Краткий обзор альпинистских маршрутов из ущелья Адыл су.

Инструктор Сергей Дидора.

Актуально тем, кто собирается ехать туда спортивными сборами и ходить тренировочные и зачётные восхождения.

Будем двигаться по часовой стрелке с центром «стрелки» в районе альп. лагеря «Джантуган». Ущелье начинается на западе и «заканчивается «на востоке. 6 часов запад – 12 часов – восток.


Путь на ВЦСПС.

Вершины и маршруты левой части «циферблата»:
Которые ходят с перевала ВЦСПС или с заходом в ущ. Курмычи :

Андырчи – маршрут 1 А к.т с перевала ВЦСПС. Требует наличия верёвок, почти 4 х тысячник;

МНР ЮЗ – маршрут 2 Б к.т с юга по кул.З.гребня. Сильная и техничная скальная двойка. Если кулуар с обледенением (вначале лета) то проблема становится «ребром». Спуск по пути подъёма. Ходят с перевала ВЦСПС;

МНР Ц – маршрут 1 Б к.т с юга по кул. З. гребня. Это «спусковая « единичка с МНР Ц. Логичная и относительно не сложная. Скальная (по кулуару и гребню) и поэтому опасная из за «камней» и на подъёме и на спуске. Ходят с перевала ВЦСПС или с ночёвок в ущ. Курмычи.;

МНР СВ – маршрут 1 Б к.т с юга по кул.В. гребня. Это скальная, «спусковая единичка» с МНР СВ. Петли прямо с вершины и если «честно» дюльферять - то 10 раз. Даже с обходами быстро не получается. Ходят с перевала ВЦСПС или с ночёвок в ущ. Курмычи;


З.гребни слева - 2 Б (на ЮЗ) и 1 Б на МНР Ц.

П. ВМФ - маршрут 1 Б к.т. по З. гр. Это «турецкий поход» - сначала на перевал ВЦСПС, дальше спускаясь и обходя массив п. Первого мая и Авиации подъём на ледник Джаловчат и подъём на п. ВМФ. Возвращение по пути подъёма;

П. Физкультурник – 1 Б к.т , с перевала Джаловчат, спуск по пути подъёма. Тоже «турецкий поход»;

Траверс п. Физкультурник - Узловая Адыл су – 2 А к.т., с перевала Джаловчат, спуск возможен в ущ. Адыл су с пер. Курмычи. Поход «ещё тот»;



Вид на сн - лед. 1 Б с востока на Курмычи и 2 А на Узловую с пер.Джаловчат.

В.Курмычи – 1 Б к.т , по Ю В гр. снежно – ледовый маршрут, тот же «турецкий» подход , что на ВМФ. Спуск на пер. ВЦСПС;
В..Курмычи – 1 Б з, по З. гр. – это спусковая «единичка» с Курмычи (на п. ВЦСПС). Зачёт – только зимой;

В.Курмычи – 2 А к.т. по центр. контрфорсу З. гр. Это комбинированная двойка на четырёхтысячник. Ходят с пер. ВЦСПС. Спуск относительно простой - по З. гр. С ночёвок на перевале – это рабочая, всегда однодневная двойка;

В.Курмычи – 2 Б к.т по З.скл. С. гр. Это комбинированный маршрут больше похожий на снежно ледовый. Здесь уже склон до 50 - 55 гр. и если оголиться лёд - то 400 м ледовой работы обеспечено. Очень полезный для альпинистов маршрут. Спуск по З. гр . на ночёвки или в б/л;
Слева по льду - 2 Б. Справа по склону и контрфорсу - 2 А на Курмычи. Пер. ВЦСПС в правом нижнем углу.


Лёд на 2 Б виден! Слева в. Первого Мая, справа Курмычи.

П.Авиации – 1 Б к.т по З.гр через Курмычи. Скальный маршрут с началом (на п. ВЦСПС ?) и траверсом по З гребням. Это должна быть «мечта» любого начинающего альпиниста. «Единичка» и сразу почти три четырёхтысячника. Спуск по пути подъёма (т.е – двойной траверс). Что то, мне подсказывает интуиция, что не очень простая это единичка и без «ночёвки» новичкам (а может и не только им) будет трудно;

П.Авиации – 1 Б к.т. по Ю склону. Скальный маршрут идти с юга?! Может лучше тогда сн - лед. Курмычи ?! и спуск на пер. ВЦСПС. Но! Такой маршрут на пик Авиации - есть!

Вершины и маршруты верхней части циферблата.
Ходят с «зелёной гостиницы» или с б.лагеря.

В Койовган – 1 Б к.т.по Ю. гр. Скальный маршрут с перевала Койовган ауш. 4 Верёвки и ты почти на вершине. 3 дюльфера на спуске по пути подъёма. Скалы разрушены и требуют аккуратной работы;

В. Виа тау – 2 А к.т по С. гр . Скальный маршрут с перевала ложный Койовган ауш по гребню. Найболее посещаемая двойка. Почти всегда предлагается как тренировочная. Спуск по 1 Б ;

В Виа тау - -1 Б к.т по Ю. кул. З гр. Скальный маршрут по осыпям и моренам и две верёвки простых скал под вершиной. Спусковая (на зелёную гостиницу) единичка. Популярна;



На этих фото видно 2 Б (Ю.гр справо налево), 1 Б по центру (большой осыпной кулуар) и З. гр (слева направо - две 2 А).

В. Виа тау – 2 А к.т. по С склону З.Гр и З гр. З. гр спускается вниз по ходу ущелья т.е с вершины в сторону б/л. Заход на него слева по снежнику и дальше по гребню. На эту скальную вершину – это комбинированный маршрут;



это северный склон З. гр. Фото наше - 2012 год.

В.Виа тау – 2 А к.т по Ю.кф. З. гр. Заходить на З. гр справа по контрфорсу. Маршрут скальный;

В. Виа тау – 2 Б к.т по Ю. гребню. С ущ. Адыл су и в классификаторе – это комбинированный маршрут. Выход на гребень по леднику и снежному склону. Популярная и часто посещаемая двойка;

В. Трапеция – 2 А к.т. Два маршрута. По СВ склону и СВ гр. Оба комбинированных. Популярны. Спуск по пути подъёма;

В. Гумачи – 1 Б к. т по В. Гр. Недоступен сейчас т.к. восхождение связано с выходом на Джантуганское плато, которое является границей. Не разрешено!

В. Джантуган – 2 А к.т по В. Гр. По той же причине - недоступна. Самое плохое! Эта двойка является спусковой с четырёх троек и 4 Б на Джантуган. Поэтому считается, что «Джан закрыт». Просто требуется спуск на СЗ и СВ сторону;


2 А с Джантугана спускается вдоль снега на джантуганское плато. Пер. Джантуган З. и В. проходить нельзя! Граница! А снимок сделан с Трапеции. С неё спуск по пути подъёма.

Вершины и маршруты правой части циферблата.
Ходят с «Турьих» ночёвок и ночёвок «на рыжих камнях».

С востока. Справа -налево на Чегет кару - гребень СВ. А крутой взлёт с перемычки - это 2 Б по Ю.р. На пик Гермогенова с перемычки 2 Б - дольше и по снегу - льду.

В.Чегет кара – 2 Б к.т. по СВ гр. Маршрут комбинированный (в верхней части выход на снежную «палатку»). Гребень спускается к башкаринскому , ледниковому озеру. Оттуда и начало. Ходят (наверно) редко. Сильно длинный, и в нижней части разрушенный маршрут;

В.Чегет кара – 2 Б к.т по Ю.ребру. Маршрут комбинированный, часто посещаемый и спусковой с этой вершины. Ходят его с «Турьих» ночёвок. Большая часть маршрута проходит по леднику и ледопаду - а финальные 5 верёвок - это серьёзное (для 2 Б) лазание. Спуск 4 дюльфера;




Пик Гермогенова с севера. Справо налево длинный З. гребень - 2 Б.

Пик Гермогенова – 2 Б к.т. по лев. части С склона. Маршрут снежно – ледовый. Начинается с перемычки с Чегет карой. Спуск по пути подъёма или по З гр. (что не лучше). Ходят редко – уж сильно комбинированный. Налево повернул и скалы на Чегет кару( гора на 300 м ниже) и тоже 2 Б – поэтому;

Пик Гермогенова – 2 Б к.т. по З. гр. Комбинированный маршрут но по скальному гребню. Гребень спускается к леднику Кашка таш и к ночёвкам на «Рыжих», длинный. Вершина без 40 м четырёхтысячник. Любимый маршрут иностранных альпинистов в прошлом. Спуск по пути подъёма. Легко можно заночевать.

Есть ещё ущелье Шхельды – которое «впадает» в ущ. Адыл су. Там есть двойки на пик Кавказ, единичка на пик Вуллея, двойки на пик Щуровского и Шхельду которые являются пограничными вершинами. Мы их не рассматриваем т. к с б/л в ущ. Адыл су они посещаются крайне редко. А тех описанных – с избытком хватает, чтобы перейти к тройкам.

Должен быть вывод?! На мой взгляд, очень большой выбор.

Впервую очередь я рекомендую маршруты более безопасные (и известные) многим. Это: Виа тау 1 Б, Виа тау по С.гр. 2 А; Виа тау по Ю гр 2 Б; Трапеция -2 А, Чегет кара по Ю. р 2 Б, Курмычи 2 А.
Как руководство в спортивных группах – пик Авиации по З.гр 1 Б, МНР ЮЗ 2 Б, Курмычи по З скл С. гр – 2 Б (по льду) и пик Гермогенова – любую 2 Б. Найболее спортивно (для альпинизма) будет зайти на пик Гермогенова! И пик Авиации!

Успехов и погоды на восхождениях!


http://alpkr.pp.ua/content/kratkiy-obzor-alpinistskih-marshrutov-pervoy-i-vtoroy-kt-kotorye-vozmozhny-iz-ushchelya-adyl
Ещё по теме:
1. Red Fox Elbrus Race 2014. Открытие
2. Денис Урубко. Из огня да в полымя.
3. Первый фильм сезона-2013 российского фрирайд-проекта RideThePlanet.
4. Старик и горы. Балкарец, великий восходитель Баксанского ущелья, тигр скал Хусейн Залиханов
5. Набор на альпинистское направление в школу горных гидов России
6. О документальном фильме Владимира Чистикова «Лети, лети, лепесток»
7. 10 – летняя болгарка совершила восхождение на самую высокую вершину в Европе.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU