Небольшой рассказ с картинками от казахстанского альпиниста Кирилла Белоцерковского по недавней вылазке в Альпы
Маттерхорн, вид с озера Риффельси.
В Европу меня позвал мой товарищ Сергей Попов. Помните я писал пост про восхождения в летнем сезоне 2012 и про восхождение на Талгар? Так вот, это он. Естественно, одним Маттерхорном дело не ограничилось. В процессе акклиматизации и для расширения кругозора мы сходили на Брайтхорн (4164 м), Кастор (3920 м) и прошли траверс Лискамма (4527 м).
Брайтхорн
Брайтхорн — вероятно, самая посещаемая гора в Альпах. Из Церматта все доезжают на канатной дороге до станции Маленький Маттерхорн (Klein Matterhorn), откуда примерно за час можно подняться на вершину. Мы же прошли полутраверс Брайтхорна, то есть поднялись по западному склону на Западную же вершину, по гребню прошли до Центральной и перед Восточным Брайтхороном свернули направо, в Италию. В тумане Италия казалась пологим ледником с ледопадом в нижней части. На спуске случайно наткнулись на Rossi e Volante Bivouac — одну из множества хижин, построенных для удобства альпинистов. Хижина оказалась крепко сбитым скворечником, стоящим на краю 100-метрового жандарма. Нары в два этажа, стол, скамейка. Чисто и прибрано. На нарах одеяла и подушки. На стене копилка, в которую нужно положить 10€ за ночь. В общем, сутью напоминает Коронскую хижину в Ала-Арче. Очень понравилось.
Погоды стояли туманные.
На следующий день попытались подняться на Кастор. Видимости было метров 5, так что пока на снегу были видны следы, мы шли. А как следы закончились, так сразу и встали, так как непонятно куда идти. Немного посидели, и стало ясно: нужно идти вниз. Вниз пошли к хижине Guide della Val d’Ayas.
Восхождение на Кастор
Отдельно про хижины. Они больше напоминают гостиницы. Двух-, а то и трёхэтажные постройки с электричеством, рестораном и бесплатным доступом к интернету. Здания все добротные, стоят на массивных фундаментах. В Guide della Val d’Ayas, например, может одновременно жить до 80 человек. Таких хижин на итальянской стороне 56 (!) штук.
Кастор
В хорошую погоду Кастор оказался большим снежно-ледовым склоном. В нашем случае больше снежным. За пару часов дошли до вершины. Далее по гребню на восток, в сторону Лискамма и хижины Rifugio Quintino Sella.
Гребень простой и зрелищный. Хижина ещё больше предыдущей. Дело было в пятницу, и она была плотно забита разговорчивыми итальянцами.
Лискамм
Лискамм
Переночевали и утром в окружении толпы местных любителей этого дела двинулись вверх. По большей части все шли на Кастор, мы же были самой поздней связкой, шедшей на Лискамм.
Маршрут восхождения на Лискамм
Лискамм — большая гора. Максимальная высота 4527 метров и протяжённый (около 5 километров) гребень делают его непростым. В некоторых местах на гребне умещаются только две ступни, так что приходится балансировать при ходьбе. При сильном ветре, стоит полагать, это будет весьма занимательно. На гребне я постоянно вспоминал про «комсомольскую страховку» (это когда в случае срыва одного из участников другой прыгает на противоположную сторону гребня). Один раз мой напарник собрался было укатиться, и я почти прыгнул. Но он вовремя передумал, так что и я успел пойматься за гребень.
Спуск с Лискамма
С Лискамма спустились на швейцарскую сторону по леднику Горнер, по дороге выпив чаю в Monte Rosa Hutte. Не перестаю удивляться этой ситуации: кругом ледник или, в лучшем случае, морена, а посреди стоит трёхэтажное здание с летней площадкой, чаем и вкусной выпечкой.
Ледник Горнер
На последний поезд до Церматта опоздали. И, знаете, не жалко. Утром нам показывали потрясающе красивый Маттерхорн.
Маттерхорн
Восхождение на Маттерхорн по ребру Хёрнли трудно назвать технически сложным. Даже не смотря на то, что в тумане мы лезли почти полностью по гребню (который по большей части обходится по тропе), оно не очень сложное. Но чертовски длинное. Хижина Хёрнли сейчас ремонтируется, так что мы жили в Solvay Hutte — эта небольшая хижина на 10 мест находится в середине маршрута. Вокруг пахло общественным туалетом, внутри мусор и беспорядок. Сразу видно — место популярное. Я взял лопату, почистил снег от испражнений, убрались дома и сразу стало лучше. На полке нашёл бортовой журнал. В нём много знакомых фамилий: Розов, Ручкин, Провалов, Селиванов, Клебанский. Я тоже скромно записался.
Восхождение на Маттерхорн
Весь маршрут оборудован шлямбурами, тросами, канатами и спусковыми кольцами. Главное их найти. Мы шли строго по ним только в самой верхней части гребня, где уйти в сторону сложнее, чем вверх.
Гребень Хёрнли на Маттерхорне
Подход к вершине Маттерхорна
На вершинном гребне карниз с тропой. В одном месте тропа (вместе с карнизом) прерывается метровым промежутком. Видимо кого-то карниз не выдержал.
Восхождение на Маттерхорн
Под вершиной стоит большой крест. Чуть ниже стоит статуя святого Бернарда. Я вероломно за них страховался.
Вид с вершины Маттерхорна
Спускались по пути подъёма. По ходу нашёл правильную дорогу, по которой нужно было подниматься. Она идёт слева от гребня (если идти вверх). К тому времени, как мы спустились, канатка до Церматта уже перестала работать. Можно было идти пешком, но мы остались в Шварцзи — отеле рядом со станцией канатной дороги. Там… а впрочем, там альпинизм уже закончился.
Через три дня после возвращения я повёл группу в ущелье Средний Талгар с тем, чтобы сходить на пик Талгар. Под гору пришли, но по ряду причин не полезли. Об этом отдельно и чуть позже.