Сергей Шпиз проделал большую аналитическую работу - http://www.risk.ru/blog/203502 . Но исходный материал – список погибших альпинистов с 1955 по 2009,- выбран для такого анализа не корректно. На это указывали многочисленные комментаторы его анализа. Действительно: НС со смертельным исходом - надводная часть айсберга. Основная же часть различных опаснейших ошибок, допускаемых альпинистами, и могущих привести к тяжелым последствиям, но по стечению обстоятельств закончившихся не фатально, осталась не учтенной.
В комментариях многократно высказывалось неоспоримое мнение, что безопасность в альпинизме напрямую зависит от знаний и умений альпинистов, приобретенных в процессе предшествующих зачетным восхождениям учебных занятий и учебных восхождений, т.е. от качества обучения альпинистов, и в первую очередь на этапах НП и СП. "Кто виноват и что делать?".
«Кто виноват?»
Автор упомянутой статьи утверждает, что виновата разрядная система. "Система стимулирует сходить горы, а не выучить навыки. " - пишет Сергей в комментарии
(Sergey Shpiz, 28.11.2014 21:15 )Т ак ли это?
Загляните в Учебную программу подготовки альпинистов, являющуюся неотъемлемой частью разрядной системы. В программе четко расписано, какие знания и умения должен на каждом этапе подготовки от НП до СМ приобрести альпинист на учебных занятиях до совершения зачетных восхождений для достижения соответствующего квалификационного уровня и выполнения норм очередного разряда. Требования программы минимизированы до предела. Но выполняется ли на практике эти требования? Вопрос риторический. Ответ знают все: часто не выполняются.
Не секрет, что занятия проводятся не в полном объеме, или вообще не проводятся. Отметились на скалах и льду- и быстрее на восхождения! Стало обычным скальные занятия в горах вообще не проводить. Поводы:
-дома участники на скалодроме лазали или на скалах по месту жительства,
- в этом году были в Крыму, по скалам там лазали...
И то, что лазание в скальных туфлях на скалодроме искусственном или естественном отличается от лазания в ботинках и кошках по разрушенным, заснеженным и обледенелым скалам на восхождении, а плоскостной рельеф фанерных скалодромов и "домашних" спортивных дорожек - от гребешков, щелей, каминов и внутренних углов реального маршрута в горах, - в расчет не берется.
Так же "хромают" проводимые в горах занятий по передвижению и страховке по снегу и льду. Часто инструктор, сам не умея хорошо стоять на льду, с первых шагов учит подопечных передвигаться на 45 град склонах фактически ложась на склон, "ползком по пластунски", с двумя ледовыми инструментами, тогда как такой лед должен легко и непринужденно проходиться "ногами" при вертикальном положении корпуса альпиниста и с одним ледорубом, изготовленном для самозадержания.
На этапе НП2 в горах учебной программой предусмотрено 70 часов учебных занятий (всего 117, из них 47 - восхождения). Даже если заниматься по 10 час в день, это семь! дней учебных занятий. Сколько мы видим по факту на различных альпмероприятиях - от силы 3 - 4 дня. Т.е. половина занятий не проводится или проводится поверхностно.
О ведении учебной работы дома, до выезда в горы, вообще речь в большинстве клубов и федераций не идет. А ведь бОльшая часть учебной работы должна вестись до выезда в горы! На этапе НП2 программа требует 314 часов учебно-тренировочных занятий до выезда в горы. Проводятся ли они? Чаще всего это несколько общих лекций и не регулярные тренировки на скалодроме.
Почему учебная работа в подготовительный период (до выезда в горы) не ведется или плохо ведется на местах: в секциях, клубах, федерациях? Причин много. Вот одна из них. Новое поколение инструкторов часто отказывается работать бесплатно. Но, если разобраться, то и не может: в Школе инструкторов вопросы работы в секции до выезда в горы вообще не затрагиваются!
Появилась значительная категория альпинистов, не состоящих ни в секциях, ни в клубах. Дома они готовятся по своему пониманию и представлению, а в горы едут на "чужие сборы".
Если человек не готовится или готовится плохо дома к выезду в горы, то тем важнее в горах дать полноценный учебный цикл занятий, затронув не только обусловленные программой темы для основного периода, но и часть наиболее важных тем из подготовительного периода! Делается ли это? Тем более- нет!
И виновата ли в этом разрядная система? Нет, конечно. Виноваты руководители и инструктора альпмероприятий, идущие на поводу у участников. Они едут в горы за деньги этих участников, и поэтому считают, что прежние отношения инструктор- альпинист должны в условиях развитого капитализма замениться отношениями гид-клиент, когда «клиент всегда прав». А клиент по своей неразумности и незнанию хочет быстрее на маршрут, быстрее клеточки закрыть. И выдаются такому клиенту после сбора протоколы соревнований о выполнении разряда. НО ВЕДЬ РАЗРЯДА ТО ОН НЕ ВЫПОЛНИЛ: не достиг требуемого квалификационного уровня!
«Что делать?»
Наказывать руководство официальных (зарегистрированных в ФАР) альпмероприятий и инструкторов за нарушение учебных программ и выдачу липовых протоколов соревнований. Вплоть до лишения инструкторского звания. Для контроля за выполнением учебных программ возродить институт уполномоченных представителей федерации в горном районе. Им же поручить разбор НС, проверку соответствия организации АМ Правилам и др. важные функции.
Но как же участники, и их пожелания отказаться от учебных занятий и учиться во время восхождений? Ведь кто платит - тот и музыку заказывает! В нашей Горной школе - http://www.risk.ru/blog/202861 мы объясняем:
«Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь! Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим просим к нам не обращаться. В этом случае вам нужен не инструктор, а гид. Но и о разряде тогда речь идти не может.» И даем адреса гидов.
Необходимо с первых шагов разъяснять участникам, что разряд присваивается не за восхождения, а за достижение квалификационного уровня, обусловленного выполнением учебной программы в полном объеме!
Наша Горная школа - http://www.risk.ru/blog/195224 создавалась с целью улучшить обучение альпинистов до выезда в горы и в горах, дать то, что сегодня не могут дать на местах. У нас есть для этого снаряжение, транспорт, инструктора, учебные маршруты и желание работать.
Выход в сложившейся ситуации видится в создании системы школ, аналогичных нашей, куда участник из любого региона может приехать в высвободившееся у него время и получить необходимые знания и умения, исправить ошибки техники передвижения в горах, достичь необходимый квалификационный уровень, сдать необходимые зачеты, подготовиться и совершить учебные и спортивные восхождения.
Радует, что в необходимость нашей Школы поверили не только начинающие альпинисты, но и перворазрядники, кмс. В этом году наиболее популярные среди них курсы: "Базовый. Корректировка техники лазания по скалам", "Трэд", "Передвижение на ИТО", "Подготовка и совершение восхождений 5 к.сл. (первая "пятерка"). Программы 2015 г.Действующая разрядная система далека от идеала, требует изменений и совершенствования. Но она НЕ способствует аварийности, как утверждает Сергей: аварийности способствует её нарушение, в первую очередь - не выполнение требований учебных программ- неотъемлемой части разрядной системы.
А по причинам НС в альпинизме, повторюсь: иногда их очень трудно установить. Я говорил уже:
"Много товарищей ушло и не вернулось… До сих пор переживаю гибель на К2 Леши Харалдина, Саши Пархоменко и Димы Ибрагим-Задэ, хотя и прошло двадцать лет.
Сам дважды чуть живым оставался с серьезными травмами, в переделки не раз попадал.
Можно ли извлечь уроки из чужого опыта? На эту тему много споров, в том числе и на Риск.ру. Примитивно – можно! Страхуйся, не нарушай принятые нормы безопасности, и будет тебе счастье! Но, пережив не одну смерть опытных друзей-альпинистов, начинаешь понимать, что не все так просто и однозначно! Есть видимые причины НС, но есть и скрытые, мистические что ли, которые в какой-то момент заставили опытнейшего альпиниста допустить роковую ошибку. Да и не все в горах зависит от нас. Иногда оказываешься перед выбором, как Илья Муромец перед камнем: «Налево пойдешь – голову потеряешь, направо пойдешь – шею свернешь, прямо пойдешь – точно погибнешь, а назад тебе дороги нет!» И выбирай из нескольких зол меньшее. Угадаешь – пронесет, не угадаешь – значит, сегодня не твой день!
Как в СССР была поставлена система безопасности! Расследования специально создаваемыми комиссиями на месте каждого НС; детальный анализ с выводами и наказаниями; обнародование повсеместно результатов этой работы с доведением до каждого альпиниста причины каждого НС. Но смертей меньше не становилось (исключения – искусственные ограничения и запреты на восхождения, снижавшие показатели). Поэтому, когда происходит НС в горах, я не пытаюсь искать поверхностную причину. И тем более кого-то судить. Да, надо знать опасности гор, надо изучать и знать причины НС и стараться не повторять чужих ошибок. Надо много чего знать, уметь, не допускать. Но это не всегда спасает. И это надо тоже знать.
Сейчас «знатоки с одной горой в активе» прицепятся к этому моему высказыванию, начнут обвинять, доказывать, спорить. Пусть спорят. Можно заниматься самообманом. Но важнее знать правду. Нужно быть честным с собой и своими близкими, понимать, что мы занимаемся опасным делом. Может, это понимание убережет больше, чем самообман типа «я выполняю правила безопасности, и поэтому со мной ничего не произойдет!»