Скоро год, как я побывал на юбилейным съезд ФАР (Москва, 08.11.12), где собрались участники экспедиций СССР и России (от 1982 г. до 2012 г.). После официальных поздравлений (участников вызывали на подиум - по годам и вручали Почетные Знаки Восходителя на Вершину Мира), показывали фильмы и клипы о наших экспедициях, было общение зала и фуршет: много ярких и чудесных встреч со старыми друзьями - нахлынули воспоминания о былом…
Вернувшись домой, раскопал старые дневники и фото (десятилетней давности), восстанавливая события в памяти и впечатления минувших лет…
Итак, весной 2002 г., шестеро уральцев (экспедиция Екатеринбург-Магнитогорск) отправились в Гималаи на штурм Эвереста с Севера. Состав экспедиции: сверху (слева-направо) - Поволоцкий Владимир, Болотов Алексей и Кириевский Геннадий, снизу (слева-направо) - Рагозин Валерий, Борисов Сергей, Ермачек Юрий. При этом, Кириевский Г. (руководитель экспедиции) и Рагозин В. - оба из Магнитогорска, а все остальные - из Екатеринбурга.
О нашей экспедиции много сказано в Интернете (см. www.alpclub.ur.ru) и прессе, а потому выделю некоторые моменты своих воспоминаний об этом Восхождении (их еще не было в сообщениях моих и других участников).
В базовый лагерь (BC на высоте 5200 м, со стороны Китая) мы добрались на джипах из Катманду (столица Непала) через Тибет. Отсюда - прекрасный вид на Северную стену и наш маршрут с выходом на С.-Восточный гребень пика Эверест (он показан на фото_1), а чуть ниже BC - старый монастырь буддистов (с пещерой Гуру Подмасамхавы).
Из ВС мы довольно быстро адаптировались, организовали верхний базовый лагерь (АВС), познакомившись со многими командами разных стран (здесь находилось до 18 групп восходителей).
При этом, радушную встречу готовила для нас команда Японии. В шатре нас принимал руководитель экспедиции, Томиясу Ишикава (Томи). К нам он был очень приветлив, зная о нашей помощи японских альпинистов на пике Победа в 1998 г. Поднимали тосты, просматривая известную публикацию (см. фотообложку, Приложение_2), как нам удалось спасти терпящих бедствие 4-х японцев (молодого из них - мне пришлось опустить "с того света", из-под "Обелиска", где он оставался сидеть, закрытый накидкой, попрощавшись с друзьями и небом…).
Моя следующая встреча с Томи состоялась позднее (18.05.2002), когда мы группой вышли на штурм Вершины из лагеря III (~8300 м, около 3 часов ночи), а я был последним, закрывая палатку. Догоняя ребят, я внезапно услышал стоны и в свете фонарика, невдалеке тропы увидел человека. Он лежал на снежном склоне, без чувств, в маске и тяжело дышал, но кислородный баллон был пуст. Когда я наклонился к нему, предлагая помочь, то при свете фонарика оказалось, что это наш знакомый японец - Томи! Тогда я подключил к нему свой кислород, чтобы как-то восстановить его память и силы. Однако здесь, выше 8 км, поднять и заставить идти вниз обессиленного человека было весьма нелегко, на эти попытки ушло немало времени и кислорода… Пытались связаться с его группой и когда я уже собирался пойти в штурмовой лагерь III за помощью, снизу подошли к нам двое (в темноте: японец и шерп) и я передал им "из рук в руки" Томи , а сам продолжил движение, по маршруту наверх.
В итоге, я отстал от нашей тройки (Ермачек Ю., Кириевский Г. и Рагозин В.) и поэтому к вершине поднимался один. Впечатления - грандиозные, но об этом потом! Вкратце скажу, что при прохождении трех скальных ступеней верхнего гребня приходилось лесть по льду и скалам, хотя в наиболее крутых местах висели перила. На двух-трех площадках лежали закутанные тела восходителей прошлых лет .
Уже перед куполом вершины я встретил наших троих, которые спускалась вниз. Погода при этом ухудшалась и кислород уже заканчивался (снизил расход почти до предела).
У вершины ветер немного утих и кругом, почти до горизонта - облачность и солнце ушло за тучи, и даже соседние вершины Лхоцзе почти закутаны туманом - сложно вести фотосъемку. Опустился на колени у вешки, помолившись на все четыре стороны… Достал из рюкзака отражатель лазерного дальномера и сфотографировал его рядом со мной на вершине (Фото 2, затем передал спонсору - УОМЗ, для его музея). Около часа я был на вершине, а когда закончился кислород, то наконец-то снял маску и начал спускаться вниз.
На спуске видимость еще ухудшилась, а скорость движения оказалась не столь высокой (почти как у Леше Болотова - перед нами, два дня назад, он ходил на вершину без кислорода (16.05.2002, в двойке с Сергеем Барисовым). Поэтому, к штормовому лагерю III я подошел уже на закате...
Ребята меня поздравили, я перекусил, и лег у выхода тесной палатки. Спал крепко, но к утру, еще во сне, вытащил ногу их спальника… Проснувшись, обнаружил, что большой палец на левой ноге замерз и даже почернел . Далее, снова спускались самостоятельно, погода еще ухудшалось (усилился ветер, поземка), собирали вещи из трех лагерях и к вечеру спустился в АВС. А дальше - к успешному финишу: ВС (Фото 3) и Катманду, где отпраздновали в ресторане "Лапа" (после Эвереста там кормили и поили бесплатно). К нам подходили и фотографировались участники многих других команд (включая казахстанцев - Сергей Лавров и молодой Денис Урубко, Фото 4 и 5).
Поволоцкий В.Ю. - МС СССР, многократный Чемпион СА и ВМФ,
Снежный барс, инструктор, гид
и спасатель (на сборах, в МАЛах "Навруз" и "Хан-Тенгри" - с 1991г. до с.г.).