Войтек Куртыка."Альпинизм - это сложный и уникальный стиль жизни".

4
3 августа 2013 в 23:17 16207 просмотров 1 комментарий
15 июля 1984: С угасанием вечернего света, горы, окружающие Войтека Куртыку, проявлялись все глубже, практически призматические тени красоты. Вместе с Ежи Кукучкой они были на высоте 7600 метров на седловине между северной и центральной вершинами Броуд Пика (8047м). Это был третий день их десяти-километрового траверса горы. Отступление было невозможно.


Позади лежал острый гребень, стена сераков и лавиноопасный участок. Впереди простиралась неизвестность. Но едва ли Войтек испытывал чувство страха. Он пытался объяснить всю глубину момента: "Я вспоминаю это как бред - это был очень духовный миг. Красота - это своего рода связь между нами и высшими мирами".

Войтек родился в 1947 году в Скрзынке, небольшой деревушке, окруженной зелеными, лесистыми холмами южной Польши. Его отец был хорошо известным публицистом, внимательным наблюдателем человеческой натуры. Когда они переехали в город Вроцлав, Войтек очень скучал по ярким цветам сельской местности. Изучая в университете электронику, он страстно увлекся скалолазанием. Благодаря природным задаткам, его вскоре пригласили присоединиться к польской экспедиции в Татры, а затем и в Альпы. На высоте он впервые побывал в путешествии в Афганистан в 1972. И даже тогда его восхождение было в легком стиле - никакой предварительной установки лагерей или закрепленных веревок. Результат был необычен для тех времен: первое восхождение в альпийском стиле по 1800-метровой северной стене Ахер Чиох (Akher Chioh, 7017 метров), которая имеет поразительное сходство с вогнутой линией северной стены Айгера.

С тех пор, альпинистская карьера Войтека олицетворяла его собственное кредо: "Альпинизм - это сложный и уникальный стиль жизни, переплетение спортивных элементов, искусства, и мистицизма." После прохождения новых маршрутов в Афганистане на внушительных стенах, состоящих из рыхлой породы и нависающих сераков, он в 1978 году поехал под Changabang (6864м) в Индийских Гималаях. Во время своего восьмидневного первопрохода по блестящей, никем не пройденной диретиссиме по Южной стене, он понял что его вдохновляло больше всего: создание элегантно изогнутых линий на крутых участках скал и льда, вместе с небольшой командой друзей.

На непальской Дхаулагири 8167м, он перешагнул на новую ступень риска: восхождение в альпийском стиле на один из высочайших пиков в мире. За исключением двух или трех веревок, команда, состоящая из четырех альпинистов прошла всю восточную стену соло в 1980 году, в основном в снегопаде. Войтек всегда был переборчив в своем выборе, включая и выбор партнеров по восхождению. В 1983, он и Ежи Кукучка проложили новые маршруты на Гашербрум I и II (8068м; 8035м) в Пакистане, они настолько пришли к гармонии друг с другом, что едва ли нуждались в том, чтобы разговаривать. В следующем году, всего за пять дней, они соединили северную, центральную и главную вершины Броуд Пика, совершив первый траверс горы.

Позднее Войтек проводил недели расшифровывая возможные ловушки и слабые места не пройденной 2500-метровой Сияющей стены Гашербрума IV (7925м). И он пришел к выводу, что ключом к этой загадке станет огромный кулуар справа от центра стены. Хоть и опасная, эта линия проходила вдали от подобного мрамору скального пояса, который не пропустил предыдущие связки. За восемь дней в 1985, он и Роберт Шауер (Robert Schauer) пробивались сквозь грозы и лавины, организовывая лишь "психологическую страховку" на ужасно гладких скалах и остановившись не дойдя чуть-чуть до вершины. Многие альпинисты до сих пор называют это восхождение "восхождением года". На что Войтек отвечает: "А кто-нибудь повторил это восхождение, чтобы подтвердить наше впечатления о нем? Кроме того, есть ли смысл в том, чтобы нарекать стихотворение стихом века?"

Три года спустя, Войтек и Эрхард Лотеран (Erhard Loretan) стали первой двойкой, прошедшей новый маршрут на Транго-Тауер (6239м). Войтек описывает 29 веревок золотого гранита как "настоящее произведение искусства, как будто ты находился внутри кристалла." В 1990, в Непале и Тибете он еще больше погрузился в чувства, которые он считает важнейшими в альпинизме. В течение шести дней, он с Эрхардом и Jean Troillet пролезли новые маршруты на Чо Ойю (8188м) и Шишапангму (8046м). Войтек назвал их стиль "ночной-голый": один рывок с четырьмя сладкими батончиками, бутылкой воды, 30 метрами 7-миллиметровой веревки и четырьмя крюками. Они даже не взяли системы. Эти приключения были кульминацией его стремления к свободе на высочайших горах - в стиле fast and light. Эти же восхождения также стали последними внушительными восхождениями Войтека в Гималаях, но и не последними в его карьере. В сорок шесть, в 1993, он прошел в стиле свободного соло техничный и аккуратный спортивный маршрут Chinski Maharadza категории 7с+ в польском районе Юра.

Тридцатилетняя карьера Войтека Куртыки усеяна не только выдающимися триумфами, но также и поспешными и стратегическими отступлениями. Многие альпинисты приписывают его выживание почти мистическому процессу принятия решений, заявляя что Войтек немного "витает в облаках". Войтек шутя называет себя законченным трусом. Возможно. Но он совершил наиболее смелые - и некоторые могут сказать наиболее опасные - восхождения в истории высотного альпинизма, и ни он ни его напарники никогда не получали травмы на этих восхождениях.

Сегодня, Войтек немного удивлен, что альпинистская общественность до сих пор интересуется им. Он относится к альпинистам своего поколения как к "динозаврам". Тем не менее, ведущие альпинисты до сих пор часто спрашивают у него совета или просто желают пообщаться. За прошедшие двадцать лет, он настаивает, он был больше увлечен изучением растений у себя на грядках, чем прохождением маршрутов где-то в горах. Кажется, что ему даже не нужно лишнее внимание, он известен своими отказами. Отказами участвовать в фестивалях, в лекциях, отказами принимать награды и встречаться с репортерами.

"Зачем ворошить прошлое", спрашивает он, "если настоящее предлагает гораздо больше тайн и очарования?" Он заботится о двух своих взрослых детях, чтобы они нашли свое место в мире. Он много думает, и очень упорно. Его называют "метафизическим мозговым центром" польского альпинистского сообщества. И до сих пор Войтек пытается понять эту "связь с высшими мирами", его философия остается загадочной. И хотя он отвергает существование бога, он часто обращается к духовности. Он пишет с мучительным вниманием к каждому слову, часто насыщая предложения черным и причудливым юмором. Он страстно ухаживает за садом и смакует стакан хорошего грузинского вина с идеально приготовленным картофелем. И он ходит в горы. Войтек никогда не перестанет ходить в горы. Почему он должен переставать? Они ему дали так много.

http://www.alpine.in.ua/index.php?section=news_art&id=1563

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Агеева Евгения »» | 04.08.2013 09:50
  
0
Спасибо, Денис! прочитала но одном дыхании! по-существу , информативно,интересно , здорово написано! почему на RISK е пишут люди,которые двух слов связать не могут? и их читают...(
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU