Альпинизм и русская Арктика. От Баренцева моря до Дальнего востока.






Автор Ицкович Юрий – к.т.н., МС СССР по горному туризму


В сборниках «Альпинисты Северной столицы» уже освещались вопросы связей между альпинистами и полярниками (книга 6, «Альпинистская Антарктида», «Полярники и высотники», книга 7, «Альпинистская Арктика»). Главным связующим звеном этих, далеко не одинаковых групп любителей, покорителей и исследователей природы, бесспорно, являлось и продолжает оставаться Русское Географическое общество, по крайней мере, в нашей стране. Настоящий очерк посвящен дальнейшему развитию темы полярных исследований в Российской империи, в Советском Союзе и в современной России.

Для начала – о некоторых моментах истории. Освоение Арктики русскими людьми началось с южного берега Белого моря, где уже в исторических документах XVI века зафиксированы поселения поморов (или поморцев), занимавшихся морским промыслом. Оттуда же, из Архангельской губернии вышел в большую жизнь Ерофей Хабаров, исследователь, путешественник и предприниматель. В 1625 году на гребном судне с парусами он совершил первый Сибирский поход из Тобольска на Таймыр, в Мангазею. А потом во главе казачьего отряда добрался волоками через Становой хребет от Якутска до Амура, прошел на судах всё его течение, продолжил дело первопроходца этого пути Василия Пояркова, построил укрепленный острог, и подчинил русской короне огромные земли Приамурья.

В 1643 году выдающийся русский мореход и землепроходец Семён Дежнёв,




исследователь северной и восточной Сибири, казачий атаман и торговец пушниной открыл впадающую в Ледовитый океан реку Колыму, и в 1648 впервые достиг самой восточной точки Азии − мыса, названного впоследствии его именем. Он прошел на своем судне весь пролив, отделяющий Азию от Америки, а после крушения судна пересек за 10 недель на лыжах и нартах Корякское нагорье до реки Анадырь. Из 25 человек, вставших на лыжи, живыми остались 12 − почти половина, что, несомненно, является большим успехом для такого рискованного мероприятия. Только, вернувшись в Москву, он в 1664 году написал челобитную с просьбой выплатить ему жалование за 19 лет государственной службы. Воистину, скромность украшает землепроходцев.

К концу этого века впервые путешественник Владимир Атласов («Камчатский Ермак») упоминает о существовании Ключевской сопки, самого высокого вулкана в Евразии (около 4.800 м.). Правда, до альпинистского восхождения на неё в 1788 году участников экспедиции И. Биллингса пройдет ещё около 100 лет, а один из восходителей, горный инструктор Даниил Гаусс на вопрос: «Зачем», ответит крылатой фразой всех будущих альпинистов: «любопытство повлекло…». Это почти та же мысль, которую высказал Дж. Мэллори «Потому что он существует» на вопрос: «Зачем идете на Эверест».

Начиная с 1725 года, в Сибири и на Дальнем Востоке работают экспедиции Витуса Беринга, в которых не только был пройден Берингов пролив от Чукотки до Америки, но и детально изучены Братьями Дмитрием и Харитоном Лаптевыми устье реки Лена, полуостров Таймыр и прилегающее море, названное их именем. Принимавший участие в этих экспедициях, штурман Семён Челюскин в конце 1741 года из Туруханска отправился на собачьих и оленьих упряжках к реке Хатанге и 8 мая 1742 года достиг, не зная того, самой северной точки старого света, где установил бревно в качестве маяка. По возвращении в Петербург он был удостоен звания мичман. И только через сто лет российский академик А.Ф. Миддендорф, путешествовавший по Таймыру, предложил называть эту точку мысом Челюскина, а ещё через 77 лет было установлено, что этот мыс является самой северной точкой Евразии. Слава иногда находит первопроходцев намного позже их смерти.

В XIX веке в дело освоения Арктики начали приходить адмиралы и академики. Будущий президент Академии наук, Федор Петрович Литке,



после кругосветного плавания вместе с будущим знаменитым исследователем Арктики Фердинандом Врангелем под командованием Василия Головина на шлюпе «Камчатка», самостоятельно совершил четыре экспедиции в Ледовитый океан на шестнадцати пушечном бриге «Новая земля» (1821-1824 годы). В своих отчетах он подробно описал берега Новой земли.

Петр Алексеевич Кропоткин



теоретик анархизма и инициатор «хождения в народ», наряду с политикой много сделал для освоения Арктики. Работая секретарем отдела физической географии Русского географического общества, он предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца Иосифа, Северной земли и «Барьера Кропоткина» между ними. В 1874 году он сделал сенсационный доклад в РГО о существовании в недалеком прошлом ледникового периода на Земле. И даже после заключения в тюрьму за революционную деятельность ему предоставили перо и бумагу для написания научных трудов по личному распоряжению императора Николая I. Видно, умный был император, да и Кропоткин тоже не дурак, благодаря чему он сумел сбежать из тюрьмы через арестантское отделение Николаевского военного госпиталя на Песках и перебраться за границу, чтобы «делать революцию».

Политический ссыльный Иван Дементьевич Черский



в 1891-1892 годах подробно исследовал окрестности рек Колыма и Индигирка, хребет, названный впоследствии его именем – самый высокий на северо-востоке Сибири. Высшая точка хребта Черского – гора Победа превышает отметку 3000 метров и в последнее время привлекает всё большее внимание горовосходителей.

В конце XIX века исследователи Арктики «заболели» Землей Санникова. Сам зверопромышленник Яков Санников увидал на горизонте какие-то горы в 1811 году, а барон Э.Ф. Толль увидал загадочную «Землю Санникова» 13.08.1886 и еще два раза в 1893 году на горизонте в районе Новосибирских островов. Он считал, что на самом Севере лежит полярный континент Арктида, и для приближения к нему загорелся мечтой найти Землю Санникова. В 1900 году Э.Ф. Толль организовал экспедицию на шхуне «Заря». В экспедиции принимал участие будущий русский адмирал и политический деятель Александр Васильевич Колчак.

Экспедиция за три навигации и две зимовки исследовала огромные пространства в районе Карского моря, восточного побережья Таймыра в архипелаге Норденшельда, на полуострове Челюскина, Новосибирских островах. Землю Санникова Толль не нашел. Она также как и другие, существовавшие в то время легенды о Земле Брэдли, Земле Петермана и других загадках, оказалась призраком. Природа возникновения их аналогична явлению миражей в пустынях и связана с инверсией температур в атмосфере. Окончательно все мифы были развеяны с появлением ледоколов и авиации, которые точно установили, что этих загадочных земель не существует. И только фантастический роман академика В.А. Обручева и кинолента студии Мосфильм напоминают о существовавшей легенде.

Толль же, не найдя Землю Санникова, и желая максимально увеличить результативность экспедиции, решил исследовать остров Беннета. Он ушел на него от основной экспедиции с малым запасом продуктов и составом участников, а погодные условия не позволили экспедиции в конце лета подойти к острову и выручить отряд Толля. Третью навигацию «Заря» закончила в бухте Тикси, откуда экспедиция на вспомогательном судне добралась до Якутска и затем до Петербурга. Отряд Толля пропал. Спасательная экспедиция Колчака в 1903 году нашла на острове Беннета только остатки снаряжения отряда Толля. Тем не менее, результаты экспедиций1900-1903 годов были признаны выдающимися, а Колчак за эти экспедиции был удостоен высшей награды РГО – большой Константиновской медали.

Начало XX века можно считать черной полосой для русских исследователей Арктики. Владимир Александрович Русанов,



проведя ряд удачных экспедиций, включая Новую Землю в 1910 и Шпицберген в 1912 годах, пропал со своей экспедицией в 1913 году, пытаясь освоить северный морской путь. Седов Георгий Яковлевич попытался дойти до Северного полюса через Землю Франца Иосифа и умер в пути. Георгий Львович Брусилов на шхуне «Святая Анна» в 1912 году исследовал район Карского моря. Шхуна была зажата льдами и начала дрейфовать к Северу. После апреля 1914 года судьба шхуны и её капитана неизвестна. Таким образом, в 1914 году сразу три экспедиции русских полярников считались пропавшими.

И только Борис Андреевич Вилькицкий на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1913-1915 годах впервые завершил прохождение (после смерти Ивана Сергеева) Северного Морского пути с Востока на Запад от Берингова пролива до Архангельска и при этом открыл новый архипелаг. В связи с продолжавшимися торжествами по случаю 300-летия династии Романовых архипелаг был назван Землей Императора Николая II. Сейчас это – Северная Земля. В экспедиции впервые использовалась радиосвязь. Территория страны увеличилась сразу на 37 тысяч квадратных километров. Так на торжественной ноте завершился период исследования Арктики полярниками Российской империи.

Советский период исследований Арктики характерен применением новых методов передвижения. Это в первую очередь дрейфующие станции и авиация. В период с 1937 по 1991 годы станции «Северный Полюс», с порядковыми номерами от 1 до 31 проводили почти непрерывные метеорологические исследования на больших территориях, пользуясь естественным и «совершенно бесплатным» дрейфом льда в Ледовитом океане с Востока на Запад к берегам Гренландии.

В 20-х и 30-х годах прошлого века шло активное освоение Арктики. Советские полярники не отставали от своих зарубежных коллег-конкурентов. В 1928 году итальянец Умберто Мобиле, конкурируя с американцами, полетел к Северному полюсу на дирижабле «Италия» и потерпел крушение. Норвежец Руаль Амундсен полетел его искать на самолете Латам-47 и пропал где-то над Баренцевым морем. И тогда настал звездный час Рудольфа Самойловича. Он в качестве начальника экспедиции на ледоколе «Красин» блестяще осуществил поиск и спасательную операцию потерпевших бедствие. Потом в 1931 году он сам провел в качестве научного руководителя беспрецедентную международную экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Граф Цепеллин».

Наши полярники: Отто Юльевич Шмидт, челюскинцы, которыми он командовал на льдине после того, как затонул их корабль «Челюскин», Папанинцы, жившие 9 месяцев на дрейфующей станции СП-1 в палатке площадью 6 кв. м., экипажи полярных летчиков-спасателей были героями первых полос советских газет. На Земле Франца Иосифа была открыта постоянно действующая метеостанция им. Э.Т. Кренкеля (радиста станции СП-1).

Наряду с морскими просторами шло покорение воздушных пространств, которое имело не только научное, но и военно-политическое значение. Все страны стремились установить рекорд дальности беспосадочного полета и для этой цели удачно подходили полеты над Арктикой между СССР и Америкой. Конечно, лететь на юг в теплые страны было бы проще, но для СССР важно было установить хорошие отношения с США. В 1933 году американский летчик Джеймс Маттерн совершал кругосветный перелет и потерпел аварию в районе Анадыря на Чукотке. Поблизости в это время работал экипаж советского летчика Сигизмунда Леваневского. Ему было поручено взять Маттерна на борт и доставить на Аляску. Он выполнил приказ и стал для Америки спасителем Маттерна и популярным советским героем.

Эта популярность стала основным аргументом для назначения его командиром самолета АНТ-25, подготовленного к полету в Америку через Северный полюс. Самолет 3.08.1935 вылетел из Москвы, но вернулся, не выполнив задания, из-за обнаруженной в полете утечки масла из двигателя. Разборки на тему, «кто виноват», были в те времена жесткими и проходили на самом высоком уровне. Сталин подключал к разборкам, в том числе и НКВД. У некоторых участников даже сдавали нервы, в частности, С. Леваневский пытался переложить вину за неудачу на А.Н. Туполева, обвинив его во вредительстве. В то же время не следует демонизировать Сталина. Он был прагматичным руководителем и принял логичное решение: все работы по рекорду дальности временно засекретить, провести дополнительную отработку самолета, сменить экипаж и первый пробный полет совершить в пределах СССР.

В результате этого решения в истории покорения Арктики появился Валерий Чкалов и его секретный полет на Дальний Восток. Так получилось, что мой непосредственный директор по нынешней работе, И.В. Симановский рассказал о полете еще до того, как я стал этим серьезно интересоваться. Он в детстве слышал разговор «на кухне» своего отца, Виктора и его родного брата, которые стояли соответственно у финиша и на старте полета и делились между собой «секретными» тогда впечатлениями. В результате получилась почти детективная история с невероятным совпадением в судьбах родных отца и дядьки моего директора.

В июле 1936 г. на аэродроме в г. Пушкине под Ленинградом служивший в ВВС дядя И.В. Симановского готовил к дальнему полету самолет Чкалова, а 20 июля краснокрылый АНТ-25 взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на Дальний Восток через Ледовитый океан. Экипаж был полон решимости преодолеть сложное, рекордное расстояние. В начале третьих суток полета он радировал о намерении сделать посадку около Читы. Затем намеревался сесть в Хабаровске. Однако этим планам не суждено было сбыться. Природная стихия оказалась сильнее устремленности людей.

Хронологическая последовательность событий завершающей части полета свидетельствует, что экипаж безуспешно пытался войти в воздушное пространство над Амурским лиманом. Именно через него лежал путь на материк, минуя прибрежные скалы и сопки.

Самолет барражировал северо-восточнее выхода на материк, вдоль гряды островов, расположенных на небольшом расстоянии от берега. При последней попытке пробиться на материк он вновь следовал на удаление от искомого лимана. Все это дает основание полагать, что, попав в сплошную пелену дождя и тумана, в условиях отсутствия видимости горизонта, находившийся за штурвалом В. Чкалов оказался в слепом полете и потерял пространственную ориентировку. Гибель экипажа в водах Охотского моря казалась неминуемой. Чкалов никогда бы не взял на себя единоличное решение прекратить полет, не исполнив до конца свой долг перед Сталиным и страной. Слабые, еле слышные сигналы передатчика открытым текстом: «Приказываю прекратить полет…» − оказались для него спасительными. Но откуда они исходили? Почему вообще появились в эфире?

Документальных подтверждений, кому принадлежал этот таинственный передатчик, найти не удалось. Полет проходил под полным контролем органов государственной безопасности. Все материалы, связанные с аварийной посадкой самолета, были изъяты, и если не уничтожены, то строго засекречены. Предполагают, что спасительная радиограмма была послана экипажу радиостанцией морского пограничного поста, за ключом которой находился старший радист 65-го морского пограничного отряда, начальник погранпоста на острове Лангр Федор Григорьевич Быков.

Перелёт Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд продолжался 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд (ныне – остров Чкалова в устье реки Амур). Экипаж остался на ночь у местной жительницы – Фетиньи Андреевны Смирновой. Утром следующего дня отряд пограничных катеров под командованием Виктора Симановского совершал плановое патрулирование государственной границы и обнаружил посторонний самолет. Чтобы снова взлететь, понадобилось построить деревянную полосу длиной 500 метров. 28 июля полоса была закончена, и самолёт вылетел с острова.

В Москву самолёт прилетел 10 августа 1936 года. Перед посадкой АНТ-25 в сопровождении воздушного эскорта из 12 самолётов сделал круг над Кремлём. В 17 часов самолёт совершил посадку на Щёлковском аэродроме. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвратившийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.

Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9374 километра. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте – через Северный полюс в Ванкувер. Потом были еще выдающиеся перелеты под командованием Михаила Громова, долетевшего почти до Мексики, и Владимира Коккинаки, долетевшего до Америки за один день.

Большевики не только осваивали просторы Арктики, но и пытались проникнуть в тайны истории полярных районов России. В 1922 году Александр Барченко во главе небольшой экспедиции отправился на Кольский полуостров в горы (Ловозерские тундры) около Сейдозера, на поиски мифической Гипербореи. Считалось, что Гиперборея – это древняя страна или даже цивилизация, умевшая получать и управлять огромными энергетическими ресурсами и исчезнувшая по неизвестным причинам, но сохранившая где-то, возможно в подземных хранилищах, свои секреты. Овладеть этими секретами было очень заманчиво для обеспечения безопасности страны. Нет сомнений в том, что в состав экспедиции входили люди, умевшие, как минимум лазать по скалам (по современным понятиям их можно называть альпинистами).

Естественно, что все работы и особенно их результаты были строго засекречены, а открыто был разработан план создания «Города Солнца» в Арктике с огромными подземными сооружениями. И такой город был построен. Это – Мурманск, самый большой на Земле город за полярным кругом. За время Советской власти он вырос по населению почти в 200 раз (с 2.500 человек до 468.000)!

Тайнами предков в те времена интересовались не только большевики. В Германии существовало общество Аненербе («наследие предков» в переводе с немецкого языка), изучавшее схожие вопросы. В том числе исследовались возможности улучшения генетики населения, создания и размножения «сверхчеловеков» за счет искусственного оплодотворения. Впоследствии общество вошло в состав СС и продолжало работать там. Было также общество Туле, названное так по одному из имен Гипербореи или по названию одного из островов на легендарной карте Меркатора, который в XVI веке зашифровал в картографическом виде древние мифы об этой арктической стране. Считалось, что после катастрофических событий, изменивших климат, гиперборейцы разошлись по Земле в нескольких направлениях и основали в новых местах другие древние цивилизации, в частности Шамбалу в Тибете. При этом название страны возникло от гиперборейцев, которые на вопрос «Где ваша родина», показывали на Север и произносили слова: «Там была», превратившиеся в имя «Шамбала».

Судя по дальнейшему ходу событий, узнать тайны предков в то время никому не удалось, но интерес к легендарному месту остался. Начиная с конца 50-х годов прошлого века, район Сейдозера интенсивно посещался туристами, а затем и альпинистами. Интерес к району подогревался красотой природы и загадочными происшествиями.

Например, одно из восхождений на пик Ангвундасчорр закончилось гибелью двух опытнейших скалолазов. После трагедии оставшиеся альпинисты в панике бежали из долины, не захватив с собой тела погибших товарищей и снаряжение. Впоследствии они так и не смогли внятно объяснить свой поступок. Говорили о том, что в расщелине скалы мелькнул силуэт какого-то существа, и сразу же после этого их вдруг охватил такой ужас, что мысль была одна − бежать!

Летом 1965 года в долине бесследно исчезла туристическая группа из четырех человек. Их искали до самых заморозков. Вначале удалось обнаружить стоянку, где валялись палатка, рюкзаки и восемь пар разорванных кед. Затем поисковики наткнулись на обглоданные лисами останки тел. Причину смерти так и не выяснили. Несколько лет спустя в долине нашли трупы 11 туристов. По официальной версии, все они отравились грибами...

Потом на одном из перевалов погибли четверо опытных спортивных туристов, которые лежали цепочкой, вытянувшейся от перевала до ближайшего жилья. Последний из них пробежал семь километров и упал в двух сотнях метров от ближайшего дома, где надеялся найти спасение. Признаков насилия на телах не обнаружено, но на всех лицах застыла гримаса ужаса. А вокруг, по словам перепуганных местных жителей, отпечатались следы, не похожие на звериные, но слишком большие для человека…

Число пропавших доходило до 100 человек за 10 лет. Временами спортивные организации закрывали все альпинистские и туристические маршруты по Ловозерской тундре. Но это не останавливало многочисленных «диких» туристов, ищущих острых ощущений в этих загадочных краях с жутковатой славой. Я сам был там в конце 60-х годов с группой спортивных туристов, правда – зимой на лыжах и, по воле судьбы, никаких чудовищ там не видел, наверное, зимой они спят.

Тем временем альпинисты освоили район Хибинских и Ловозерских тундр. Это единственный альпинистский район за полярным кругом. Он насчитывает около 150 маршрутов от 1б до 5а категории сложности. Большой вклад в дело освоения района внес известный альпинист, МС СССР, Чемпион СССР – О.И. Шумилов1/



совершивший ряд первопрохождений маршрутов на Хибинские вершины и издал книгу




Сейчас он – ученый, доктор наук, начальник лаборатории. В свои 78 лет он продолжает жить в Апатитах, работать в одном из НИИ АН России и на досуге посещать свои любимые маршруты в горах.

Можно считать, что созданием альпинистского района на Кольском полуострове заканчивается Советский период исследования Арктики, но продолжается её освоение российскими специалистами.

В последнее время на освоение акватории Северного Ледовитого океана, его шельфа и его дна обращается все больше внимания во всем мире. Россия обладает неосвоенными богатствами в виде трети всей Арктики. Этими богатствами являются, например, транспортные коммуникации, ценность которых может возрасти в случае потепления климата. Но даже без расчета на крупные климатические изменения, о которых много говорят в последнее время, Арктика может стать важным пространством морских коммуникаций. России с ее традициями ледокольного флота может принадлежать здесь приоритетная роль. При этом в Арктике следует развивать транспортные потоки не только «запад-восток», но и «север-юг, Северная Америка-Евразия». Наряду с ледокольным флотом, перспективным средством для освоения арктических путей могли бы стать подводные лодки для гражданских целей.

К богатствам Арктики относятся также ресурсы арктического шельфа и более глубоких районов дна Северного Ледовитого океана. Арктические богатства, как ресурс развития, привлекательны не только для российской экономики. Американские бизнесмены и политики не раз высказывали мысли о том, что эти богатства неплохо бы интернационализировать. В этом свете события, наподобие акции Гринписа у платформы «Приразломная», представляются не такими уж случайными и бескорыстными. А значит – арктическое направление становится одним из важнейших в деле обеспечения суверенитета и безопасности России.

Ясно, что суверенитет одними словами обеспечить невозможно. Нужны конкретные дела. И вот уже министр обороны Сергей Шойгу, кстати, президент Русского географического общества, говорит о создании сети РЛС вдоль побережья Ледовитого океана для контроля и диспетчирования движения по Северному Морскому пути.

Одним из знаковых мероприятий стал проект «Очистка Арктики», поддержанный Русским географическим обществом в 2010 г. Цель проекта: очистка берегов Северного Ледовитого океана от нутилизированных горюче-смазочных материалов, техники, оборудования, мусора и пр., оставленных в 1990-х гг.

В 2011 году начаты работы по оценке уровня загрязнений на острове Земля Александры, входящем в состав архипелага Земля Франца-Иосифа. Уже в следующем году территория острова Земля Александры была очищена полностью. В ходе работ на этом острове было собрано, очищено и спрессовано 47,5 тысячи стальных бочек общей массой 1.892 тонны. Слито и перемещено на временное хранение 1.744 тонны различных горюче-смазочных материалов. Собрано и обработано 4.119 тонн различного металлического лома и 4.797 тонн прочих твердых отходов.

В дальнейшем работы по ликвидации загрязнения проводились на островах Рудольфа, Хейса, Гофмана и Грэм-Белл. В перспективе аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, и российские поселки на Шпицбергене, и Новосибирские острова. Кроме того, будет проведена комплексная оценка экологического состояния еще в семи крупных регионах арктической зоны.

Еще одним знаковым мероприятием стало создание Национального парка «Русская Арктика», охватывающего большие пространства Заполярья с главным управлением в Архангельске. В этом регионе располагаются крупнейшие в Северном полушарии «птичьи базары» (кайры и гаги), лежбища моржей, обитают белые медведи, гренландский кит, песцы, гренландские тюлени и нерпы. Растительность представлена некоторыми видами мхов, лишайников и малым количеством цветковых. Парк создаётся для сохранения уникальной природы Арктики.

Территория национального парка интересна не только своей природой. Уникально и культурное наследие национального парка: здесь находятся места и объекты, связанные с историей открытия и освоения Арктики, о которой было сказано выше. Таким образом, этот регион представляет собой большой интерес для развития экологического научного и познавательного туризма. Не случайно наш президент предложил министрам провести свой очередной отпуск в этом парке или в других подобных местах. Такое внимание вселяет уверенность, что труды и жертвы русских исследователей Арктики не пропали даром. Я уверен, что Российские горовосходители, любители полярных экспедиций поддержат усилия руководства страны всеми доступными им средствами.


+++

1/ Шумилов Олег Иванович – В 1969 году покинул Ленинград и уехал на ПМЖ в Апатиты – в филиал АН СССР. В 1992 году с инструкторами-альпинистами (А.Я. Проскурой, Ю.А. Серебряковым, Э.В. Вашенюком, Е.И. Соколовым) совершал 12 восхождений в Хибинах. В результате описал и квалифицировал маршруты, которые были утверждены в ФА СССР. В 1994 году издал книгу «Хибины. Каталог альпинистских маршрутов» (тираж 2.000 экз.) (http://www.skitalets.ru/books/metod/hibin_alp/).


Источник:

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU