Команда молодых скалолазов проверяет себя на острых приморских вершинах маленького оманского полуострова.
Хейзел Финдли падает в воду во время свободного лазания без страховки.
C группой рыбаков мы стоим перед маленькой мечетью в деревушке Сиби в Северном Омане. Беленые домики выстроились в ряд вдоль усыпанного галькой пляжа. За деревней виднеется 900-метровая скала, сверкающая в лучах яркого полуденного солнца.
«Можно посмотреть окрестности?» – обращается Алекс к рыбакам.
«Делайте как хотите», – ответил за всю группу Таха Абдулла Саиф Альтури.
Деревня расположена на полуострове Мусандам, в конце узкой глубокой бухты, напоминающей фьорд. Дорог здесь нет – добраться можно только на лодке, что мы и сделали. Глубоко врезавшийся в самый оживленный в мире канал перевозки нефти полуостров находится всего в 40 километрах от Ирана. Однако веками Мусандам оставался недоступным и малоизвестным – иностранцы сюда попадали редко. В 2004 году султанат учредил министерство туризма, пытаясь стимулировать экономику, но пока особой пользы региону это не принесло.
Даже мне сложно осмыслить навыки Алекса. Тем более что демонстрирует он их на фантастическом ландшафте: за 28 лет скалолазания я никогда не видел таких волшебных утесов.
Ренан Азтюрк смотрит вниз с вершины скалы Джабаль-Летуб на полоску земли, которая соединяет оманский полуостров Мусандам с континентом. Панорама составлена из трех снимков.
Алекс отправился бродить по округе, а мы остались объяснять рыбакам, что мы – профессиональные скалолазы, прибывшие с разведочным визитом. Мужчины, одетые в белые или песочного цвета кандуры, пыхтели трубками и кивали. Гористый полуостров представляет собой изощренный лабиринт бухточек и фьордов, которые тут называют «кхор». Редкие скалолазы касались здешних отвесных известковых утесов – наш визит и вправду был разведочным.
Нашу команду составляют шесть человек, двое – из числа лучших молодых скалолазов мира: Алекс Хоннолд и Хейзел Финдли. Алекс – 28-летний парень из Сакраменто, штат Калифорния – прорвался в заголовки газет в 2008 году, когда без страховки прошел 600-метровую северо-западную стену скалы Хаф-Доум в Йосемитском национальном парке; 24-летняя Хейзел из Уэльса в 2011-м стала первой британкой, покорившей в свободном лазании 900-метровую гору Эль-Капитан в Йосемити.
Таха рассказывает нам, что в этой деревне под названием Сиби живет около дюжины семей, и все носят одну и ту же фамилию – Альтури. Кроме рыбной ловли они промышляют разведением коз. Внезапно разговор прерывается: один из мужчин что-то кричит, указывая пальцем на высокую скалу. В трех сотнях метров над нами Алекс, словно муравей, взбирается по стене. Альтури вне себя.
Во время своего первого подъема Алекс Хоннолд не только забрался на зубчатый шпиль, но еще и спустился вниз в точности тем же путем – что гораздо сложнее. Панорама составлена из двух снимков.
«Что они говорят?» – спрашиваю я у переводчика.
«Сложно объяснить, – отвечает тот. – В сущности, они считают его колдуном».
И я их понимаю. Даже мне сложно осмыслить навыки Алекса. Тем более что демонстрирует он их на фантастическом ландшафте: за 28 лет скалолазания я никогда не видел таких волшебных утесов. Местами острые скалистые плавники вздымаются прямо из океана.
Полный текст статьи и другие фотографии - в новом номере журнала National Geographic. В продаже с 24 декабря.