Поскольку точно вспомнить, как это было, уже невозможно (могу напутать), выбираю сказочный жанр. Любые совпадения и намёки прошу считать авторским произволом.
Итак,
Былина о том, как мы старались…
В некотором царстве, в некотором государстве альпинисты очень любили соревноваться друг с другом. Почему? – до сих пор не ясно, но дорогу и консервы наша местная губерния оплачивала. Остальная мотивация, снаряжение и риски – за свой счет. Ну, и ладно. Главное – хорошие горы и компания.
Горы для этого чемпионата были назначены самые лучшие из тех, что были у нас за «железным занавесом». Район Аксу. Как знали, что в последний раз соберутся витязи со всей Сказочной Советской Социалистической Руси на этот банкет.
От нашей Днепровской губернии собрались 10 претендентов, и тренеру сборной Василию Григорьевичу было из кого выбирать 6 человек в команду.
В качестве тренировки и ознакомления с районом пошли двумя командами на п.Адмиралтеец 5Б по СВ ктрф. и Искандер по Ю.ст. 5Б (м-т Голубева)
На спуске с Адмиралтейца мы потеряли одного доброго молодца. Имея собственное мнение, отличное от капитана, он пошёл «налево», в ущелье Сабах.
Сидим 2 дня в лагере, ждём… Тренер ругается. Жалко, однако. Хоть и вредный, но свой.
Пошли искать через перевал. Снизу какой-то таджик поднимается, чёрный такой. Кричим – «Эй, мужик!» Вблизи оказался таки он, пропавший. «А я там золотого корня насобирал, говорит. Красивое ущелье, понравилось…» Кто бы сомневался.
Сидим еще неделю, ждём решения. Кто будет в основном составе?
Молодежь рвется в бой и ходит кругами, более опытные варят плов, пьют чай.
Капитан с тренером разложили штабные карты. Хитрые тактические планы строят? Та нет, пульку пишут…
Наконец тренер выдает – у нас в стране приступ демократии! Поэтому - вот вам бумага, ручки, пишите каждый свой рейтинг. «Гамбургский счёт» называется.
Забавная штука, кстати. Двое из 10 на самом деле не хотели чемпионатиться и поставили себя на последние места. Самоотвод сработал. Любитель неисследованных ущелий и золотого корня единодушно замыкал список. И только один, который мог, но слишком сильно хотел, занял 7-е место. Мне, правда, жаль его было. Но когда это «слишком», то это напрягает. Звёздная болезнь не совместима с предстоящим 20- дневным марафоном,
когда весь мир замыкается в одной палатке на шестерых.
А именно такая была формула чемпионата.
Задача проста. Каждый маршрут имеет рейтинг, соответственно дням на его прохождение (по оценке экспертов). Т.е от 2 до 11. Рейтинг маршрута умножается на количество прошедших его участников. Общий старт, через 20 дней финиш. Остальное – ваши проблемы. (Как потом оказалось, даже в такой простой формуле скрыты большие возможности для тактических маневров).
Команды выбрали совершенно разные тактики, но наши светила не обращали на это внимания, справедливо считая, что «драка покажет».
Разделили количество дней на рейтинги маршрутов, получилось три 6А на разные вершины, включая Аксу (самый короткий м-т Васильева). На Аксу, правда, всем хотелось, когда еще попадем?
В общем, простенько и со вкусом! По плану мы в призах.
Начинать надо было с маршрута Грищенко по Ю.ст Искандера.
Чемпионат стартовал… со всеобщей отсидки под маршрутами. Непогода…
На следующий день всё-таки выбрались из засады и в полном тумане пошли провешивать перилами цоколь. На заснеженных скалах лидировал Мишаня, и к концу дня мы перебазировались под начало основной стены.
Погода наладилась. Но где маршрут? По мутной фотографии, что у нас была, да еще сидя посреди горы, трудно ориентироваться. В описании значится 2 веревки по внутреннему углу. Тут этих внутренних углов… несколько штук, через каждые 50 м. Спрашиваем по рации тренера, который, кстати, был в числе первопроходцев этого маршрута в команде Грищенко.
Ответ: «Ребята, я не помню. Я же слесарем тогда работал на заводе…»
Выбрали подходящий угол, полезли. Следов нет, но рельеф лазовый пока, напираем.
Где-то с четвертой веревки я начал сомневаться. Скала становится рыхлой, крючья откалывают куски породы. А следов по-прежнему, никаких.
Пытаюсь бить шлямбура. Напарник приносит мне мой шлямбур с «приклеенным» к нему куском скалы, говорит, вынул руками. Приходит осознание, что лезем первопроход. Всё бы ничего, но скала становится отвесной, и без надежной страховки я такое лезть не умею.
Сейчас я уже точно знаю, что это было самое безрассудное лазание в моей жизни. Но тогда я думал – может так и надо? Просто я не готов к «шестёркам»? Подошедшие снизу старшие товарищи глянули на рельеф, почесали репы и предложили спуститься к палатке для обдумывания ситуации. С этого места как раз хватало 6 веревок до полки, дальше – точка невозврата.
За ночь желающих лидировать на маршруте не добавилось. Приняли благоразумное решение отступить и «быстренько» переключиться на Аксу. Хлопцы полезли наверх снимать веревки. На верхней станции обнаружили только одну живую закладку, два крюка под нагрузкой вывалились…
Спустились на ледник.
Аксу напротив, через дорогу. Наш маршрут Васильева 6А по правому бастиону С стены.
Сразу, без отдыха, ушли на обработку.
После всех ужасов, эта стена порадовала монолитностью. Хоть и обледенелая местами. Точки надежные, наглости много, получалось быстро
На второй день дошли до «Васильевской полки» (12 веревок) и провесили еще 6 выше. До гребня – рукой подать, метров 150 несложного микста.
И снова непогода. По стене льют потоки воды и тут же замерзают на наших веревках и куртках. Решаем оставить перила и спускаться на полку ждать.
Сидим вшестером в одной «памирке». Вспомнили про «кружку Абалакова», хоть раньше и не верили в эту хохму. Курили по очереди, т.к в палатке один курит – всем хватает. Экономия!
Без перерыва идет дождь с крупой. Мокро, холодно. Теплых вещей ни у кого нет. Перед выходом тренер поднял наши рюкзаки и скомандовал: «Облегчайтесь! Жрать в лагере будете». Вслед за продуктами в сторону отложены были спальники, теплая Азия всё-таки…
Единственный спальник остался у капитана. Все три дня отсидки он, в качестве НЗ, служил подушкой капитану.
Можно, наверное, лезть без еды. Особенно, когда видишь вершину. Но сидеть в непогоду без обеда тоскливо. Продукты и бензин начали заканчиваться. Толик от безделья собирал «пустые» банки и ножичком зачищал их внутренности. Получилось пол-ложки меда и ложка халвы.
По рации передали – у Мишки родилась дочка. Предлагаем назвать Аксиньей, задобрить гору.
Когда уже устаешь ждать, обязательно что-то меняется. Или приходят новый беды…
На четвертый день осадки прекратились, выглянуло солнце. Как медведи после спячки, выползаем на свет божий и пытаемся лезть по обледеневшим перилам. Хватит ли сил до вершины? Нам еще 20 веревок по непростому гребню и спуск по 5Б, тоже длинный.
И тут еще «звоночек». Один из участников позеленел и стал терять сознание на перилах. Нас шестеро и был вариант разделиться. Но капитан принял решение – всем вниз. До сих пор не знаю, благоразумие это было, или минутная слабость, но вся команда с облегчением согласилась.
В благородном порыве поехали вниз. К продуктам? Нет, спасать товарища!
Спустились на базу. Тепло, сытно. У меня день рождения, но радости нет. Чемпионат позорно проигрываем. Осталось 4 дня, а у нас ни одной горы. Форма – зверская, команда слаженная. Хотя «мужик» про наши успехи выразился конкретно: «Дитей понабыралы в команду». Сказал, как отрезал.
Тем временем, наши запасные, не попавшие в команду, удивили весь чемпионат, сходив м-т Петриченко 5Б на Блока «из лагеря в лагерь»
Мы тоже бьём копытами. На здоровом кураже вылезли Адмиралтеец по Столбу с одной ночевкой. Пять команд соперников перед нами имели по две ночевки или обработку. Лезлось хорошо, как никогда раньше и никогда позже.
Маршрут великолепный и зрелищный. В отличие от Аксу, стена утром прогревается солнцем, скалы сухие и монолитные.
Правда, вершина Столба – не конец маршрута, и чтобы снять записку надо зайти на главную вершину с другой стороны, а это еще день работы и как бы отдельный маршрут примерно 5А.
Мы с Мишкой взяли снаряги по минимуму и налегке рванули на вершину.
И чуть было не наказали себя, потому что на вершине нас опять накрыла непогода. Электрические разряды больно били по носу и стекали по мокрым курткам. Отступили на несколько метров от высшей точки, там всё спокойно. Сняли с себя железо и ползком опять полезли на вершину писать записку.
Дальше новая проблема - обычный спуск по бараньим лбам стал невозможен – всё засыпало снегом. Приняли решение двигаться по гребню, надеясь на его понижение. Но гребень вскоре стал наоборот повышаться.
Стали закладывать дюльфера по стене, оставляя снаряжение. Вот уже железо закончилось, а стена еще нет, уходит из-под нас в молоко. На мне висит один ледобур, шепчет – я тут, я пригожусь. Спускаюсь в неизвестность.
И, о чудо! Из тумана выплывает кусок плотного фирна 1х2м. Кручу в него бур, проверяю своим весом, принимаю Мишку на этой «станции». Следующей веревки хватило как раз до ледника… Гора отпустила. Нам снова повезло.
Потом были несколько часов спуска на базу в темноте. Когда напряжение спадает, рюкзак кажется свинцовым, а ноги ватными. Дорогу освещала луна, появились долинные луга, на лугах уютно спали лошади. Было хорошо идти в одиночестве и никуда не спешить. До закрытия чемпионата в 24.00 оставалось еще пару часов.
Что в итоге?
Победили свердловчане. Они применили весьма творческую соревновательную тактику – ходили не всей командой, а мобильными тройками. На Аксу время не тратили, баллы набирали количеством «пятерок». А еще, исполнили гениальный трюк – пока четверка ходила на Искандер 5Б, Клёнов с напарником провесили 17 веревок по Столбу и на следующий день вся команда была на вершине.
Киевляне прошли один тяжеловесный маршрут на Аксу и одну короткую шестерку на Искандер, что было достаточно для серебряных медалей.
Москвичи три раза подряд залезли на Блока, а потом успели на Столб. Третье место.
В общем была борьба стратегий.
Наше всего 7-е место.
Много это или мало? При всем нашем разгильдяйстве, нам сопутствовала удача. Горы предъявляли нам свои суровые требования, предлагали заглянуть за пределы наших возможностей. Мы несколько раз прошли по грани и благополучно спаслись. Взамен получили бесценный опыт и веру в удачу.
Но главное, что мне посчастливилось участвовать в этом масштабном форуме. Среди участников были молодые тогда Александр Клёнов, Валерий Бабанов, Александр Ручкин, Павел Шабалин, Дмитрий Греков, Валерий Розов и много других.
Через 3 дня, 21 августа Советский Союз закончился.
А с ним и возможность собрать в одном месте настолько сильный состав.
Красивое завершение эпохи советского альпинизма.
Кому интересны протоколы, вот они:
P.S.
Мы спустились в Пенджикент 19 августа. Билеты на самолёт на 21-е. Всю ночь слушаем радио, какие-то апокалипсические заявления ГКЧП. Слова «путч» тогда еще не было.
Идем по ночному городу в поисках магазинов. Навстречу узбек пьяненький. Толик попросил у него закурить. Узбек отдал пачку «Примы» со словами: «Берите, дорогие. Горбачева сняли, скоро всё будет – водка, сигареты»