О снаряжении.

Ледобурный трубчатый крюк при установке (ввин­чивании) не раскалывает лед, а вырезает в нем винто­вое отверстие, не создавая во льду напряжений, По этой причине крюк универсален без ограничений: он приго­ден и для натечного льда, и в слабом глетчерном льду (благодаря развитой площади опоры). В связи с этим же и установка крюка не требует больших усилий. Однако для получения описанного эффекта должна быть обеспечена правильная заточка крюка. Если она выполнена правильно, то крюк идет в лед от руки. Для этого также необходимо, чтобы толщина трубки не превышала 1,75 мм, что требует для обеспечения прочности применения легированной стали с закалкой и отпуском или титановых сплавов. Замена их на более легкие сплавы боль­шого эффекта не дает: при увеличении толщины трубки выигрыш в весе снижается, и крюк хуже идет в лед.

Карабин. Треугольная форма карабина, предложен­ная в свое время В. М. Абалаковым, оказалась удачной и до настоящего времени удовлетворяет всем требованиям альпинистов. Необходимая прочность дости­гается за счет ограниченного радиуса двух главных заги­бов (что уменьшает плечо момента изгиба гипотенузы главной скобы), а также достаточного угла и формы за­гиба катета главной скобы, что должно при рывке обес­печивать соскальзывание веревки (или крюка, или друго­го карабина) по загибу во внутренний угол скобы (рис.1 а).
Строго говоря, загиб катета должен иметь форму Архимедовой спирали, чтобы в любой точке внутренней кривой загиба касательная имела постоянный угол К с радиусом, идущим от центра вращения крюка на опоре в противоположном загибе Угол К зависит от коэффициента трения веревки (или крюка) о карабин, и в первую очередь насколько гладкая поверхность карабина в этом месте. Практиче­ски угол X должен быть не менее 20°, а Архимедову спираль заменяют дугой окружности.

Рис. 1 Карабины:

а — схема формы загиба катета скобы. б — рабочее пространство треугольного карабина; в - рабочее пространство трапециевидного карабина

Для сложных восхождений необходимы карабины по­легче и более подходящей для этих целей формы. Облег­чение достигается за счет легких сплавов. Применение алюминиевых сплавов в связи с получившим уже широ­кое распространение титаном можно считать пройден­ным этапом.

При изыскании рациональной формы нужно учесть, что при сложных восхождениях пропускают через кара­бин одновременно не одну веревку. Треугольная форма при работе защелкой дает достаточное место у катета скобы, но под защелкой вторая веревка уже не прохо­дит (рис. 1 б). По этой причине преимущество имеет трапециевидная форма карабина (рис. 1 в).

Некоторое значение имеет возможность работы за­щелкой на нагруженном крюке. При прямолинейной форме гипотенузы главной скобы под нагрузкой скоба расходится (на величину А+С), ее трудно отщелкнуть и еще труднее потом защелкнуть.

При вогнутой скобе можно избавиться от этого недостатка, варьируя величиной вогнутости. Однако вогнутая форма дает меньшую вместимость карабина. Поэтому следует комбинировать некоторую вогнутость с достаточным зазором в замке защелки, компенсирующим деформацию скобы. Для компенсации деформаций скобы под весом альпиниста (до 100 кг) можно обойтись и без вогнутости скобы, только за счет зазора в замке защелки. Нужно отметить, что в вогнутом карабине при рывке защелка разгружена, что также дает определенные преимущества в прочности и безотказности. Замок защелки не должен иметь острых краев, рву¬щих оплетку веревки и ранящих пальцы. Необходимость предохранительной муфты в карабинах системы сомнений не вызывает. В то же время необходимость муфты на карабинах, находящихся в «работе» на крючьях, следует считать спорной. Быстрота прохождения сложного и опасного участка — это залог той же безопасности, а карабин без муфты удобнее. Если он, кроме того, не имеет и нарезки на защелке, задевающей за веревку, крючья и пальцы, то это можно считать дополнительным преимуществом. Наверное полноценным универсальным решением будет предохранительное устройство, расположенное внутри защелки, не нарушающее монотонности сечения карабина на всем его обороте, или хотя бы съемная муфта, не требующая зазубрин на защелке.

Ледоруб (айсбайль). Слабым местом ледоруба при страховке в рыхлом снегу будет то, что ледо­руб служит недостаточно прочной опорой на случай рывка, причем здесь большое значение имеет длина ледоруба. Исходя из этого соображения, следует осудить применение айсбайлей и ледорубов с укороченным древком для страховки на снегу.

Требования к ледорубу (айсбайлю) с точки зрения страховки на снегу можно сформулировать так:

а) длина не менее 650—750 мм (в зависимости от роста и веса партнеров по связке);

б) отверстие в головке 015 для пропуска страховоч­ного карабина.

В качестве примера возможного конструктивного ре­шения приводится описание айсбайля автора (рис. 3), отличающегося конусным креплением головки со сквоз­ной стяжкой. Такая схема позволяет избегнуть ослабле­ния древка в месте присоединения его к головке (и к штычку). Попутно получаются еще некоторые преимущества: простота ремонта за счет легкой замены деталей, возможность замены древка на короткую рукоятку для превращения айсбайля в молоток на скальном участке маршрута, производственная технологичность за счет устранения операции совместной обработки усов головки с древком после приклепки.

При страховке на снегу через отверстие в головке продевается страховочный карабин, айсбайль забивается в снег полностью вместе с головкой, на клюв страхую­щий наступает ногой (еще надежнее кошкой), веревка протравливается через карабин.

По такому же принципу может быть сделан и ледо­руб, который будет отличаться лишь головкой; осталь­ные детали могут быть унифицированы.

Рис.3


Однако следует предвидеть окончательное отмирание функций лопатки у ледоруба. Рубка ступеней в плотном снегу уже давно не применяется в связи с усовершенст­вованием конструкции кошек и техники передвижения на них. На ледовых маршрутах также в основном используется клюв, и в зачистке ступеней или лоханок лопаткой при передвижении на кошках при нынешнем спортивном уровне нужды в лопатке нет. При самозадер­жании на снегу достаточно пользоваться клювом (на плотном снегу) или древком (на рыхлом снегу). По­этому в перспективе нужно рассчитывать на переход с ледорубов на айсбайли (разумеется, в предлагаемом варианте с достаточно длинными древками).

http://www.alpinoid.com/blog/snariaga.39.aspx

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2016, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU