16 августа спелеологи из Приангарья вернулись из северной экспедиции в верховья Лены. Итоги этой работы они оценивают как революционные. Ученые обнаружили 16 самых северных пещер в России. Кроме того, им удалось взять пробы отложений, по которым можно понять, как происходило развитие вечной мерзлоты. Корреспондент «Русской планеты» встретилась со спелеологами в Иркутске.
Большая геологическая удача
– Во-первых, нам повезло, что мы в принципе попали на место назначения, — перечисляет удачи экспедиции ее руководитель, председатель секции спелеологии Иркутского областного отделения Российского географического общества Александр Осинцев в разговоре с РП. — Ведь у нас была всего неделя. И все эти считанные дни мы могли, например, попросту провести в аэропорту Тикси в ожидании подходящей для вылета погоды. И это при очень высокой стоимости такой экспедиции. А погода выдалась отличная. Вообще весь наш маршрут до самых северных в России пещер сплошь состоял из переездов и перегонов на перекладных, где ни в чем не было стопроцентной уверенности. Так что тот факт, что экспедиция вообще реализовалась и мы добрались до Заполярья — уже большая удача.
Всего неделя на весь поход — потому что в составе команды было семь специалистов из трех стран: России, Англии и Швейцарии. И графики работ всех семерых нужно было скоординировать между собой.
– Вообще изначально наши иностранные коллеги эту затею посчитали чистой воды авантюрой, — продолжает Осинцев. — Если в любой другой спелеоэкспедиции вы представляете, куда едете и что найдете, есть хотя бы приблизительная карта местности, то здесь нам предстояла поездка в полнейшую terra incognita. Не было ни рассказов жителей о местных пещерах, которые обычно становятся серьезным подспорьем, ни сколько-нибудь актуальных карт. Вероятность того, что нам в принципе удастся найти пещеры, была очень низка. Многие академические ученые ставили под сомнение сам факт их существования в этих местах. А мы сами в Арктике работали впервые.
В итоге ученым удалось обнаружить 16 совершенно неизведанных до этого пещер. Глубина самой большой из них достигает 52 метров. В мире есть только одна пещера, расположенная севернее этих: на Шпицбергене. Внутри спелеологам удалось взять пробы пещерных отложений рекордной толщины — до 30 см.
– Если в Арктике удалось взять пробы — это уже совершенно точно научное открытие. Ведь Север — это великий архив, не подверженный никаким изменениям на протяжении тысячелетий. В этом холодильнике исходная информация хранится в блестящем состоянии, — говорит Александр Осинцев. — Что нам дадут результаты исследований? Не секрет, что рано или поздно весь Север упадет. А что у нас находится в зоне вечной мерзлоты? Какая инфраструктура? Правильно, промышленные объекты, военные базы, жилье, целые города. Не говоря уже о проектах по добыче полезных ископаемых. А как все здания и сооружения в зоне вечной мерзлоты устанавливают? Они стоят на сваях, чтобы непосредственно под ними циркулировал воздух, оттого и лед под сооружениями не тает. Тем не менее, в определенный период времени деградация льда все же начнется. И все буквально «поедет». Оттого так важно знать, с какой цикличностью меняется климат в нынешней зоне вечной мерзлоты, когда именно и каким образом начнется ее деградация.
В существовании этих пещер многие ученые вообще сомневались. Фото из архива Александра Осинцева
Потеплеет или похолодает?
Открытия Александра Осинцева и его коллег могут значительно дополнить или даже перевернуть нынешние знания о глобальном потеплении. Сейчас в прогнозах разных ученых идет очень большой временной разброс: одни говорят, что необратимые изменения климата на Земле начнутся уже в 2020-2030 годах, другие откладывают апокалипсис еще на тысячелетия.
– Я больше 30 лет наблюдаю климатологию в байкальских пещерах. Сейчас определенно происходит потепление климата, лед тает. К примеру, в Большой Байдинской пещере — по 10,8 см ежегодно, а в Малой — 1,7 см в год. В пещере Ая до недавнего времени была огромная наледь в 226 квадратов площадью и толщиной до 2,5 метров. И с таких вот размеров глыба целиком растаяла за два десятка лет, — рассказывает корреспонденту РП геолог Ирина Тимофеева. — Может ли оттаять лед во всех пещерах? Безусловно, если нынешний тренд сохранится. И, похоже, его не переломить, он уже стал мировым. Схожие перемены отмечают в восточной Европе: к примеру, в Румынии в пещере Скаришоара.
Если все льды на нашей планете растают, говорят эксперты, уровень мирового океана вырастет еще на 165 метров. Российский север будет затоплен, половина Европы уйдет под воду, как и Нью-Йорк и Вашингтон.
– К 20-30-м годам нашего столетия температура на Земле вырастет еще примерно на один градус по Цельсию, а к концу века и вовсе на два. Погода станет экстремальной: короткие холодные зимы будут сменяться продолжительным жарким летом, а в межсезонье жара и холод будут чередоваться буквально каждые сутки. Весна и осень останутся в прошлом. В итоге миллионы людей, населяющих побережье, погибнут в результате регулярных наводнений, выжившие начнут спешное переселение, — комментирует «Русской планете» геоисторик Игорь Веледеев. — Базовой проблемой станет пропитание. К середине столетия урожайность зерновых культур снизится на четверть, после прогрессия станет еще динамичнее. Большая часть рыбы мигрирует на север, а в тропиках улов упадет вдвое. Эти перемены неминуемо приведут к конфликтам между государствами.
Между тем, буквально осенью 2013 года европейский спутник Cryosat зафиксировал данные, успокоившие всех, кто боялся нового Всемирного потопа. Арктический лед за год не только не растаял, но и вырос наполовину. Наиболее древние пробы, результаты которых есть на сегодняшний день, тоже свидетельствуют: самый теплый «пик» между ледниковыми периодами был пройден 5 тыс. лет назад. После него температура на планете только снижается, а скачков выше не было.
– То есть дело движется скорее к похолоданию, — продолжает Игорь Веледеев. — Согласно этой версии, оно не застанет даже наших праправнуков: тренд растянется на многие сотни и тысячи лет до сколько-нибудь ощутимых результатов.
Новые анализы отложений из пещер с берегов Лены могут подтвердить либо одну, либо другую точку зрения. Но сами спелеологи пока крайне осторожны в оценке своих открытий и поспешных прогнозов стараются не делать. Сейчас пробы отправили в Оксфорд, где в течение ближайших двух месяцев должны быть готовы первые результаты исследований.
– Нашу экспедицию действительно можно назвать пионерской. Затем уже «в бой» пойдут археологи, палеонтологи, геологи и микробиологи. Но и то не скоро, — говорит спелеолог Александр Осинцев. — Сначала мы вновь вернемся в эти края. Но теперь лишь следующим летом. Не исключаю того, что в будущем году нам удастся найти еще более протяженные пещеры, а значит, взять пробы еще более древних времен.
Сейчас иркутская группа ученых занимается в целом исследованиями истории климата, и поход на Крайний Север — часть серии их экспедиций по стране. Сразу после Арктики они поехали в Тайшет, а 5 сентября отправятся на Кавказ. Их цель — взять пробы из пещер по всей оси вращения планеты, хотя бы по России: то есть от самой южной ее точки до самой северной. Ранее они побывали в Монголии, в южной части пустыни Гоби, а также на Байкале, на средней части реки Лены и в национальном парке «Ленские стол