической подготовленности автомобилей и команды, но также и истории освоения Арктики, зачастую такой драматичной.

Основные участники экспедиции:



1) Елагин В.И., руководитель, главный конструктор, геолог;

2) Обиход В.Н., главный механик;

3) Шкрабкин А.А., водитель-механик;

4) Козлов Николай Николаевич, механик

5) Скляров Виктор Васильевич, IT-специалист, связь, навигация

6) Ушаков А.Н., фотограф, водитель

http://www.yemelya.ru

+++

Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2015)

www.yemelya.ru

Север


25 февраля 2015 г. 18:00 UTC-9, Анкоридж, ул. Рэббит Крик (Кроличий ручей), дом Брайена Риипа.


Приходим в себя после 20 часов чистого лёту, закупаем продукты под мудрым руководством жены Брайена Лены. Из окон дома, стоящего на склоне холма открывается красивый вид на море, Анкоридж, вдалеке виднеется красавица Мак-Кинли. Вчера нам везло, над Гренландией было чистое небо и мы насладились созерцанием величественной панорамы. Потом везение продолжилось, и, невзирая на мрачные предсказания консульских офицеров и моего старшего брата, мы провели в очереди на границе не обещанные 2 часа, а всего 15-20 минут, ввоз оружия оформили ещё за 10, не довелось нам испытать себя и стоянием в знаменитых Нью-Йоркских пробках. Зато удалось вдалеке разглядеть небезызвестную огромную тётку из бронзы. Всё хорошо, только спать уж очень хочется, как американцы живут в этом времени, понять нормальному человеку не представляется возможным. Вон, пожалуйста, у нас время и часовые пояса тусуют начальники как хотят, и народ счастлив. Погода в Анкоридже тёплая, мерзость всеобщего потепления докатилась и сюда, старт знаменитой тысячемильной гонки на собачьих упряжках перенесён в Фэйрбэнкс, чувствительно севернее. В Барроу тепло, но уже на арктический манер, не 30, а только 15 градусов мороза. Вылетаем в Барроу 27-го, груз колёс и остальной мелочёвки уже там, так что теперь дело за нами. Всем привет и до связи.

В. Елагин.

Комментарии (31)

Всего: 31 комментарий
  
#15 | Андрей Рыбак Администратор »» | 30.03.2015 15:02
  
0
29 марта 2015. N67°18,869’, W172°07,183’, ODO 1077, -22°С, 1015 mb.

Утро морозное, -28°С, ветер по-прежнему северный, как заказывали, а дрейф прекратился. Вот так, океан живёт своей жизнью. Идём гулять в сторону полыньи, в надежде увидеть хоть какие-нибудь изменения в арктической мизансцене. Нилас в толщине основательно прибавил, ночью был мороз около 30°, у Шкрабкина ночью замёрзли ноги, а это самый верный признак хорошего мороза. По результатам прогулки решаем ехать, сначала полными караванами, в местах же совсем слабого льда машины перегонять отдельно, а прицепы потом забирать верёвкой, её у нас около 800 метров. Лёд оказался каким-то совсем мокрым-рыхлым, короче говоря, в середине широкой протоки зелёный караван проламывает нилас. До берегов в любую сторону больше 100 метров, лёд слабый, если автомобиль провалился в движении, выбраться на него в статике дело почти безнадёжное, остаётся только его ломать и лебёдкой или другой машиной тащиться до берега. В общем, развлечение на день-два. Голова лихорадочно работает, как избежать дополнительной трудовой повинности, и в результате на лёд укладываются лесенки, на них сложенные вдвое старые шины (мы ничего не выбрасываем, не только из экологических соображений, но и просто от жадности, вдруг пригодится), в них упираем ноги нашей буквы «Л», красная машина рывком выдергивает нос зелёной из воды на лестницы и та, проламывая на ходу тонкий лёд, на предельных оборотах выскакивает на берег. Потом в течение дня трижды проваливались караваны, их начинало поддавливать дрейфом, в общем получилось настоящее приключение, на берегу же мы со всем нашим хозяйством собрались ближе к ночи. Уже в сумерках, высматривая с высокого тороса полянку поуютнее для ночёвки, заметили невдалеке двух больших медвежат, улепётывавших во все лопатки от большого медведя. Взрослый, похоже готов был поступиться морально-этическими принципами и сожрать того из них, кто похуже бегает. Заметив на торосе группу товарищей, то есть нас, он переключил своё внимание и прямым ходом направился знакомиться к нам. Мы сбегали за ружьём и сразу обрадовались возможности испытать специальную пугалку в аэрозольном баллоне с красивым рожком. Прибор этот орёт так, что в ушах звон стоит ещё долго. Коля Козлов, как самый смелый и опытный в обращении с огнестрельным и звуковым оружием отважно пошёл прямо на хищника. Я умолил его взять меня собой, чтобы был живой свидетель подвига. На холоде в нужный момент, пугалка издала едва слышное предсмертное сипение и приказала долго жить. Похоже, создатели этого замечательного прибора думают, что в холоде медведи не живут, в тепле-то всё работало. На предупредительный выстрел из 12 калибра медведь с интересом остановился, а удирать и не подумал. Вот так и живём, ночью ждём налёта на наши провиантские склады. А полынья, похоже, всё-таки позади. Такие дела.

Всем привет и до связи. В. Елагин.

МЛАЭ 2015
МЛАЭ 2015
  
#16 | Андрей Рыбак Администратор »» | 01.04.2015 17:35
  
0
31 марта 2015. N67°09,682’, W172°03,106’, -18°, 1005 mb, ODO-1105 km, ветер С-З, 5-7 м/сек., очень сыро, белая мгла, торосы более чем основательные.

Со всей ответственностью заявляю – арктическая граница России охраняется идеально. Поля бескрайние торосов, под паром чёрным полынья, медведи злобные в ночи и мгла слепящая в придачу. Вот так-то. И в середине этого ужаса мы, бедные. Сегодня, невзирая на идеальную охрану, мы вторглись всё-таки в пределы территориальных вод и продолжаем двигаться дальше. Чем это закончится, никому не ведомо, но ледовая обстановка нам других шансов, к сожалению, не оставляет. На ночёвку остановились пораньше, в 19:00, последние три дня особенно тяжёлого труда по прокладке пути домой сквозь глубоко эшелонированную оборону измотали ударников окончательно, и возражений по поводу преждевременной остановки в трудовых массах замечено не было. До родных берегов 18 км, продвигаемся со скоростью черепахи, сегодня проехали 14 км, а эффективных только 9, и это ещё не самый плохой день. Прогноз, к сожалению, сбылся, погода испортилась, хочется верить, ненадолго. При движении сквозь поля торошения часто пользуемся нашим главным оптическим прибором – лестницей на крыше зелёной машины, но в условиях белой мглы становится практически невозможной правильная оценка расстояний и толку от неё почти нет. Видели сегодня остатки медвежьей трапезы, часть нерпичьего позвоночника с рёбрами, сам поел и своему постоянному спутнику-песцу оставил. Кому-то радость, а кому-то, сами понимаете… В общем, пищевая цепочка в действии. У нас на ужин строганина из муксуна, отварной рис с мелко порубленными колбасками, чай с конфетками и может быть по 50 граммов за ударный труд. Обиход с Ушаковым сегодня помыли ноги, ходили по снегу красными ногами, я дал себе очередное честное слово присоединиться к ним завтра. Открыто своего превосходства не показывают, воспитание не позволяет, но едва уловимый налёт презрительности, увы, чувствуется. Да писанина эта всё время отнимает, ноги, и те помыть некогда.

Всего хорошего и до связи. В. Елагин.
  
#17 | Андрей Рыбак Администратор »» | 16.04.2015 12:09
  
0
04 апреля 2015. N67°01,111’, W172°43,985’, -20°, 1031 mb, ODO 1188 km.

Позавчера мы выехали на берег, Берингов пролив позади. При выходе на припай к нам подъехали на снегоходе трое молодых людей, помогли пробить последние преграды. А на высоком берегу уже поджидали пограничники, недаром над нами сегодня кружился вертолёт и дважды сбрасывал пятилитровые бутылки из-под воды с землёй-песком. От перевозбуждения мы было подумали, что это ритуал такой, поцеловать сперва родную землю, потом увидели, что к сосуду привязано послание с воззванием блюсти законы Российской Федерации и особенно закон о госгранице. Соблюсти полностью букву закона мешала безнадёжная ледовая обстановка и непреодолимое желание вырваться из хаоса торосов и полыней и ступить наконец, на берег. Нас попросили проследовать в посёлок Энурмино для совершения пограничных формальностей. В посёлковой школе дознаватель приступил к своей нелёгкой работе. Разъяснив мои права и честно сообщив о существовании 51 статьи Конституции, приступил к делу. Часа через два оживлённой беседы лицо его немного смягчилось и он сказал: «вот теперь я допускаю, что ваша группа на самом деле не имела преступного замысла при пересечении священных и неприкосновенных рубежей». Дальше всё пошло добрее, но по-прежнему не очень шибко. Почти сутки напряжённой работы понадобились для детального описания нарушения госграницы в составе организованной вооружённой группы с применением специальных технических средств.

Пока кипела кабинетная работа, коллектив подготовил караваны к дальнейшему движению, мы распрощались с одним прицепом и частью запасных шин. К слову сказать, последняя партия шин-оболочек изготовленных в увековеченном Ильфом и Петровым славном городе Бобруйске не выдерживает никакой критики. Проданная нам партия шин очень плохого качества, несмотря на то, что изготовители были проинформированы, где и в каких условиях они будут использоваться.

Лучшие фотокадры похода, думаю, были сделаны на нашей стоянке в Энурмино. На прицепах каждую перемену играли, прыгали, и принимали всё возможное, чтобы свернуть себе шею наиболее активные представители местной детворы.

А в это время В.Н. Обиход в сопровождении самой недокормленной части команды прошествовал в продмаг, где скупил все запасы хлеба, по которому мы так соскучились. В Америке есть много хорошего, но их хлеб в этот перечень точно не попадает. В магазине наиболее бдительные жители тут же спросили: «а что это вы так здорово по русски шпрехаете»? Оказывается, всё население поселка было оповещено о скором прибытии делегации из Америки, многие даже начали срочно подтягивать свой английский. В деревне есть ГБОУ НОШ, для необразованных сообщаю, что так наше чиновничество придумало называть начальные школы. Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начальная Общеобразовательная Школа. Детей постарше отправляют доучиваться в интернат в пос. Лаврентия или другие центры цивилизации.

Домов есть новых и старых, новые яркие и выглядят повеселее, но в народе уверены, что красота эта, как ей и положено, недолговечна, а старички проскрипят ещё долго. Дизель-генератор на всю деревню один, тот отработал уже три срока, при нас за день останавливался несколько раз. В случае его отказа деревня с 340 жителями, из которых около 120 детей остаётся без электричества. Начальство с мольбами о помощи письма получает, но ответить некогда, занято. Зоя Михайловна, глава администрации посёлка, жутко симпатичная дама лет 25, со всей энергией молодости трудится на своём боевом посту. Распрощавшись с офицерами корпуса пограничной стражи и Зоей Михайловной, двинулись на запад. Такие дела.

Всего хорошего и до связи. Ваш В. Елагин.
  
#18 | Андрей Рыбак Администратор »» | 16.04.2015 12:09
  
0
06 апреля 2015. N67°30,526’, W175°09,233’, -22°C, 1010 mb, ODO-1338 km.

Ветреное утро, сильная позёмка, вокруг солнца радужное гало. Погода такая, что хоть с утра кашу не ешь. Вчера проезжали деревню Нутэпэльмен, 80 жителей, из них 40 детишек и, наверное, 80 собак. Деревня похожа на канадские, чистенькие нестарые дома на стальных сваях. Водоснабжение – блоки пресного льда, которые трактор развозит по домам. Живут национальными промыслами, добычей морского зверя, рыбачат, летом заготовка даров природы. У деревни квота на 30 моржей, есть китовая, но нет мощного трактора, который мог бы вытащить на берег тушу гренландского кита, поэтому приходится довольствоваться серыми, и то если те пожалуют в прибрежные воды. Зайцев временами бывает так много, что слабонервные представительницы прекрасного пола хватаются за сердце, когда тот выскакивает из-под ног и удирает в тундру. Добрые люди разобрали нас по домам, пустили помыться и напоили чаем. Самые заскорузлые из наших после помывки стали мёрзнуть, говорят, смыли жир, накопленный непосильным трудом и вот вам результат. Теперь опять дней сорок терпеть пока тепло станет. Ошибки, недопустимые для людей с таким опытом. А другие рванули в магазин, купить курицу и колбасы, а то всё корюшка да корюшка, знаете, такая, свежая, с икрой… Перед нами на машинах с подобными колёсами едет агитбригада баптистов, их задача местных язычников обратить в свою веру. Мы бессовестно пользуемся их следами, по утоптанному снегу ехать намного легче. Те, в свою очередь, мечтают, чтобы мы впереди ехали и нам постоянно приходится делать вид, что стоим вынужденно на ремонте или нас задерживает этот «гад оператор» со своей съёмкой. Вчера вечером к нам на огонёк заскочил проезжавший мимо медвежий патруль фонда дикой природы. Поужинали, попили чаю, прослушали интереснейшую лекцию про повадки белых медведей. В настоящий момент эти джентльмены заняты подсчётом количества медвежьих берлог в округе. Проверяется каждое подозрительное место очень просто, подходит человек в к дырочке в снегу и палку туда засовывает. Ежели оттуда никто не шипит возмущённо или не выскакивает, значит не берлога. Оружия не берут, считается неприличным для серьёзных людей. Серьёзные люди – это Сергей лет сорока с ассистентом, дядей Фёдором, лет семнадцати. Порадовались, что такие люди есть у нас. А мы, что мы – дальше на запад, до дому, не избегая встреч, конечно с такими людьми.

До связи. Ваш В. Елагин.
  
#19 | Андрей Рыбак Администратор »» | 16.04.2015 12:10
  
0
09 апреля 2015. N69°38,208’, E176°52,321’, -20°, 1011 mb, ODO-1800 km.

Мы в восточном полушарии. Смешно, стоя у стелы 180° на зимнике, лицом на север, справа будет восток, но западное полушарие, а налево запад, но восточное полушарие. Хоть в магазин беги за жидкостью для промывки мозгов, но его поблизости, к счастью, нет. Проехали вчера посёлок на мысе Шмидта, раньше это был мыс Северный, но после того, как О.Ю. Шмидт героически сумел утопить неподалёку ледокол, что непросто, мыс переименовали в его честь. Так нам рассказал местный краевед и геофизик Виктор Иванович. Посёлок присмерти, от былых 4000 человек населения осталось 55, но два милиционера с капитанскими погонами материализовались в течении буквально четверти часа после нашего появления в населённом пункте. Продолжительность нашего пути по России до Дудинки, где планируется завершение похода, около 5000 км, интересно, встретится ли хоть один населённый пункт, где у нас не проверят документы. Впечатление такое, что шпионы тут кишмя кишат, и все сотрудники милиции-полиции и прочих служб переведены на особенно бдительный режим работы. Удивительно кстати, почему в этих службах сотрудники, а в минобороны просто солдаты, а не сотрудники министерства обороны. На этот раз обошлось, уехали в тундру. Видимость отвратительная, позёмка, глубоченные колеи от Уралов, мучения закончились только с наступлением темноты, когда в свете мощных прожекторов из светодиодов от “Prolight”, хорошо виден зимник, тут все так ездят, когда делается белая мгла. Меньше чем за сутки проехали около 200 км, остановились на ремонт, укрепить кронштейн крепления средней подушки двигателя зелёной машины. Четыре года бедняга идёт впереди, прокладывая дорогу, и нагрузки на эти узлы запредельные. Ремонт – простецкая слесарня, два часа, обедаем и едем дальше. Мечтаем о Певеке, вдруг там найдётся баня, куда нас пустят, до него ещё около 300 км. Погода прояснилась, всё хорошо.

Всем привет и до связи. В. Елагин.
  
#20 | Андрей Рыбак Администратор »» | 16.04.2015 12:10
  
0
12 апреля 2015. N69°42.057’, E170°15.407’, -15°, 1010 mb, ODO-2165 km.

Мы в Певеке. Одолели 550 км непростого зимника с довольно крутыми перевалами. Зимник в настоящем случае, это по большей части канава в снегу, продранная до бедной тундры огромным бульдозером, за которым волочатся грузовики. После прохождения колонны вскоре задул сильный ветер, соорудивший в этой канаве косые гребни из снега высотой до метра, а то и больше. Гребни ветром же быстро уплотняются и становятся непроходимыми даже для таких проходимцев как мы. Не унываем, объезжаем, лопаты не достаём пока, справляемся. Погода испортилась и мы перешли на двухсменный режим работы. Неизвестно, кому легче ехать, дневному или ночному водителю. Преодолению перевалов особую пикантность придавало то обстоятельство, что с целью предельного облегчения машин и за ненадобностью при езде по дрейфующим льдам с машин были сняты нормальные тормоза и заменены на один трансмиссионный тормозной суппорт. Так что при затяжных спусках, особенно с боковыми уклонами, что тоже большая проблема для наших сверхмягких шин, мастерство водителя вызывало такой неподдельный интерес и сопереживание у членов экипажа, что подсменный водитель под разными благовидными предлогами спал не раздеваясь, лелея тайную надежду покинуть вовремя кибитку удалую в случае её падения в пропасть. Но Господь милостив, едем по красивой долине, кажущейся вдвое красивей, потому что перевалов больше не предвидится. Тундра вся буквально истоптана зайцами, помёт их в промышленных количествах разложен по тундре, но самих его владельцев не видать. Только Обиходу ночью вдруг довелось проезжать мимо заячьей брачной тусовки с числом приглашённых на неё не менее двухсот. Свадьба так свадьба! Лиса-красотка не торопясь вышагивала по тундре, экспедиция наша интереса у неё ни малейшего не пробудила. Подъехали к пос. Комсомольский, жутковатое место, здесь добывали россыпное золото, всё в отвалах пустой породы, брошенные дома, преобладающие цвета грязно-серый и чёрный, других попросту нет. Посёлок закрыт, ещё бродят какие-то тени, но пульс уже не прощупывается. В Певеке нас встретили хорошо, отвезли-сопроводили к центральной площади и показали гостиницу. Молодой джентльмен по имени Сергей оказавшийся главным пограничником Певека, одним телефонным звонком решил вопрос нашего размещения и через полчаса мы уже обустраивались в хорошей трёхкомнатной квартире золотоискательской артели «Майский». Эта же компания поддержала нас топливом. Их главный финансист и экономист Александр Куценко навестил нас вечерком и мы прекрасно провели вечер за разговорами о Севере. В Певеке же мы совершили со специально командированным сюда офицером таможенные формальности и теперь нам надо только «закрыть границу» в Дудинке. В том краю нас уже ждут, звонили и пугали «глобальным потеплением», мол зимники вот-вот дадут под себя и мы зависнем в тундре до ноябрьских. Будем поспешать, а там как карта ляжет, что в Москве пробки, что тут зимники, одни нервы кругом. Поздравляем всех-всех со светлым праздником Воскресения Христова и до связи.

Ваш В. Елагин.
  
#21 | Андрей Рыбак Администратор »» | 16.04.2015 12:10
  
0
13 апреля 2015. N69°42.057’, E170°15.407’, -15°, 1010 mb, ODO-2165 km.

Одометр и координаты те же. Певек. Здесь мы встретили Пасху, познакомились с хорошими людьми, починили сегодня сцепные устройства, заменили пару амортизаторов, заварили один лопнувший от удара в торосах колёсный диск. И.О. начальника морпорта М.П. Каменский пустил нас в мастерские, Вас.Вас. Смирнов (UA0KAV) принял год назад наш груз колёсных лент и сублимированных продуктов, хранил его весь год, А.Я. Куценко поселил в комфортабельной квартире, С. Филимонов с местного телевидения провёл с нами азартный диспут о международном положении и предлагал помощь третьей власти в вопросах не только нашего политического просвещения, гаишники делали вид, что не замечают машину без номерных знаков на дорогах общественного пользования. В общем, как в сказке. Не как в сказке здесь цены на продукты, коммунальные платежи и зарплаты. Пограничник Сергей осуществлял организационное руководство, и надо сказать откровенно, без его помощи всё было бы сложнее. Проходит третий день нашего пребывания в цивилизации, мы отдохнули, но не успели ещё полностью расслабиться, поэтому сегодня ночью, без духовых оркестров и рыдания женщин, мы по-английски покинем этот самый северный город страны. Уйдем в ночь, скромно так, по-мужски. Звонили из Дудинки-Норильска, волнуются, просят нестись на всех парах, боятся скорой весны. Народ интересуется нашей техникой, так хорошо зарекомендовавшей себя при незаконном пересечении Госграницы, спрашивают, сколько стоит. Потупившись, застенчиво отвечаю, что им нет цены. Растерянные северяне отходят. Но если Емели будут дёшевы и доступны, то кто, спрашивается, будет осваивать эту самую Куваевскую Территорию? Снегу свежего навалило основательно, но ветров сильных пока не было, чтобы превратить пушистый снег в противотанковые надолбы-заструги. Больше задерживаться нигде не планируем, но помним твёрдо, Кто всем располагает.

Ещё раз всех с Праздником и до связи. Ваш В. Елагин.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU