Основное средство компенсации и регулирования динамической нагрузки (рывка) — динамическая страховка, или протравливание веревки по какой-либо поверхности трения (карабины, крючья, древко ледоруба, корпус страхующего). Работа трения на участке протравливания поглощает энергию падающего тела. Растяжение связочной веревки и других звеньев страховочной цепи (системы обвязки, узлов, самостраховочных петель), а также упругость тела сорвавшегося альпиниста оказывают амортизирующее воздействие.
Общий случай срыва при нижней страховке характеризуется примерно такой схемой (см.рис.):
сорвавшийся падает вначале по линии падения воды, а когда страховочная веревка натянется — полумаятником. Если сорвавшийся расположен в стороне, но на уровне точки закрепления или страховки, падение идет чистым маятником. Если же точка срыва находится на вертикали с точкой закрепления, фаза маятника полностью исключается и падение будет свободным, т. е. сорвавшийся пролетит до уровня точки закрепления, затем на такую же глубину ниже ее, и лишь тогда вступит в действие страховочная веревка.
Скорость, которую может набрать падающий, и соответственно кинетическая энергия, развиваемая при падении, в общем случае зависят от массы тела падающего, величины превышения точки срыва над последней точкой закрепления веревки в страховочной цепи, а также от крутизны и характера рельефа.
Чтобы удержать падающее тело при, самом неблагоприятном с точки зрения возникающих нагрузок случае свободного падения ( когда точки срыва и закрепления находятся на одной вертикали, а трение о склон отсутствует) нужно приложить к нему противодействующую падению силу. Чем больше эта сила, тем меньше путь торможения. Он будет во столько раз меньше общей глубины падения (удвоенная величина превышения точки срыва над точкой закрепления плюс длина пути торможения), во сколько тормозящая сила превышает вес падающего тела (см.рис.)
В любых случаях при страховке главное - протравливание связочной веревки по поверхностям трения. При этом одновременно решаются две задачи. С одной стороны, тормозящее усилие не должно превышать допустимого для разрушения звена страховочной цепи, а с другой — чем меньше тормозной путь, тем меньше будет общая глубина падения и соответственно меньшими возможности травм от ударов о склон.
Упругость самой веревки, затягивание узлов и амортизирующее влияние деформаций системы обвязки и самого человеческого тела, безусловно, оказывают свое положительное влияние на процесс удержания, смягчая усилие рывка. Надо лишь точно знать предел упругости для каждого вида веревки, чтобы правильно учесть этот фактор в работе страховочной цепи при срыве ведущего в связке и рассматривать его как резерв надежности, как и остальные перечисленные факторы.
Сорвавшийся. Исследования зарегистрировали случаи, когда человек, подвергшийся рывку в привязной системе (парашютный спорт), выдерживал нагрузку свыше 800 кг. Для альпинистской практики определено, что пределом таких нагрузок есть порог не выше 400 кг. Этот порог устанавливается с учетом того, что альпинист в момент рывка при срыве находится в комбинированной страховочной системе (грудная обвязка, сблокированная с беседкой и поясом). Причем указывается, что и при меньших нагрузках иногда были достаточно тяжелые травмы позвоночника и внутренних органов.
Поэтому при обучении страховке надо ориентироваться на величину 400 кг, как предельную. За допустимую, рабочую, нагрузку следует считать 250—300 кг.
Веревка. Качество современных альпинистских веревок оценивается не по статической прочности на разрыв, как было принято раньше, а по их эластичности и способности амортизировать динамический рывок. Сейчас регламентируется максимальное усилие, возникающее на веревке при статическом (без протравливания) удержании падающего груза в 80 кг. По нормам это усилие не должно превышать 1200 кг, а у лучших импортных образцов оно достигает 800 кг. Тем не менее, фирма-изготовитель ставит и на подобных веревках знак-предупреждение, что страховать ими можно лишь в режиме динамической страховки, т. е. с протравливанием. Это значит, что даже на веревках с очень высокой упругостью не следует проводить статическую страховку — жесткое ее закрепление на точке страховки (или, как принято говорить, в ситуации глухого рывка).
Что же может произойти в страховочной цепи, если веревка страхующего при срыве лидера будет зажата намертво или заранее жестко закреплена? Торможение в данном случае будет происходить только за счет растяжения (эластичности) веревки. Динамический рывок даже при большой упругости веревки будет настолько велик, что его не выдержит одно из звеньев цепи страхующий—веревка—точка закрепления — страхуемый (см.рис.)
Усилие по всей длине используемой при страховке веревки непостоянно. Оно меняется по мере огибания веревкой объектов трения: при огибании стандартного карабина с углом охвата, близким к 180° , усилия в веревке по обе стороны карабина покажут соотношение 2:1. При огибании скальных выступов соотношение может возрасти до 10: 1. Таким образом, воздействующее на страхующего усилие может дойти до него, уменьшившись во много раз, что приведет к трансформации динамической страховки в статическую со всеми вытекающими негативными последствиями.
Избежать дезориентирующего влияния многих объектов трения и облегчить лидеру связки протягивание связочной веревки помогут приемы спрямления, страховочной цепи путем провешивания на крючья дополнительных карабинов, петель-удлинителей или применения двойной веревки.
Точки закрепления. В большинстве случаев именно они являются самым слабым звеном страховочной цепи. Особенно это относится к скальным крючьям. Объективных критериев прочности и надежности забивания скальных крючьев нет. Статистические выводы, сделанные на основе испытаний, показывают, что 50—60% забитых скальных крючьев не выдерживают рывка600 кг. Если учесть, что на верхнюю точку страховки (верхний крюк страховочной цепи) при удержании сорвавшегося воздействует сумма сил, возникающих в веревке по обе стороны карабина, станет ясно, что допускаемый предел усилий, приходящийся на сорвавшегося, сам по себе делает этот крюк ненадежным. Необходимо также отметить, что равнодействующая этих сил может не совпасть по направлению с плоскостью наиболее эффективной работы крюка.
Автор, а как насчет влияния на величину рывка фактора срыва? Данные, рассматриваемые в данной статье устарели и не дают полного описания всех процессов, происходящих во время срыва.
Основными факторами, влияющими на величину рывка являются:
- фактор рывка (загугли);
-масса спортсмена;
-свойства веревки ( в данном случае - динамика).
Величина рывка не зависит от глубины свободного падения.