Лейла Албогачиева - первая женщина из Ингушетии, взошедшая на Эверест.


Она была на Эвересте и Эльбрусе, а сегодня рассказала «Советскому спорту», как плачут мужчины, как горы приходят к ней во сне, и за какие вершины альпинистке пообещали джип.

Лейла Албогачиева стала первой женщиной из Ингушетии, взошедшей на Эверест. В тех, местах, где родилась альпинистка ее профессия, мягко говоря, не считается обычной для представительниц слабого пола. Ей угрожали, ее уговаривали, но она всякий раз уходила к вершинам. Вернувшись с самой высокой точки планеты, Лейла нашла время и ответила на вопросы журналистов.
АЛЬПИНИЗМ
‑ С чего началось ваше увлечение альпинизмом?
‑ Впервые я попала в горы в 1998-м году. Я присоединилась к Карачаевской экспедиции, которая поднимала лошадей на Эльбрус, и мне просто захотелось пойти с ними. Там познакомилась с замечательными людьми. Это были альпинисты, мастера спорта. Один из них стал моим тренером, посоветовал развивать альпинизм в Ингушетии, я этим и занимаюсь. Но вообще, еще когда я была маленькая, смотрела на вершины и думала, неужели я там никогда не окажусь, неужели мне просто остается смотреть на них. Мне было года четыре, и я даже не знала, что такое альпинизм, а желание им заниматься уже было, получается.
‑ В этот раз вы поднялись на Эверест по сложному маршруту?
‑ Да, с Непала. Мне говорили, что лучше подниматься с Севера. Я спросила: «Зачем? Я сделаю так, чтобы могли сказать, что Эверест наш и с Тибета, и с Непала (с Севера и с Юга)». И я пошла с Юга. Я хотела сделать и второе восхождение с интервалом в два дня, но некоторые люди мне этого не дали. Сказали, давайте быстрее спускайте эту ненормальную ингушку, пока она опять не побежала туда.
‑ Кто?
‑ Ну, к сожалению, не всем нравится моя увлеченность. Не всех устраивает, что я добиваюсь успеха. Меня очень расстроило, что я не смогла совершить второе восхождение.
‑ Как проходил маршрут?
‑ Мы вышли 14-го с расчетом на хорошую погоду. Потом мне отсоветовали выходить, сказали, что ветер будет до ста метров в секунду. Лучше говорят идти 17-го. Я подумала, что ветер я смогу выдержать, ждать уже не хотелось, и мы вышли 14-го. 18-го числа в 8 утра я стояла на вершине.
Я там же познакомилась с Денисом Урубко и Алексеем Болотовым. Они ко мне приходили. Мы решили выйти обратно вместе. Я им сказала: «Ребята на высоте будет сильный ветер», ‑ но они хотели проложить новый маршрут и вышли. Я им предложила сделать команду, они сказали: «Давай мы сначала сходим, спустимся и обсудим». С горы Алексей уже не вернулся.
‑ Последний рывок тяжелый был?
‑ Ушла почти вся ночь. Мы пропустили вперед себя большую группу других альпинистов, чтобы не столкнуться с ними на вершине, и после полуночи выдвинулись. Ветер был ужасный. Я готовила пять портретов, с которыми хотела сфотографироваться, но три из них ветер просто вырвал у меня из рук. Остались только Владимир Путин и Юнус-бек Евкуров, которым я посвятила это восхождение. На вершине долго быть нельзя. Погода изменилась, начался спуск. Когда до лагеря оставалось совсем чуть-чуть, мне в голову попал камень. Я сначала вообще ничего не поняла. Успела только крикнуть: «Боже, что это!?». Смотрю, у меня вся шапка и маска в крови. Дошла до лагеря, который был на 8300 м. и на этой высоте без кислорода заснула. Утром просыпаюсь, думаю, неужели меня настолько сильно ударило по голове, что я проспала здесь все это время. После удара вообще не помнила, как дошла до лагеря.
СТРАХ
‑ Что вы нашли в горах?
‑ Логичный вопрос. Многие не понимают этого: скалы, вечная мерзлота и постоянно рядом смерть. Но я не могу отказаться от того зрелища, которое открывается, когда поднимаешься на вершину.
‑ Не страшно?
‑ Я когда впервые увидела трещину, через которую мне надо перейти, мной овладел страх, там была невероятная глубина метров триста вниз, а в ширину всего три. Но страх такой, что заставить себя идти очень сложно. Я сказала проводнику: «Финиш, дальше не идем». А потом поняла, что если не перейду, то все те люди, кто не верил в меня, испытают радость, собралась с духом и пошла.
Когда мы пришли в лагерь ощущения были жуткие, думала, как я буду возвращаться. А потом проводник мне сказал: «Ну посмотри на других, они ничем не лучше тебя, но переходят ведь». И я пошла. Как только сделала первый шаг, было ощущение, что я ничего другого в жизни и не делала, только переходила через ущелья.
‑ Сколько весит ваше снаряжение?
‑ В этот раз не очень много было. Сложно идти в альпинистских сапогах Они каждый весят по два с половиной килограмма. А на плечах рюкзак килограммов на 7-8. Тяжелее было, когда на Эльбрусе надо было установить мраморные доски. Тогда я на себе несла 42 килограмма.
‑ Как вы тренируетесь, чтобы развить выносливость?
‑ Для себя я выбираю бег, причем бегаю я с детства, могу отжиматься.
‑ Вы суеверная?
‑ Да, но главное, я постоянно вижу вещие сны: вижу все, что со мной будет. Меня спрашивают, что будет с нашей республикой, а я говорю: «Я же не пророк, я только свою судьбу вижу». Я еще в 2011-м знала, что покорю Эверест. В прошлом году мне председатель правительства нашей республики сказал: «Если поднимаешься на Эверест, я подарю тебе джип». Я сказала, чтобы готовил машину. Он говорит: «Откуда такая уверенность?» А я же во сне видела.


А еще я никогда не говорю, что я покорю гору, я считаю, что горы меня принимают, а я их люблю. Покорить их невозможно.
Полную версию интервью читайте на нашем сайте в ближайшем будущем. Лейла расскажет, как увидела в горах вертолет, и чем он оказался на самом деле.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Андрей Бузик »» | 12.07.2013 07:44
  
2
Лейла Албогачиева – ингушка по национальности. Живет в селе Али-юрт Республики Ингушетия. Экстерном окончила в 1991 году Чечено-Ингушский Государственный университет. Работала преподавателем русского языка и литературы в сельской школе. С детства мечтала о горах.
- С моего двора в селе Али-Юрт очень хорошо виден Казбек и столовая гора. С детства я мечтала взобраться на эти горы и посмотреть сверху вниз на свое село, прочувствовать ощущения высоты. Горы не давали мне покоя и в горах я видела свое предназначение. Во сне они очень легко покорялись мне. Никогда не думала, что детская мечта когда-нибудь осуществится, тем более зная менталитет ингушского народа, - говорит Лейла.

- Как-то, в 1998 году в качестве воспитателя я со своими учениками поехала в Кабардино-Балкарию. Там я познакомилась с иностранными мастерами спорта – альпинистами со всего мира (итальянцы, испанцы, японцы, чехи и др.)

Я спросила у одного спортсмена, за какое время в первый раз он поднялся на Эльбрус?
- Очень тяжело мне было, я поднялся за 11 часов.
Я тогда подумала и озвучила: “тоже мне мастера спорта, я поднимусь за два часа”. Меня поддержали коллеги и вопрос перерос в принцип. Давай Лейла, кричали все и аплодировали мне. На следующее утро мы выехали на место – поляна Азао. И я даже не стала использовать канатную линию, которой пользуются все для облегчения пути.

С этого места пешком, без снаряжения, без всего я пошла к цели. Когда я поднялась на высоту 3800 и дошла до станции Гарабаши, увидела вдалеке на леднике движущиеся черные точки. Присмотрелась. Это оказалась группа из семи человек. У них были пуховики и прочее снаряжение и я подумала, что они тихо ползут. Я их оставила позади на пару часов. Ледник таял. У меня промокли ноги и тогда я поняла, что покорить высоту, как это представляла себе я - дело не простое. Когда я поднялась на высоту 5200 – выше скал Пастухова начался сильный ветер и тогда мне стало понятно, что без снаряжения двигаться дальше невозможно и просто опасно. Тогда я дошла до гостиницы «Приют 11-ти», чтобы по возможности согреться и обсохнуть.

Я очень сильно замерзла. Там познакомилась с карачаевской группой альпинистов. Они мне помогли с сухой одеждой. Угостили чаем и я немного согрелась. Группа из семи человек, которых я пару часов назад обогнала в это время пришли в тот же «Приют 11-ти». Ими оказались члены экспедиции под руководством Урусова Клычгирея Магомедовича. Мы познакомились и в итоге, когда они узнали, что именно я их пару часов назад обогнала, были очень удивлены.

Меня спросили: - Вы кто?
– Простой педагог.
– Когда я Вас увидел, я подумал, что Вы как минимум мастер спорта, если хочешь я тебя возьму в свою группу, - сказал Урусов.

Предложение участвовать в их экспедиции для меня было выше всяких наград. Это было предложение, которое повернуло мою жизнь. Таким образом, я вместе с ними поднялась на восточную вершину Эльбруса. Сам Урусов не пошел с нами дальше и остался в «Приюте». Если старт был единоличным началом, то к финишу я пришла полноправным членом в составе экспедиции. Я очень благодарна Урусову, за то, что он помог мне реализовать мою мечту.

Когда мы уже спустились вниз, он со слезами нас встречал. - Лейла, это не спроста мы встретились, ты пришла к нам на удачу, - сказал Клычгирей Магомедович.

В этот раз не удалось преодолеть Эльбрус за два часа. Со всеми остановками, передышками, и с учетом того, что самую сложную часть пути Лейла двигалась в команде на покорение Эльбруса ушло около семи часов. Судьба ингушской женщины – альпинистки решилась на высоте 5200.

- В 2010 году меня поддержал Юнус-Бек Евкуров и в том же году в июне я уехала со своей группой на Эльбрус и за неделю мы сделали 3 восхождения (2 на западную вершину и один на восточную).

- Как ты Лейла, хрупкая женщина смогла покорить Эверест?
– Я не люблю слово покорить их не возможно покорить, я просто взошла и некоторое время пробыла на вершине.
- Что толкнуло Вас на эту, сложную даже для мужчин, задачу?
- Я мечтала прославить свою республику в этом экстремальном виде спорта. 20-го мая 2012 года судьба мне предоставила такую возможность.
– Это был плановый подъем или Вы как и на Эльбрус пошли самостоятельно?
– Я хотела сделать самостоятельный подъем, но это в некоторой степени коммерческое мероприятие и за мной был прикреплен проводник. За восхождение нужно платить государству или Тибету или Непалу 10 000 долларов и это только налог за термит (разрешение взойти на вершину), львиную долю забирают фирмы посредники и в моем случае это был Александр Абрамов – капитан клуба «семь вершин». Руководство Ингушетии оплатило 57 000 долларов этому клубу. В прошлом году этот клуб получил от Ингушетии по 42 000 долларов за каждого из семи членов нашей интернациональной группы. Чтобы взойти на такую вершину физическая сила играет не главную роль… главное сила духа и вообще, я считаю, что по жизни человек руководствуется своим духом.

Первый помощник начальника поисково-спасательного отряда Кабардино-Балкарии Гулиев Абдулах написал письмо на имя Евкурова с предложением представить Албогачиеву Лейлу к награде, за то, что она спасла от гибели туриста из Смоленска, которому стало плохо на восхождении (обезвоживание и слабость) и 19 часов Лейла, забрав у него рюкзак и прочее снаряжение, стаскивала туриста вниз. Лейла и спасенный ею Кулешов Сергей, который, кстати, тоже написал благодарственное письмо на имя главы Ингушетии, подружились и теперь часто общаются. Надеюсь руководство отреагирует и представит Албогачиеву к награде.

Лейле Албогачиевой удалось дважды взойти на вершину Эверест и водрузить там флаги России и Ингушетии, и флаг олимпийского комитета.

Таким образом, Лейла Албогачиева единственная женщина в России, которая поднялась на Эверест с Тибета и Непала. Мне приятно осознавать, что именно ингушка носит такой титул.

С уважением, Назир Евлоев.
http://www.mk.ru/blog/posts/2459-sudba-reshilas-na-vyisote-5200.html
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU