Видать, не в том был промысел Божий... Стою шестой час на очень остром отколе, веревка почти не двигается; так только, подергивается чуть-чуть... Солнце за стеной, выйдет к часу ночи, но надвигающиеся с востока сплошным фронтом облака вряд ли позволят его увидеть. Не жарко, хотя вообще-то жара стоит ядреная.
Острый край чувствительно режет ступни через тонкую резину скальных туфлей. Рюкзак я сбросил между монолитной стеной и этим самым отколом, который, несмотря на свои впечатляющие габариты, немного покачивается. Мне снизу кажется, что скала впереди не очень крутая, но на деле она даже слегка нависает. Валера пыхтит метрах в 25 над головой, продвижений ноль.Раз в час мы разговариваем:
- Ну как там?
- Да тут ни хрена нет... Вообще-е некуда колотить...
- Забей шлямбур!
- Сейчас, попробую еще здесь... Держишь?
На самом деле я знаю, почему Валера шестой час не хочет заколотить шлямбур. Он взял пробойник одного диаметра, а шлямбура - другого. Не из лагеря так взял, нет... - из Питера. То есть шлямбуров у нас просто нет.Вот и болтаемся тут, как два идиота. На голову летят комья мха и земли - Шамал ищет какую-нибудь щель. Потом - это как?! - стучит пробойником, веревка продвигается на целый метр и снова замирает.
- Ну как там?
- До угла достаю
- Поздравляю. А дальше там как?
- Ж...!
- А ты чего там колотил?
- Шлямбур, но он не держит.
- А ты на чем стоишь?
Выясняется, что он встегнул крюконогу в этот самый квазишлямбур, но вынужден держать его рукой, иначе вываливается из дырки. Второй рукой достает до зацепки, но дальше все едино лезть некуда, ибо вообще (во-а-бще-е) рельефа нет. Ж..., одним словом.
Вот такие у нас дела. А лезем мы на некую Саблю, мало кому известную. Лезем уже вторые сутки, а до того еще три дня подходили под гору. Если вы, уважаемый читатель, подумали, что Сабля - это вольный перевод какого-нибудь тибетского названия, то жестоко ошиблись.
Мы болтаемся на северо-восточной стене Сабли на Приполярном Урале. Как говорится, это не Боливия, это Ангола... То есть, час от часу не легче.
Строго говоря, подняться по этой стене - не вопрос. Если закинуть на вертолете подобающее количество снаряжения прямо под маршрут, в цирк ледника Гофмана. Или хотя бы на несколько км в сторону, в долину Седью. Но мы-то действуем автономно. Тащим все на своем горбу. Комплексная у нас с Валерой экспедиция... На пароходе по Печоре до деревни Аранец, 80 км пешки по болотам и буеракам, восхождение, еще немного пеших прогулок и под занавес сплав по реке Сыня до одноименной станции. Одно послабление - байдарку для сплава ребята из Нац.Парка обещали закинуть попутным бортом к началу сплава, под гору Сундук. Если бы мы тащили на себе еще и байдарку, то прижизненный памятник смелым восходителям уже сейчас можно было бы наблюдать в Аранецких топях. Изготовлен он был бы из нас же самих.
А так рюкзаки весили всего лишь кило по 40-45... Облепленные комарами, сквозь марево болот и зеленый ад весенней тайги, мы ломились три дня и три белых ночи к леднику Гофмана под стеной Сабли. Наша палатка синей точкой видна на дальнем берегу ледникового озера.
Не приводя читателя в полное изнурение цитированием еще нескольких часов размышлений на вечную тему гора к Магомету или гора на фиг? , вычеркну этот томительный период нашей жизни и скажу прямо: мы начали вешать дюльфера. Эротика в том, что первый из них был закреплен почти что только на том самом квазишлямбуре... ну, с чем-то его, конечно, сблокировали, но страшно было все равно. Из-за протяженных плавных нависаний приходилось сильно раскачиваться, отталкиваясь ногами от стены, дабы не оказаться в конце очередной веревки беспомощно висящим в воздухе без надежды дотянуться до тверди земной.
Дождь, туман, погода полетела ко всем чертям. Сырость во всех местах. Ранним утром последняя веревка по снежнику прямо в скальных туфлях. До полки немного не хватило, спуск с ледорубом на три такта по немного раскисшему фирну, повторяю - прямо в скальных туфлях. На леднике передышка, с вершины прилетает одинокий камень и с глухим чмоком впечатывается в снег метрах в 20 от нас. Все-все, уже уходим, поняли...
Ну и не козлы ли мы?! - была первая фраза Валеры по пробуждению. После драки, однако... нехорошо. Тем паче что за палаткой хляби небесные и прочая обыденная картина. Итак, что мы имеем?
Часть железа благополучно похоронили на спуске. Времени и ресурсов на вторую попытку по тому же маршруту у нас нет. Весь день, в коротких перерывах между сном, пламенно убеждаю лезть левее центра стены по контрфорсу. Все равно первопроход, пусть и не такой сложный, как в центре. Ну да, не так круто, не так стильно. Но зато логично.
Убедил.
И прошли мы этот контрфорс восточный, почти без проблем, вот такие уж мы оказались молодцы. Эпизодически пытались как-нибудь осложнить себе жизнь, но одумывались вовремя. И с погодой ведь повезло! Ну не чудо ли? (такой эпизод: стоим с Валерой возле вокзала в Печоре, 3 часа ночи, ждем ночной дежурный автобус. Предыдущий ушел за 30 секунд до нашего появления, следующего, похоже, не будет никогда. От нечего делать пытаюсь закинуть на дерево какую-то железную закорючку, валявшуюся рядом. Не получается попытку за попыткой. Валера, отобрав игрушку, отрешенно кидает ее за плечо, не глядя. Та, естественно, повисает на ветвях. Наш диалог:
- Повезло...
- лучше бы нам везло в чем-нибудь другом... ).
О чем это я? Ах, да! - короче говоря, когда мы спустились, выспались, собрались, не заблудились, быстро дошли и т.д. - байдарки и вертолета в условленном месте не оказалось. Все, что мы нашли на берегу озера Базового - это следы нашего здесь пребывания в начале апреля. То есть не густо. До ближайшей цивилизации 100 верст, продуктов нет совсем, как и тропы в эту самую цивилизацию.
Вертолет не прилетел... Я вот все думаю: как объяснить городскому жителю смысл этих слов? Что-то типа трамвай не пришел, но СОВСЕМ . Нет, плохо... Не найти сравнения. Глубокомысленно бродим по базе Озерная ; я в поисках еды, а Валера - вертолета. С задачами своими не справляемся. Нет ни того, ни другого. Фак(т).
И если на стене я подкалывал Валеру ты альпинист, ты и думай , то теперь имело место ты турист, вот и изобретай! . А что тут изобретешь?!
Есть несколько лодок Пелла , когда-то привезенных на вертолете с надеждой на организацию здесь Нью-Васюков международного туризма. У лодок этих есть как минимум два минуса: они разбитые и совершенно не приспособленные к сплаву по реке. Первый минус круче.
Есть хорошая карта района. По ней слишком хорошо видно, что куда не кинь - всюду клин. Строго говоря, самый близкий населенный пункт - геологическая база Неройка на восточном склоне Урала. До нее можно дойти за 3 ломовых дня. Потом неделю выбираться через Салехард попутными санбортами. Не годится.
За 4 дня можно дойти до базы Желанная. Оттуда еще 136 км до Инты. Если просохнет дорога, то можно даже подъехать на вездеходе.
Есть река Сыня, в истоке которой мы сидим и думаем. Заделать Пеллу ? Построить деревянный плот?
Ну что, в игре с судьбой счет 0:1 ? Как бы не так! В 10 утра шум винтов, прерванный анализ днища лодки и ее массы, объятия, немного водки, 128 тысяч баек про падающие вертолеты и наша байдарка. Часть каркаса утрачена в лучших традициях загадочной русской души, в ход идут замшелые стальные раскладушки, валявшиеся за избой. Байдарка завалена несвойственным альпинистским барахлом (тема дня: боятся ли воды закладки и оттяжки? ).
Ну, теперь упражнение в оптимизме: как вы думаете, что было дальше? Правильно!!! В реку не налили воды!!! Забыли! Одно непонятно, чем хуже было бы тащить по береговым буреломам только рюкзаки, зачем мы так ждали наше плавсредство? Жаркое начало лета сыграло с нами злую шутку: вместо ожидаемого паводка мы нашли бурный ручей глубиной по щиколотку. Байдарка ложится на дно как подводная лодка и отказывается двигаться дальше. Понукания приводят только к истощению ремнабора. Валера мрачно прикалывается над взятыми с собой спасжилетами. В предгорной тайге жара +38 градусов, олени выходят к отмелой реке в поисках прохлады и провожают бурлаков недоуменными взглядами чуть раскосых глаз. Валерина методика все сожрать и ломить налегке оборачивается новой голодовкой.
Четвертый день плетемся пешком по воде. По правде говоря, порой мы даже плывем. Но поскольку вылезать приходится очень часто, то посадка у нас самокатная: на одном колене на вещах в кокпите, а второй ногой отталкиваешься от дна. Это эффективнее, чем гребсти. Вот таким макаром ко дню рождения Валеры мы дошли до железной дороги.
Зарисовка поселка Сыня: брошенная огромная зона, осколок ГУЛАГа. Автобаза (блин, зачем она здесь? ведь сюда дорог нет!). Тонкий, даже эстетский запах перегара.
- Мужики, ну очень надо, байдарка там у реки... За один раз нам не утащить... Подвезите на своем УАЗике?
- Заводи ГТТ, Андрюха-а-а!!!
- Зачем ГТТ? Здесь же 6 км по грунтовке? - (мимо ушей)
- Срывай замок с гаража, задом давай! Ах ты,...! ....! ....! - (вездеход разулся )
- Может, на УАЗике?
- Заводи второй, толкнем, ...!
(Через два часа съездили на мотоцикле с коляской. Все-таки очень хорошие и отзывчивые люди на Севере. Серьезно. Нам этого почти не понять, когда ширина души даже больше, чем от Поноя до Ыльгыгытгына)
Итог нашей экспедиции не столь плачевен, как попытка о ней рассказать. Пройден первый маршрут на восточной стороне пика Сабля. Прохождение контрфорса мы оцениваем в 4Б. Непокорившийся центр стены - 6А без натяжек. Надеюсь, найдутся желающие... Возможности в Саблинском хребте огромные, вот вам близкое белое пятно. Если на вертолете из Печоры - час полетного времени. Для истинных ценителей - по нашим следам.Неужели вы допустите существование непройденного маршрута в 2000 км от столицы?!
Выражаем благодарность всем, кто помог в организации экспедиции:
фирмам RedFox , Промальп и Freeway , администрации национального парка Югыд-Ва и лично Марине Михайловой, Сергею Дедову и Николаю Александрову (г. Печора).