В ходе пятидесятидневной экспедиции нам постоянно приходилось чего-нибудь ждать. Сначала ждали багаж в Оше, который почему-то не прилетел, потом в Лейляке месяц ждали погоду, которая не спешила налаживаться. Но самое продолжительное и напряженное ожидание чуда предстояло пережить мне в одиночестве под пиком Ленина. Теперь обо всем по порядку.
Наша немногочисленная экспедиция на старте состояла из нас с Женей Тимко и трех одесситов: Александра Лавриненко, Сергея Максименко и Максима Перевалова.
Получив багаж через сутки после прилета, мы кое-как добралась до ущелья. Поставив палатки и возведя заграждения от коров, что в данной местности чрезвычайно важно, мы приступили к созерцанию обледеневшей Аксу. Вообще из базового лагеря любоваться можно только ей, так как других больших гор отсюда не видно, а Аксу огромная, страшная и видна отовсюду.
У нас стандартная программа: день лазания по камням, потом разминочная пятерка-А на Домашнюю (отмечаем большое сходство с каравшинской разминочной пятеркой на Желтую Стену). Теперь мы готовы к серьезному восхождению. Планируем сделать третье прохождение м-та Жильцова на Искандер.
Семь часов подхода и вот мы под стеной в окружении легендарных пятитысячников Аксу, Адмиралтийца, Петроградца, и Искандера. Немного особняком от этой четверки стоит пик Блока. Глаз любителя стен не нарадуется.
Но долго любоваться красотой не получилось. Только успели мы поставить палатку, как начался снегопад, продолжавшийся два дня.
Два дня в маленькой палатке без плеера, планшета и прочих тех-средств, помогающих убить время – это долго. Первый день мы продержались на энтузиазме достаточно легко. Второй день дался труднее. Гулять под интенсивным снегопадом совсем не хотелось, поэтому мы искали себе занятия на территории палатки. Вначале развлекались пересчетом продуктов. Но заметив, что раз от раза их становится все меньше (особенно сникерсов), вовремя прекратили это занятие. Потом у нас наметилась тяга к физкультуре: мы качали пресс и ходили по кругу гусиным шагом…
К вечеру второго дня мы увидели просветы на небе. Но радостно на душе не было, так как в разрывах облаков мы увидели и нашу стену. Она выглядела в лучших патагонских традициях – вся в ледово-снежном панцире.
Мы прекрасно представляли, во что превратится вся эта красота с первыми лучами солнца.
Первый день был самый противный. Лазание по некрутым скалам между ручьев. Со стены постоянно валился лед и камни. Выдохнули лишь, когда долезли до полки под карнизами.
Второй и третий день были очень похожи друг на друга. Движение по отвесной стене со сложным рельефом
и удобные ночевки.
Вечером третьего дня на нас снова обрушилась непогода.
С трудом установив на сильном ветру палатку, мы до часу ночи удерживали ее спинами. Сидели полностью одетые на случай разрушения нашего жилища (нужно заметить, что украинский производитель палаток не подкачал). Потом ветер понемногу стих, и мы смогли заснуть. Снегопад продолжался весь следующий день, и нам опять пришлось маяться в палатке. Здесь, в районе 5000 метров, гусиным шагом ходить уже не хотелось. Хотелось есть, но с этим вопросом было уже очень непросто.
Непогоду вновь сменил солнечный день, и мы по замикстованым скалам устремились к вершинному гребню.
Итог таков: на прохождение у нас ушло четыре дня лазания вперемешку с тремя днями отсидки, плюс день подхода и день спуска.
О маршруте: линия сложная и трудоемкая, включает большой объем ИТО. Ключевые места с лихвой соответствуют А3. Рельеф очень специфический - во многих местах щели залиты накипью, уходит много времени на их зачистку. На маршруте нет шлямбуров, что необычно для такого сложного рельефа. Чувствуется, что первопроходцы были очень прогрессивными восходителями. Позитивным моментом является наличие удобных полок, равномерно расположенных через 6-7 веревок. Общая протяженность маршрута 28 веревок, из которых 19 по основной стене. В целом это сложная и трудоемкая 6-А на красивый пятитысячник.
Отъевшись и отогревшись, мы стали думать, как с пользой провести оставшееся время. На Аксу времени уже не хватало. Приняли решение лезть на пик Блока по м-ту Максимени (тоже третье прохождение).
Стоило нам подойти под гору, как погода снова испортилась на два дня. Правда, здесь мы были уже не одиноки. С нами вместе тепла и солнца ждали Игорь Савельев и Саша Шумбасов из МГУ. По вечерам москвичи приобщали нас к культуре народов севера.
Восхождение на Пик Блока прошло ровно и гладко. Мы пролезли стену за 4 дня. Искренне радовались спитам на станциях, живописным карнизам и хорошим полкам, расположенным через 6-7 веревок (аналогично м-ту на Искандер). Основная часть маршрута идет по нависающему внутреннему углу с серией карнизов. По всей видимости, угол образовался не так давно и в ближайшие десятилетия здесь могут произойти ощутимые изменения, аналогичные соседнему м-ту Валиева.
А потом мы вернулись в Ош, наелись арбузов и шашлыков, встретили Валентина Сипавина и втроем отправились на пик Ленина получать первый высотный опыт.
В день заезда в базовый лагерь я крепко заболел, видимо подхватил в Оше какое-то ОРЗ. Мои друзья отправились акклиматизироваться на 6100, а я убитый горем, остался гулять в окрестностях базового лагеря. В первый же день одиночества я, переоценив свои силы, прогулялся на перевал 4100 м. Тогда я понял, что такое по-настоящему плохо себя чувствовать и больше так не экспериментировал. По связи я узнал, что Женя и Валик во время акклиматизации сходили на вершину. День за днем я в одиночестве бороздил между базовым лагерем и Луковой поляной, а по вечерам угрюмо сидел в своей палатке и лузгал семечки. Все это время я жил надеждой сходить на гору. Я понимал, что без ночевки на 6100 и после болезни у меня мало шансов дойти до вершины. Решил, что если дойду до 6400, то это будет для меня хороший результат.
Прожив 8 дней в лагере, я наконец почувствовал в себе силы выйти на гору. В первом лагере состыковался с Александром Груздевым из Москвы. Очень интересный человек - по профессии физик-атмосферщик, в 90-м году зимовал в Антарктиде. Общаясь с такими людьми, узнаешь много нового.
В ожидании погоды мы с Александром провели 3 дня на 5300. В один из этих дней я прогулялся на 6100. По связи был прогноз, что 14-го августа будет окно хорошей погоды, поэтому 13-го, не смотря на сильный снегопад, толпа народу устремилась в третий лагерь. Мы тоже вышли на стартовую позицию.
Вопреки рассказам на 6100 очень хотелось есть. Особенно хорошо шло сало и колбаса. Спалось на тройку с минусом но, тем не менее, утром мы были готовы попытать счастье.
14-го погода действительно была.
Мы вышли в шесть утра, большинство же восходителей стартовали около пяти и уже были в районе 6300. Толпа была очень солидная, не менее 30 человек. Мы с Александром шли очень медленно и, казалось, что таким темпом мы никуда не успеем. В восемь утра мимо нас прошли первые, сошедшие с дистанции восходители. Около десяти утра мы догнали основной паровоз, который таял на глазах. Тогда я понял, что идем мы хоть и медленно, зато уверенно. На высоте 6600 есть небольшой технический участок – т. н. «Нож». Под ним сидели пятнадцать человек и загадочно смотрели вверх. Сначала мы подумали, что здесь какая-то очередь. Но потом поняли, что все эти люди выше не пойдут.
Выше 7000 шлось тяжело но, тем не менее, шлось. Мне не раз рассказывали про двухкилометровый вершинный гребень с многочисленными подъемами и спусками. Поэтому, увидев выполаживание, я подумал, что все это еще впереди. Подошел ближе, вижу Ильича и таблички. Люди, шедшие впереди меня, фотографируются и дальше не идут. Значит это вершина, преодолеваю последние метры и вот оно немереное чувство счастья!
Скоро подходит и мой напарник. Искренне поздравляем друг друга, фотографируемся и начинаем спуск. Самое противное на спуске с Ленина по «Классике» это подъем на Раздельную. Но вот и он позади, мы сидим в палатке и греем чай. Постепенно приходит осознание, что у нас все получилось. Дальше только вниз.