В фильме «High Tension» освещается самое громкое событие этого года в альпинизме.
Это история о восхождении на Эверест потрясла весь мир, но вовсе не из-за сложности маршрута. Печальную известность экспедиция получила вследствие конфликта, произошедшего между альпинистами Ули Штеком, Симоне Моро, Джонатаном Гриффитом и группой шерпов. Радиорепортер Закари Барр в качестве своей первой работы для студии Sender Films собирался снять фильм о попытке этой группы проложить новый маршрут на Эверест и Лхоцзе, но получилось нечто совсем другое..
Ули Штек
В фильме «High Tension» представлены документальные материалы о случившемся, а также проанализированы возможные последствия этого конфликта для развития альпинизма в районе Эвереста. Премьера картины состоялась 19 сентября на восьмом фестивале Reel Rock; в настоящее время ее демонстрация продолжается в различных городах, включенных в программу тура Reel Rock. Мы задали Закари Барру несколько вопросов о фильме.
Вы отправились на Эверест, чтобы снять совершенно определенный фильм, а вернулись с чем-то совсем другим.
Я сам до сих пор не могу прийти в себя! На следующее утро после конфликта Джонатан, Ули и Симоне связались со мной из базового лагеря через Skype. Мы разговаривали целый час, и я не мог поверить в то, что они мне рассказали. Я все еще был в Боулдере. Когда они позвонили, я как раз собирал вещи, чтобы отправиться в Непал и встретиться с ними в лагере. Они сказали, чтобы я не приезжал. Сказали, что экспедиция закончилась, и они едут домой. Но я подумал, что эта новость потрясет весь мир и что это отличная возможность снять интересный фильм. Однако фильм не появится сам по себе, а значит, я должен туда поехать.
Так Пит Мортимер, Ник Роусен и я решили, что мне нужно поехать, так как такой шанс упускать нельзя. Честно говоря, я подумал о том, что если авиабилет уже нельзя сдать, то какой смысл отказываться от поездки. Еще я подумал: «А вдруг я прилечу туда, увижу, что панорама никуда не годится, и улечу обратно».
Но история была слишком интересная, чтобы так просто отказаться от этой идеи. Мы просто обязаны были попробовать. Итак, изначально предполагалось, что я встречусь с тремя альпинистами – одними из лучших в мире – в базовом лагере у подножия Эвереста и начну готовить материал для фильма о скалолазах. Вместо этого я оказался в лагере совершенно один и попытался снять фильм о конфликте между легендарными альпинистами и не менее легендарными шерпами. Все это было так странно и так неожиданно..
Сложно ли было рассказать эту историю с точки зрения шерпов?
Рассказать обе части истории было довольно сложно. Чтобы собрать весь необходимый материал, я провел в Непале целый месяц. Я взял десятки интервью. Благодаря этим интервью – как официальным, так и неофициальным – я получил довольно полное представление о том, что же все-таки случилось.
Конфликт произошел на почве разногласий в отношении этических норм. Участники экспедиции и проводники пытались выяснить, кто в горах главный и может ли какая-либо группа заявлять свои права на маршрут. Однако достаточно быстро стало понятно, что дело не только в этике и в том, что случилось в тот день на склоне Лхоцзе. Одними только этическими разногласиями и событиями одного дня нельзя объяснить произошедший конфликт.
Драка в фильме выглядит очень суровой. Как вам удалось ее снять?
Меня не было на Эвересте, когда она произошла. Я был еще в Боулдере и собирался в дорогу. Наш фотограф Джонатан Гриффит тоже не сделал никаких снимков, так как в этот момент у него были дела поважнее. Тем не менее, благодаря многочисленным очевидцам нам удалось воссоздать случившееся во втором лагере.
У всех, кто был на Эвересте, была с собой фотокамера или хотя бы смартфон. Разумеется, все снимали видео и фотографировали то, что происходило на их глазах, так что документального материала было хоть отбавляй. Мне осталось лишь найти этих людей и получить у них разрешение использовать их записи и снимки в моем фильме.
Ули Штек – спокойный, сдержанный человек, а Симоне Моро, напротив, вспыльчив. Какие у тебя остались впечатления от работы с ними?
Они оба славные парни. Они были очень дружелюбны со мной. Конечно, поначалу (по вполне понятным причинам) они были не очень-то расположены к съемкам нового фильма о нападении шерпов и о том, что им не удалось совершить восхождение своей мечты. Тем не менее, в конце концов, они рассказали нам всю историю, и я им крайне благодарен за это.
Какие отзывы вы получили об этом фильме?
Было очень много положительных оценок. Многие говорят, что это лучший фильм из всех, когда-либо выпущенных студией Sender Films. Я думаю, это связано с тем, что во второй половине картины мы немного отходим, собственно, от альпинизма и углубляемся в другие материи, более сложные и неоднозначные. Мы рассуждаем о том, почему возникает несправедливость, о том, как стремление сэкономить деньги ставит под угрозу безопасность, и о том, почему шерпы гораздо чаще погибают в горах, чем западные альпинисты.
Если же вы пришли на Reel Rock, чтобы посмотреть фильм, который вдохновит вас на новые подвиги в альпинизме, то этот фильм не для вас. И все же я надеюсь, что из моего фильма можно извлечь что-то полезное, узнать что-то новое об Эвересте и о людях, которые там работают. Что же до альпинизма, то на фестивале Reel Rock демонстрируется множество хороших фильмов, в том числе о Хейзел Финдлей, Юдзи Хираяме и Дэниеле Вудсе, которые посвящены героическим восхождениям по самым сложным маршрутам.
Какие идеи вы хотели донести до зрителей в своем фильме?
Если люди будут обсуждать фильм, выйдя из кинозала, значит, я достиг своей цели. Я бы хотел, чтобы зрители задумались над тем, как бы они отреагировали на ситуацию, в которую попали Ули и Симоне. Приняли бы они те же самые решения или нет? Какие меры наказания следовало бы применить работодателям к шерпам, спровоцировавшим драку? Какая часть ответственности за эту драку лежит на самих альпинистах? Но это самое большее, на что я рассчитываю. В целом мне будет приятно, если зрители просто получат удовольствие от просмотра фильма.